Предмет: Русский язык. Урок развития речи.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: научить передавать письменно содержание текста по вопросам.
Планируемые результаты (задачи урока):
- Предметные: воспринимать текст на слух; выбирать заглавие; подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова; грамотно записать пересказ; увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.
- Метапредметные (УУД): определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками во время работы в паре.
- Личностные: выражать отношение к окружающему миру; прививать любовь к вдумчивому чтению.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Учиться надо весело! Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. А для этого определим девиз нашего урока. | Дети приветствуют учителя и гостей, проверяют свою готовность к уроку. Записывают число. |
2. | Мотивационный этап | - Что записано перед вами? (Слова) - Какое задание я предложу вам? (Составить из слов предложение) - Молодцы! Составьте из слов предложение. Что у вас получилось? (Ученье и труд к победам ведут!) - Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите предложение в тетрадь. Какие правила написания предложения вы соблюдали? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку) |
Составляют из слов предложение, записывают его в тетрадь. |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение | - Послушайте, о чём речь? «Два и более предложений, связанных друг с другом по смыслу» (Текст) «Это устный или письменный пересказ текста. Используется для развития речи учащихся» (Изложение) - Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение) - Какие цели поставим? (Учиться писать изложение) |
Отвечают на вопросы, учатся предполагать, определять тему урока, ставить цели. |
4. | Игровой момент | - Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком именно животном пойдет на уроке речь. Очень сильный и высокий, По колено снег глубокий. Не олень, но он рогатый, Все зовут его сохатый. (лось) - По каким признакам вы догадались, что загадка про лося? - Что вы знаете об этом животном? |
Анализируют, отвечают на вопросы, отгадывают загадку, рассказывают о лосе. |
- А где мы можем найти информацию о любом животном? | - в энциклопедии, в интернете, в книгах. | ||
5. |
Актуализация знаний |
- Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение. - Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока) |
Сообщение про лося |
6. | Изучение нового материала. Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать |
1) Знакомство с текстом, чтение текста учителем - Вы обдумайте рассказ, |
- Слушают учителя.
- Придумывают название текста, записывают его. (Лось) |
|
|
Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение. - Определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста? (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1). Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки. Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники. Не страшна зима лосю! - Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради. 2) Вопросы к тексту: - Кто такой лось? - Чем он питается? - Почему лосю трудно зимой? - Как люди помогают животным? - Страшна ли зима лосю? 3) У вас на партах есть карточка с планом в виде вопросов и опорными словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение. Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом. (Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы). 4) Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту) - В парах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. - Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы, В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен? |
- Разбирают план и отвечают на вопросы. - Разбирают орфограммы в парах и читают текст вместе с учителем. |
- Как избежать повтора в тексте слова лось? |
Зверь, животное, он |
||
|
Физминутка |
|
|
7.
|
Закрепление изученного материала
|
1. - Как мы можем назвать эти вопросы? - Сколько в тексте частей? (3). - Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части? Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы. -Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений? Перескажите 2 часть - Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него. Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац? |
- Это план. - Делят текст на части. Устно пересказывают текст. |
2. - План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте (работа в парах). - Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк. 3. Самостоятельная работа |
Читают текст и пересказывают его друг другу.
Пишут изложение. |
||
4. Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ) |
Несколько детей читают своё изложение |
||
8 |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
- Что мы сегодня учились писать? |
Дети подводят итог: чему они научились за этот урок |