Цели урока:
дидактическая:
- систематизация знаний по разделу «Приёмы рисования фигуры человека»;
- содействие приобретению дополнительных способов и приёмов рисования фигуры человека, компоновки тематического рисунка.
Задачи урока: определить уровень теоретических знаний и практических навыков и умений по теме «Приёмы рисования фигуры человека», «Основы изобразительной грамоты» (изобразительные и выразительные средства изобразительного искусства).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний “Смотр знаний».
Методы обучения: репродуктивный с элементами проблемного обучения.
Средства обучения: карточки контроля знаний, карточки образцы и технологические карты, компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи:
- Детская литература с практикум по выразительному чтению (русские народные сказки и др.),
- Информатика.
Внутрипредметные связи: темы «Цветоведение, приёмы рисования с натуры, приёмы рисования пейзажа, приёмы рисования фигуры человека, архитектура, графические и живописные техники и др.»
Студент должен знать:
- историю развития портретного жанра;
- классификацию видов портрета их характеристики;
- приёмы построения портрета и фигуры человека;
- способы рисования набросков и эскизов сюжета;
- техники живописи и графики;
- основы построения композиции рисунка;
- требования оформления рисунка.
Студент должен уметь:
- выполнять рисунок различными способами;
- определять рациональный ход работы;
- совершенствовать умения работы над рисунком самостоятельными поисками информации;
- составлять технологические карты.
Методы контроля: самоконтроль, групповой.
Структура урока:
- Организационный этап (распределение по парам, сообщение темы, формулировка собственных задач студентами.
- Выдача заданий учителем и работа над заданиями в парах, индивидуальная работа над эскизом.
- Оценка работы группы и самооценка.
- Подведение итогов урока.
Последовательность выполнения заданий студентами:
Формулировка задач урока студентами - 3-5 мин
Задание 1: ответы на вопросы по карточке (работа в парах 3 мин. озвучивание 1-2 мин.) - 6 мин Корректировка ответов.
Задание 2: анализ иллюстраций (5 мин. озвучивание 1- 2 мин. ) - 9 мин. Корректировка ответов.
Задание 3: работа с текстом.
Задание 4: работа по составлению алгоритма выполнения эскиза сюжета по сказке (5 мин. озвучивание 1-2 мин.) - 9 мин. Корректировка ответов.
Задание 5: практическое выполнение сюжета по сказкам с использованием фигуры человека, зверей, элементов природы и др. 15-20 мин. пр. работа 25 мин. Корректировка практической работы.
Подведение итогов - оценивание работы студентов на уроке в парах и высказывание мнений другими студентами. (5 мин).
- Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий (недостаточность теоретической информации или практических навыков)?
- Какие языковые средства вы использовали в процессе корректировки действий в практической деятельности?
- Какие взаимоотношения использовались в процессе деятельности и т.д.
Критерии оценки:
- 2 - балла - Знают исторические факты, аргументированно могут дать пояснение на возникшие вопросы и действия.
- 1 - балл - Не знают исторические факты, но могут дать пояснение на возникшие вопросы и действия.
- 0 - баллов - Не знают исторические факты, не могут дать пояснение на возникшие вопросы и действия.
- 2 - балла - Знают последовательное применение операций, при выполнении эскиза разными способами, аргументированно могут дать пояснение на возникшие вопросы и действия. Успешно презентуют материал.
- 1 - балл - Знают последовательное применение операций, при выполнении эскиза разными способами,но не могут аргументированно дать пояснение на возникшие вопросы и действия. Отсутствует последовательное изложение презентуемого материал.
- 0 - баллов - Не знают последовательное применение операций, при выполнении эскиза разными способами, не могут аргументированно дать пояснение на возникшие вопросы и действия. Не презентуют материал.
- 14-12 баллов – высокий уровень - 5
- 8 – 11 баллов – средний - 4
- 5 – 7 баллов - ниже среднего - 3
- 1 – 4 баллов — низкий - 2
Литература
- Хуторской А.Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. с.58-64.
- Хуторской А.Ключевые компетенции.// Народное образование. 2003. №5. с.55-61.
Начало урока будет посвящено повторению материала о различиях сказки по жанровому разнообразию, о стилевом решении художественного исполнения, что в последующем вам поможет в практических действиях при работе над рисунком сюжета к сказкам.
Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.
Первое задание объединяет несколько основных составляющих о сказках.
Задание 1. «В гостях у сказки».
Ответьте на вопросы:
- Дайте определение понятию сказка, сюжет.
- Выделите типы сказок.
Типы сказок: народные и авторские
- Выделите жанровые разновидности сказки.
Виды сказок
Принято выделять 6 основных видов сказок,
- Художественная сказка.
- Народная сказка.
Сюжеты сказок: Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Бытовые сказки. Сказки о превращениях, трансформациях. Волшебные сказки. - Авторская художественная сказка.
- Дидактическая сказка. (математическое решение)
- Волшебные сказки.
Самые любимые, интересные, захватывающие – это волшебные сказки. Здесь волк может говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу…
В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне чёткую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым её легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были», «В некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела летаешь» и другие.
Волшебные сказки богаты своими сюжетами, но, не смотря на это, они обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия – к кульминации, ведущей к развязке.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Обобщая исследования различных ученых выявлены следующие элементы композиции волшебной сказки: присказка (встречается не во всех сказках), зачин (экспозиция), завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка,конечный присказ (часто соединен с концовкой, встречается не во всех сказках).
Волшебная сказка уводит слушателя в мир чудес, где при помощи чудесных помощников борются чудесные герои. Естественно, такая сказка отличается от сказок о животных и бытовых, она не может рассказываться в том же стиле и тем же языком. И по содержанию и по форме эти сказки необычны и чудесны. Отсюда её своеобразная обрядность и богатая словесная орнаментика.
Задание 2. Следующее задание предполагает выделить из предложенного текста название сказок по программному материалу урока литературного чтения с первого по четвёртый класс.
- Какие литературные произведения в данном описании зашифрованы.
- Определите виды и типы литературных произведений.
- Выделите основную структуру композиции литературных произведений.
1 ряд
Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот учёный им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!»
2 ряд
Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежали мимо Мышка- норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!». Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут- тянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждёт, когда Емеля её поцелует.
3 ряд
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!». Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе в замок.
По семь сказок зашифровано в каждом варианте.
На предыдущих уроках вы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? И это происходит тогда, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни. Одной из тем является для художников сказка.
- Произведения каких художников нам помогут совершить экскурс к вершинам познаний о художественных основах изображения рисунка иллюстрации к сказкам - это произведения Юрия Васнецова, В.М.Васнецова, Ивана Билибина, Е.Рачёва и других (по самостоятельной подготовке студентов).
Для Ю.Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.
Художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах «ожили» почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В.Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Богатыри».
В картине «Алёнушка» трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки.
Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат придает таинственности и неизведанности дальнейшего пути. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы сказочных героев.
В.Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно об этом говорят и краски, использованные им при написании картин. А.Ю.Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
Рассматривая работы нескольких художников, выделите: автора и название произведения, художника выполнившего иллюстрации для произведения, стиль оформления книги и иллюстраций.
И.Билибин
Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, "первый профессионал книги" - как его называют специалисты. Его пример - другим наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не только иллюстраторов, но и графических дизайнеров.
"Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" - стоит найти на полке любимые с детства книжки, чтобы убедиться – красота!
Стиль. Узнать работы Билибина можно по большого формата тонкой книге-тетради с крупными цветными рисунками. И художник здесь - не просто автор рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.
Юрий Васнецов
"Краденое солнце" Корнея Чуковского, "Кошкин дом" Самуила Маршака, "Конек-горбунок" Петра Ершова - героев всех этих книг мы представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.
Стиль: Художника вдохновляли нарядные дымковские куклами и яркие петухи, традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество иллюстратора.
Деталь: Книжная графика была лишь частью творчества Васнецова. В живописных произведениях он проявил себя как очень крупный мастер, соединивший народную культуру и высокую эстетику.
Задание 3: работа с текстом.
Сюжетное рисование
Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию. Основная цель сюжетного рисования - научить передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны.
Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию являются следующие:
- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- научить передавать взаимодействия между объектами;
- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему.
Например, в рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.
Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени.
Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.
Задание 4: работа по составлению алгоритма выполнения эскиза сюжета по сказке (5 мин. озвучивание 1-2 мин. ) - 9 мин.
Работа ведется по следующему плану-алгоритму:
1. Беседа по рассматриванию художественных произведений.
2. Выбор темы сюжета.
3. Поиск композиционного решения, которое находит свое выражение в рисунке карандашом.
4. Выполнение окончательного варианта в цвете.
5. Подведение итогов урока, анализ работ учащихся.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.
Рекомендации по ведению работы
- Выбрать сюжет.
- Решить, вертикально или горизонтально расположить лист.
- Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш.
- Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном.