Технология проектной деятельности – это совокупность приёмов и действий, осуществляемых в определённой последовательности участниками проекта для решения значимой проблемы и получения конечного продукта (форма представления результата). Технология проектной деятельности используется, как правило, когда в процессе обучения возникает какая-либо задача, для разрешения которой требуются умения партнёрского взаимодействия, интегрированные знания из различных областей и создание условий для их практического применения.
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями в системе дополнительного образования является организованное билингвальное общение и интерактивное взаимодействие в семейном клубе. В целевых ориентирах и функциональных обязанностях семейного клуба заложена и реализуется гуманистическая идея о совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой доверием и взаимопониманием. Клуб решает сопутствующие задачи психопрофилактической поддержки и социально-педагогической коррекции семейного общения. В условиях продуманной и целенаправленной деятельности с учётом половозрастных, этнокультурных особенностей родителей семейный клуб становится своеобразным ресурсом развития учебных занятий в системе дополнительного образования.
Обратимся к опыту работы семейного клуба «Французский для всех» на базе Дворца творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова (г. Саратов) в реализации метода проектов на практике. Французский семейный клуб – это творческое сообщество единомышленников в лице детей (с пяти лет и старше) и взрослых, направленное на организацию социально-культурной деятельности.
Прежде всего на семейных занятиях дети учатся совместно со взрослым планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем каждая семья, как участник проекта, самостоятельно выбирает способ решения той или иной проблемы и выполняет определённые этапы технологии проектирования. Презентация и анализ результатов проектной деятельности, вновь объединяет всех членов команды. Опора на известную триаду ученик-педагог-родитель обеспечивает успех работы клуба на протяжении шестнадцати лет.
Цель функционирования клуба – актуализация значимости старых и создания новых семейных традиций, исходя из реалий русской и французской культур. По законам развития человеческой психики детские впечатления оставляют неизгладимый отпечаток на смысле всей последующей взрослой жизни. Исходя из этого, одной из главных задач фамильного = семейного изучения основ французского языка, наряду с социализацией учащихся, является укрепление семейных ценностей.
Каждый проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения. Тесная взаимосвязь культурного и социального аспектов – один из главных принципов выбора типологии проектов. Проект «Организация рационального досуга франкофонов Саратова в семейном клубе» является практико-ориентированным, творческим и межпредметным, поскольку задействованы не только знания по французскому языку, но и другие области знаний (литература, история, искусствоведение и т.д.).
Совместная творческая работа является обязательным условием для ликвидации разрыва между изучаемым языком на занятиях и языком, используемым в повседневной жизни. Следовательно, основная деятельность учащихся не ограничивается рамками класса, а выходит за его пределы, продолжаясь дома и привлекая практически всех членов семьи. Речь идёт о семейном участии в различных творческих мероприятиях, посвящённых дням Франкофонии в Саратове ежегодно в марте-апреле.
Франкофоны – это люди, которые говорят по-французски, изучают и любят его, как и в целом, французскую культуру. Франкофония – это праздник, на котором говорят, поют, декламируют по-французски и дети, и взрослые. Таким образом, весна в Саратове – это самое подходящее время, чтобы открыть для себя франкофонный мир и, в рамках проекта «Организация рационального досуга франкофонов Саратова в семейном клубе» подготовиться к участию в программных мероприятиях всей семьёй. Возможно, спеть дуэтом с мамой на фестивале франкофонных песен, представить аудио или видеофильм семейного прочтения отрывка любимой французской сказки в рамках выходного дня «Семейное чтение», посетить литературное ателье и всей семьёй помечтать о том, на какую новую планету мог бы полететь Маленький принц и т.д.
Специфика данного явления заключается в том, что в процессе интерактивного взаимодействия детей и взрослых в ходе организационно-подготовительного и технологического этапов проекта включается особый механизм социального научения, так называемое викарное научение. Оно связано с уникальной возможностью приобретения положительного опыта семейного взаимодействия в процессе непосредственного наблюдения за взаимодействием членов других семей. Эффектом викарного научения является обратная связь, которая проявляется в виде неожиданных высказываний, суждений или поступков участников совместной деятельности.
Как известно наилучший результат получается в комплексных коллективных проектах, направленных на решение задачи с максимальной степенью участия всех членов команды на всех этапах. Проект организации семейного досуга средствами французского языка – один из них. Проблема, на решение которой направлен семейный проект имеет особую значимость, как для социализации дошкольников и подростков, так и для взаимообогащения семейных отношений в целом.
В результате совместной работы семейных пар (родители и учащиеся) получился общий проект, было сформировано общее речевое пространство детско-взрослого сообщества, был создан общий конечный продукт – свободная коммуникативная культура. Именно потребностью в обсуждении эмоциональных переживаний, творческих замыслов, успехов и неудач, пережитых вместе при подготовке данного проекта, было обусловлено введение дополнительных «клубных дней», семейных «круглых столов», мероприятий «выходного дня», и в этом его уникальность.
Многолетняя практика проектной деятельности позволила по-новому взглянуть на основные этапы создания проекта и, к привычным организационно-подготовительному, технологическому и заключительному этапам, добавить ещё один – этап совместного анализа последствий осуществлённого взаимодействия,в ходе которого задумываются новые творческие планы, обусловленные предшествующим успехом. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своём развитии. Речь идёт о целенаправленном включении учащихся в проектную деятельность с хорошими перспективами на результат.
Так, например, произошло с ранее реализованным проектом «Французы в Саратове». Успешная презентация проекта, предопределила продолжение поисковой работы, но уже в рамках другой темы «Выдающиеся Саратовцы во Франции». Исторический материал о наших земляках вышел за пределы учебного кабинета, получив одобрение саратовских краеведов, встреча с которыми состоялась в областной библиотеке им. А.С. Пушкина. После чего учащиеся всерьёз занялись исследовательской деятельностью, отправляя семейные доклады на Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио», организатор издательский дом «Первое сентября», г.Москва.
Цель проекта – психопрофилактическая поддержка семейного общения средствами французского языка. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач: привлечение учащихся и их семей к единым культурным ценностям; организация реального сотворчества учащихся, родителей и педагогов; создание условий для позитивной социализации учащихся.
Способность включаться в проектную деятельность, не связана с возрастом, поэтому проект, направленный на решение проблемы организации рационального досуга семьи призван «разбудить» активность детей и взрослых и подвести их совместную деятельность к процессу творчества. Мероприятия проекта проводились в течение всего учебного года.
В первом полугодии в рамках организационно-подготовительного этапа начиналась подготовительная работа, осуществлялся выбор интересующих направлений (музыкальный фестиваль, запись видеофильма, участие в семейном чтении сказок и т.д.), собиралась необходимая информация, разрабатывался собственный вариант решения проблемы. Во втором полугодии проходил технологический (основной) этап: реализация плана действий. Непосредственное участие семей саратовских франкофонов в программных мероприятиях праздника Франкофонии, организованного общественной региональной организацией «Альянс Франсез-Саратов» на различных площадках города Саратова: областная универсальная научная библиотека, гимназия №1, областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина, Дом Кино, французский Центр и т.д.
Заключительный этап: подготовка к защите проекта, презентация проекта, рефлексия (анализ) по традиции совпадает с проведением отчётного мероприятия – выпускного вечера объединения на базе ДТДиМ в конце учебного года.
Ожидаемые результаты реализации проекта предполагают развитие способностей учащихся, улучшение показателей адаптации в социуме и взаимоуважения в семье, повышение престижа изучения французского языка. Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками пришли участники семейного проекта (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). С этой целью нами систематически проводится мониторинг результативности. Самым перспективным приёмом работы в данном направлении оказалось параллельное анкетирование родителей и детей с последующим сопоставлением результатов.
Так, в рамках проведённого анкетирования, анализ ответов родителей на вопросы: «Соответствуют ли Вашим ожиданиям реальные результаты совместной деятельности с ребёнком в процессе реализации проекта?», «Заметны ли, на Ваш взгляд, позитивные изменения в поведении, взглядах и настроении ребёнка?» и др., показал, что у ребёнка произошли положительные перемены в поведении, взглядах, отношении к близким людям и домашним делам. Дети, по мнению взрослых, стали считаться с интересами и пожеланиями членов семьи, осознанно подходить к планированию свободного времени, согласовывать свои действия с родителями.
В ходе исследования детских ответов был выявлен важный показатель благополучного влияния взаимодействия с родителями в условиях проектной деятельности на систему отношений личности ребёнка к его социальному окружению и близким. Отвечая на один из вопросов анкеты: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», ребята поставили на первое место родителей, отметив, что они остаются главными эмоционально близкими, доверенными лицами.
Таким образом, было выявлено положительное влияние реализации проекта не только на успешное овладение основами французского языка, но и на качество жизнедеятельности семей-участников клуба. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности функционирования семейного клуба «Французский для всех» и актуальности семейных проектов, реализующихся на его занятиях. Это позволяет высказать предложение по возможному практическому использованию работы подобных клубов как ресурса развития учебных занятий в системе дополнительного образования, в целом.