Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме «Природа и наша безопасность».
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией, текстом;
- развитие умения использовать различные способы поиска информации (в тексте);
- развитие операций мышления: сопоставления, обобщения, классификации.
Познавательные УУД
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов из текста).
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоить правила безопасного поведения в природе.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
– Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)
- Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)
- Ещё раз, все, здравствуйте!
- Здороваться - это желать здоровья!
Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и мы могли дружно общаться и выполнять работу.
- Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь, потому что разговор наш затронет очень серьезную тему для всех нас.
2. Cамоопределение к деятельности
- Для того, чтобы начать наш разговор, вспомним, как называется раздел, который вы продолжаете изучать? (Наша безопасность).
- В каких местах нам нужно особенно помнить о нашей безопасности? (кластер)
3. Актуализация опорных знаний
- Мы составили кластер по нашему разделу.
Остался свободный блок. Здесь кроется еще одна опасность. Откуда ждать опасность, мы узнаем, отгадав несколько загадок.
1.
Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит... (Гроза)
2.
Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб обманка,
Это бледная … поганка
3.
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (Змея)
4.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Cобака)
Перечислите все отгадки и скажите, что их объединяет?
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Безопасность в природе или природа и наша безопасность)
4. Постановка учебной задачи
- Определите, что мы узнаем на уроке, чему научимся?
Используйте слова:
- узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
- научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
- Для чего мы должны знать и выполнять эти правила? ( Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье).
- Я приглашаю вас стать участниками «Службы безопасности», вывести правила безопасного поведения в природе.
- Сегодня наша работа будет организована по группам. Давайте с вами вспомним правила работы в группе.
«Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!
5. Работа в группах по выведению правил безопасности в природе
1 группа – блок «Дикие животные». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.
2 группа - блок «Домашние животные». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.
3 группа – блок «Растения и грибы». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.
4 группа – блок «Явления природы - гроза». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с темой урока.
6. Введение в тему
ГРОЗА
(просмотр и прослушивание грозы)
Работа над формулировкой
- Что такое гроза? (обращение к словарю)
Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молнией.
Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
7. Работа над темой урока
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)
- А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (видео)
Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.
Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
Опасна молния своим электрическим разрядом. Его прямое попадание может вызвать пожар и повредить линии электропередач. В результате чего могут погибнуть люди.
Ежегодно в мире от молний погибают около 3000 человек, поэтому главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить здоровье, жизнь и свои дома.
Растения.
– Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?
- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
– Какие ядовитые растения растут вокруг нас.
Ландыш. Всем известен нежный весенний цветок – ландыш, но не все знают, что всё это растение, включая и его плоды – круглые красно-оранжевые ягоды, ядовиты. После опыления вместо цветков появляются зеленые, а затем ярко-красные ягоды-шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо вызвать рвоту и промыть желудок.
Дурман. Это растение называется «дурман». Оно растёт на пустырях, свалках, в оврагах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Оно очень ядовитое, причём ядовиты все его части, поэтому к нему нельзя даже прикасаться.
Белена. Это растение можно встретить там же, где растет и дурман. Оно тоже ядовито. Цветки белены напоминают кувшинчики. В них может находиться до пяти сотен семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и высыпают на ладонь как горсть маковых зерен. Если их взять в рот и сжевать, то отравиться можно насмерть. Тот, кто съест это растение, сначала станет буйным, а затем у него появится сильная головная боль, дыхание будет затруднено, сердце начнет биться очень часто. Иногда тело становится неуправляемым – наступает обездвижение.
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Грибы.)
– Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми.
– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)
– Все ли грибы можно употреблять в пищу?
– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб.
Животные
Мы с вами можем встретить не только растения, но и животных.
Животных на Земле очень много. Среди них есть совершенно безобидные, а есть очень опасные. Опасными могут быть не только крупные, но и маленькие животные. Главное – правильно себя вести при встрече с ними.
- Каких опасных диких животных вы можете назвать?
- Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
- Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
- В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)
- Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?
- Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
Работа в группе
Как мы выяснили, большие опасности таит в себе природа. Как уберечь себя? Дайте совет безопасного поведения с природой (по группам). Изучите текст в учебнике на заданную тему, посоветуйтесь в группе и дайте несколько рекомендаций, используя план выступления.
План работы в группе
- Изучите материал. учебника – с. 25 (для других групп – с. 26, 27, 28)
- Составьте памятку безопасного поведения.
- Дайте совет или рекомендацию, как вести себя, если ты или кто-то попал в опасную ситуацию в природе.
- Свое выступление начните со слов «Мы – работники «Службы безопасности» хотим помочь вам обезопасить свое поведение при ….. (грозе, сборе растений и грибов, встрече с дикими животными, общении с домашними животными).
Выступление групп
(группы представляют свою работу, учитель дополняет выступления ребят показом слайдов, в конце выступления представителей от групп учитель задает вопрос. – Все члены группы согласны с выведенными правилами, что еще хотели добавить?).
На почту ваших отделов поступили письма. Авторы писем обращаются к вам с волнующими их вопросами. Посоветуйтесь в группе и дайте ответы. (Ответы на вопросы)
Спасибо за работу.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать!
- Как вы думаете, можем ли мы как – то предупредить наших близких, друзей, знакомых, об опасных местах в природе? (рассказать о правилах, нарисовать правила).
8. Работа над проектом
- Я предлагаю вам сейчас продолжить работу нашей «Службы безопасности» над проектом «Условные знаки к правилам безопасности в природе».
- Изучая правила дорожного движения, вы уже знаете, что знаки бывают какими?
- Подумайте, какой знак вы бы разработали к правилам безопасности в природе?
9. Защита проектов
- Какой проект Вам понравился? Почему?
10. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу.
- О чем мы сегодня говорили? (о нашей безопасности в природе).
Продолжите предложение:
- «Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
- «Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
- «Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
11. Рефлексия
Заседание Службы безопасности подходит к концу. Подведем итоги работы в группе. Как работала команда? Кого вы хотели поблагодарить за работу?