Конспект урока по русскому языку "Обучающее изложение «Лось»"

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: изложение


Предмет: Русский язык. Урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить передавать письменно содержание текста по вопросам.

Планируемые результаты (задачи урока):

  • Предметные: воспринимать текст на слух; выбирать заглавие; подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова; грамотно записать пересказ; увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.
  • Метапредметные (УУД): определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками во время работы в паре.
  • Личностные: выражать отношение к окружающему миру; прививать любовь к вдумчивому чтению.

Ход урока


п/п

Этап урока

Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся
(виды деятельности)

1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Учиться надо весело! Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. А для этого определим девиз нашего урока. Дети приветствуют учителя и гостей, проверяют свою готовность к уроку.
Записывают число.
2. Мотивационный этап - Что записано перед вами? (Слова)
- Какое задание я предложу вам? (Составить из слов предложение)
- Молодцы! Составьте из слов предложение. Что у вас получилось? (Ученье и труд к победам ведут!)
- Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите предложение в тетрадь. Какие правила написания предложения вы соблюдали? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку)
Составляют из слов предложение, записывают его в тетрадь.
3. Постановка учебной задачи и ее решение - Послушайте, о чём речь?
«Два и более предложений, связанных друг с другом по смыслу» (Текст)
«Это устный или письменный пересказ текста. Используется для развития речи учащихся» (Изложение)
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение)
- Какие цели поставим? (Учиться писать изложение)
Отвечают на вопросы, учатся предполагать, определять тему урока, ставить цели.
4. Игровой момент - Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком именно животном пойдет на уроке речь.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)
- По каким признакам вы догадались, что загадка про лося?
- Что вы знаете об этом животном?

Анализируют, отвечают на вопросы, отгадывают загадку, рассказывают о лосе.

- А где мы можем найти информацию о любом животном? - в энциклопедии, в интернете, в книгах.

5.

Актуализация знаний

- Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.

- Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока)
Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить:
- Что такое текст? Назовите признаки текста.

Сообщение про лося
Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Лося еще называют сохатым. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Они помогают лосям лучше слышать. Питаются лоси в основном травой, молодыми кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, молодой сосны. Лоси съедают до 25 килограмм растительной пищи ежедневно. Живут лоси 12-15 лет. Бегать они не любят, даже при опасности переходят на быстрый шаг. Летнюю жару переносят плохо и стараются найти болота и озера, и проводят там весь день. Лоси любители поплавать, и когда находят любимые водоросли в реке или озере, могут даже нырнуть за ними.
Признаки: заголовок, начало, основная часть, концовка.
У текста есть тема и основная мысль.

6. Изучение нового материала.
Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать

1) Знакомство с текстом, чтение текста учителем

- Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

- Слушают учителя.
- (в тексте говорится о лосях) - тема
- (люди помогают лосям зимой) - главная мысль

 

 

- Придумывают название текста, записывают его. (Лось)

 

 

Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение.
- Определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста? (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1).
Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
Не страшна зима лосю!
- Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради.
2) Вопросы к тексту:
- Кто такой лось?
- Чем он питается?
- Почему лосю трудно зимой?
- Как люди помогают животным?
- Страшна ли зима лосю?
3) У вас на партах есть карточка с планом в виде вопросов и опорными словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.
(Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
4) Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту)
- В парах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
- Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы,
В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен?

- Разбирают план и отвечают на вопросы.

- Разбирают орфограммы в парах и читают текст вместе с учителем.

- Как избежать повтора в тексте слова лось?

Зверь, животное, он

 

Физминутка

 

 

7.

 

Закрепление изученного материала

 

1. - Как мы можем назвать эти вопросы?
- Сколько в тексте частей? (3).
- Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части? Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы.
-Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений? Перескажите 2 часть
- Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него.
Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац?

- Это план.

- Делят текст на части.

Устно пересказывают текст.

2. - План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте (работа в парах).
- Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк.
3. Самостоятельная работа

Читают текст и пересказывают его друг другу.
(работа в парах)

 

 

 

Пишут изложение.

4. Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)

Несколько детей читают своё изложение

8

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что мы сегодня учились писать?
- Оцените свою работу.
- Кто испытал затруднение? В чем?
- Почему лосям не страшна зима?

Дети подводят итог: чему они научились за этот урок