Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»


УМК «Школа России». Автор учебника: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.
  • Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.
  • Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

познавательные:

  • умение перерабатывать и обобщать информацию;
  • находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

регулятивные:

  • умение ставить цель на основе имеющихся знаний;
  • контролировать результаты работы;

коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Используемые методы и приемы:

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
  • Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись
  • Выставка книг, толковый словарь.

Ход урока

1. Организация начала урока

- Добрый день, ребята! Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

2. Проверка домашнего задания

(Постановка учебной проблемы с использованием побуждающего диалога. Цель: помочь ученикам поставить учебную проблему. Целеполагание.)

Слайд 2. - Назовите автора и названия произведений, которые вы знаете.

- На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос”.

- Какая здесь основная мысль?

- Чему оно учит?

- Прослушаем стихотворение наизусть.

3. Работа над новым материалом

(Поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего диалога Цель: создать условия для открытия учащихся на уроке, работа с различной информацией)

Слайд №3

- Что вы помните из биографии Н.А.Некрасова?

- Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о чем текст?

Послушайте историю из жизни поэта.

Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом.

Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться.

Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».

- Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события?

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.

4. Первичное восприятие текста - аудиозапись

- Соотнесите теперь прослушанный текст с иллюстраций. Выскажите свое мнение.

5. Физминутка "Зайчик"

Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

6. Словарная работа

Слайд 4

  • Силки - приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.
  • Багор – шест с металлическим крюком и остриём.
  • Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.
  • Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам.
  • Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
  • Горемыка – бедняжка (тот с кем случилась беда).
  • Копошится – шевелится

7. Работа над анализом текста

Чтение по частям.

1.…Старый Мазай разболтался в сарае: …...

Где у них совесть?..

- От чьего лица ведется рассказ?

- С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?

- О каких личностных качествах это говорит?

2. Я раз за дровами….
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?.

3.Этак гуторя, плывем в тишине. ….
И за собою бревно поволок…

- Какую находку было жаль бросать Мазаю?

4. Было потехи у баб, ребятишек, ..
И ляжешь… Ууу-х!»

- Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?

- Как герой относиться к своим односельчанам?

- Огорчало ли это Мазая?

- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении?

Слайд №5

Выразительные средства:

- Какими словами называет зайцев? (уменьшительно-ласкательные)

- В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.

- Назовите эпитеты, метафору, сравнение.

- Какова главная мысль стихотворения?

8. Рефлексия

(Цель: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение)

- Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге.

- В чем он одет?

- Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

- Как поэт относится к Мазаю?

- Что вы узнали о жизни животных весной?

- Какое отношение к животным пробуждает автор?

- Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?

9. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок.