Цель: довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека.
Задачи:
- Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
- Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
- Раскрыть понятие «Доброта», мотивировать детей на добрые поступки.
- Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
- Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, нарисованное дерево, символизирующее доброту, карточки для «строительства дома», карточки с записью «правил доброго человека», задания для групповой работы, словари.
Музыкальное сопровождение: фрагмент мультфильма «Просто так», запись песни о доброте.
Ход классного часа
I. Огр. момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Посмотрите фрагмент знакомого вам мультфильма.
- Почему изменилось настроение ослика?
- Какое дело совершил мальчик?
- Можно ли сказать, что здесь произошло чудо?
То есть, добро свершило чудо.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Тема нашего занятия: «Доброта творит чудеса!»
- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы понимаете ребята, эти слова?
- Давайте посмотрим, что скрывается за этими словами в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (Работа со словарями)
У вас на столах лежат понятия этих слов. Прочитайте их.
(По Ожегову: Доброта - Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки.
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное)
- А что тогда такое зло?
Зло - Это нечто плохое, дурное, вредное, противоположное добру: беда, несчастье, горе, всё плохое.
- Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла?
- Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит и люди могут творить не только добрые, но, к сожалению, и злые дела.
2. Целеполагание
- А зачем нужно быть добрым?
- А как стать добрым человеком?
- Вот и цель сегодняшнего нашего занятия: разобраться, что такое доброта и как стать добрым человеком, а для этого мы выведем правила доброго человека.
- А поможет нам достичь цели высказывание одного мудреца, который заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.
3. «Строительство» Дома Доброты
- Мы сегодня попробуем построить Дом Доброты. Для этого предстоит всем приложить немало сил. Работать будете в команде. Команды готовы. Давайте с вами вспомним «Правила работы в группе». Слайд….
1 группа. Строительство фундамента
- Ребята, скажите, а с чего начинается строительство дома?
- Конечно же, строительство дома начинается с фундамента. А для фундамента нужно выбрать кирпичики. У вас на столе лежат кирпичики, на которых написаны качества, которые сопутствуют доброте, выберите нужные и приклейте их на лист.
Слова: взаимовыручка, злость, понимание, ссоры, зависть, забота, уважение, любовь, предательство, терпение, помощь, конфликт, вежливость, безразличие, преданность, грубость, честность, чуткость, отзывчивость, милосердие.
- Фундамент у нас готов.
- Какие качества вы не выбрали и почему?
2. Строительство стен
Продолжим наше строительство. На фундамент ставят сруб.
- А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь какое первое бревнышко будет в нашем доме.
Доброе слово излечит больного
Доброе слово творит чудеса.
Доброе слово всей жизни основа
Нашей души необычной краса.
- Итак, ребята, какое бревнышко будет первым в нашем Доме доброты - добрые слова
Игра «Слова-приветствия»
- Знаете, ребята, оказывается добро можно сотворить с помощью слов. И это можно делать несколько раз в день. Ведь много добрых слов есть в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро": Давайте мы про них сейчас вспомним.
- Итак, встречая гостей, мы говорим: добро пожаловать, провожая гостей: доброго пути, утром родным знакомым мы говорим: доброе утро, днем – добрый день, а вечером: добрый вечер.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и отразили это в пословицах.
- У вас на столах лежат пословицы разбитые на части. Вам нужно из частей собрать пословицу, приклеить ее на лист, а затем пояснить, как вы её понимаете.
- Доброе слово лучше богатств.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Доброе слово железные ворота отопрёт.
Вывод: итак, ребята, как вы думаете, зачем нам нужны добрые слова?
- Какое правило можно вывести из всего сказанного? (Говорить добрые и ласковые слова)
- А часто ли вы употребляете добрые слова?
- А как вы их произносите? Скажите, зависит ли сила добрых слов от того, как они сказаны, каким тоном, голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым? (Добрые слова должны произноситься от души, с улыбкой на лице. От этого поднимается настроение. Как поётся в песне, от улыбки станет всем теплей. Сказанные грубо они перестают нести доброту.)
- Что добавим в правила доброго человека?
(Быть приветливым и вежливым)
- В народе говорят, что слово лечит. Но слово может и очень обидеть и ранить человека.
Послушайте стихотворение «Обидное слово» Татьяны Дашкевич
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
- Какой совет нам дает автор в этом стихотворении? Почему?
- В общении нужно обязательно следить за своими словами. Вот давайте посмотрим с вами один опыт.
- Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.
Опускается соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами никогда не вернутся обратно. «Слово, что воробей, вылетит, не поймаешь».
Вывод: Какой вывод мы должны с вами сделать?
Следить за своими словами. Прежде чем сказать - подумай!
- Что добавим в правила?
(Не обижать словами)
Игра «Круг добра»
Дети встают в круг.
- Я предлагаю начать делиться друг с другом добром прямо сейчас. И самый простой способ – сказать друг другу добрые пожелания. (Ребята передают по кругу сердечко со словами: «Я желаю тебе…», «Я хочу, чтобы ты…» и т.д.)
Вывод: - Что чувствовали вы, когда вам говорили добрые слова?
- Когда мы говорим, друг другу добрые слова, то делимся частичкой своего сердца с другими людьми. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
- О доброте говорили всегда и, прежде всего, высказывали свои мысли великие философы, писатели.
- Следующим бревнышком Дома Доброты будут - добрые мысли.
- У вас на столах лежат, высказывания выберите то, высказывание которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.
-
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Толстой
-
«Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела - божественно» (Г.Манн)
-
«Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь» (Соломон).
-
«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Жан Жак Руссо).
-
«Чтобы поверить в добро, надо его делать» (Л.Толстой)
-
«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).
-
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы» (К.Пеппер)
Вывод: - Какой вывод мы можем сделать? (Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши мысли)
- Что добавим в правила доброго человека?
(Выражать добрые мысли.)
- А как вы думаете, ребята, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
- Следующее бревнышко Дома Доброты – это добрые дела.
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- У вас на столах лежат карточки розового цвета. На них написаны ситуации, ваша задача прочитать ситуацию, обсудить в группе и дать ответ.
Ситуация 1: «Твой друг заболел и давно не был в школе. Что ты можешь сделать для друга?»
Ситуация 2: «Твоя подруга забыла дома цветные карандаши, которые нужны для урока рисования. Твои действия».
Ситуация 3: «Вы нашли котенка, но родители вам не разрешают взять его домой. Как вы ему поможете?»
Ситуация 4: «Девочка упала и разбила коленку. Как ты сможешь ей помочь?»
- Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
- Итак, что добавим в правила доброго человека?
(Делать добрые дела, поступки)
- А на вершине нашего Дома доброты будет вот эта крыша - под названием счастье, потому что доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье.
- Вот мы и построили наш Дом доброты.
- Какие же правила вы вывели из сегодняшнего разговора?
- Говорить добрые и ласковые слова
- Не обижать словами
- Быть приветливыми и вежливыми
- Выражать добрые мысли
- Делать только добрые дела
4. Рефлексия
Создание дерева добрых дел
- Я думаю, ребята, что каждый из Вас уже совершил добрый поступок, а может быть и не один, а какие добрые дела вы можете еще совершить?
- А сейчас выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:
- помогать родителям по дому;
- навести порядок в школьном дворе;
- накормить бездомную собаку;
- подготовить концерт для пожилых людей;
- помочь детям сиротам и инвалидам;
- сделать кормушки птицам зимой;
- сделать скворечники весной;
- помочь пожилому человеку нести сумку;
- идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку;
- уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям;
- защищать девочек, маленьких детей;
- не допускать грубости;
- стараться во всем помочь ближним;
- участвовать в школьном мероприятии;
- чтение книги;
- играть с малышами;
- говорить добрые слова окружающим;
- помогать старым и больным;
- помогать товарищу в учебе.
Не будем брать карточки с записями:
- обидеть маму;
- поссориться с товарищем;
- равнодушно пройти мимо плачущего малыша;
- замахнуться палкой на собаку;
- не покормить домашнего питомца;
- не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;
- подраться с мальчиками;
- не позаботиться о пожилой бабушке.
- Посмотрите на наш дом, на дерево, вспомните все, о чем мы с вами говорили и скажите, что каждый из вас должен сделать, чтобы стать добрым человеком?
- Вот и подошло к концу наше занятие. Я прошу показать с каким настроением вы завершаете свое участие в нем. У вас на столах лежат смайлики покажите тот, который соответствует вашему настроению.
- Итак, ребята, по вашим смайликам я делаю вывод, что наше занятие прошло не зря.
- Спасибо вам за хорошую работу!