Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся 2 класса по темам «Вода», «Воздух», «Земля», «Огонь».
Задание: прослушать пояснения ведущего, просмотреть 3D-видеоконтент, пройти интерактивный квест по 5 станциям, показать все полученные по предмету знания.
Межпредметные связи:
- закрепить представления учащихся о 4 стихиях в многообразии их проявлений, их значение для всех живых существ;
- расширение кругозора, знакомство с целостной картиной мира.
Метапредметные связи:
- закрепить представления учащихся о 4 стихиях природы о природных явлениях, о взаимосвязи человека и природы;
- воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Личные связи:
- способствовать общему укреплению здоровья учащихся;
- способствовать развитию положительных эмоций, желания участвовать в общих делах;
- закрепление поведения в ситуации достижении успеха.
Предполагаемый результат:
Хорошее настроение, новые творческие силы и идеи, возможно — материал для дальнейших спокойных и продолжительных размышлений.
Оборудование:
- Площадка Мультимедийного парка профориентации «Сфера» Нижегородского губернского колледжа.
- Программное обеспечение для интерактивной подачи содержания занятия.
- Подборка фото- и видеоматериалов для занятия.
- Музыка для релаксации.
- Карточки с обозначениями стихий, листы ватмана А3 — 4 шт., восковые мелки — 4 набора.
- Пластилин крупные куски белого, зеленого, красного и синего цветов.
- Бейджи с цветами стихий (на картоне) на шнурах. Чистые листы для записей правильных ответов и ручки (6-8 шт.)
Условия проведения:
- Предлагаемый сценарий игрового занятия предназначен для детского коллектива 2 класса. Оптимальное количество участников: от 20 до 30 человек.
- Игру проводят ведущий педагог, 4 помощника из числа сопровождающих. Ведущий должен иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых игр и викторин.
- В начале игры проводится психодинамическая разминка. Для этого подойдут любые игры, знакомые детям, повышающие энергетику группы.
Формы: видеофильмы, 3D и 2D проекции, викторина, квест.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психодинамическая разминка (игра, знакомая детям по школьным занятиям, адаптирующая их в новых условиях).
I. ВВОДНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО (УЧИТЕЛЯ)
Жизнь всего живого на Земле и человека, напрямую зависит от четырёх стихий природы. Давайте их перечислим.
Предлагаю вам сегодня поиграть в игру, в которой мы будем отгадывать загадки, веселиться, много думать, выполнять сложные задания и соревноваться в своих знаниях.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА КОМАНДНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сейчас мы поделимся на 4 команды и при помощи жеребьевки определим, какая команда будет представлять какую стихию.
Выходят 4 лидера (определенных заранее) и по очереди выбирают в свою команду участников из всех присутствующих детей.
Жеребьевка 1: один ребенок от каждой команды подходит к закрытому мешку и вытягивает кусочек пластилина в пакете (белый — воздух, синий — вода, коричневый — зеленый, красный — огонь) и цифру (1-4: очередность выступления команды на станции Центральная). Цифры 1, 2, 3, 4 крупно на картоне
Каждая команда (помощник) получает маршрутный балльный лист. Детям разъясняются правила поведения на площадке, а также порядок квеста.
У каждой команды есть помощник (мама). В маршрутном балльном листе указан порядок посещения станций каждой командой. Нарушать порядок нельзя. На площадке нужно вести себя сдержанно, не кричать, не перебивать друг друга, соблюдать порядок. За нарушение этих правил команде начисляются штрафные баллы (!). Помощник также вписывает в балльный лист то количество баллов, которое получает команда на каждой станции. В конце игры мы подведем итоги и выясним, какая стихия сегодня победит. Всем желаю удачи и начнем!
ВОДА |
ОГОНЬ |
ВОЗДУХ |
ЗЕМЛЯ |
1 ЭТАП КВЕСТА
Команды 1 и 2 уходят на станцию 6 (в зал) смотреть короткометражный познавательный фильм №1 о 4 стихиях (8-10-12 минут). Про созидательное, про чудеса стихий и т.п.
Команды 3 и 4 остаются на станции 5 (Центральная) и выполняют задание:
Каждая команда выбирает капитана, того, кто будет держать речь.
Из пластилина вылепить фигурку, изображающую стихию - 1 балл.
Определить название и девиз своей команды (Помощник «помогает» с девизом, а также следит за временем выполнения задания, чтобы команда не отстала) – 1 балл. Нарисовать плакат с иллюстрацией – 1 балл, на котором будет отражено название и девиз команды.
Придумать танец либо «живую скульптуру», передающие особенности стихии – 1 балл.
Команды меняются местами: 3 и 4 уходят в зал смотреть фильм, а 1 и 2 команды остаются на станции 5 (центральная) и выполняют те же задания.
Все 4 команды собираются на станции Центральная и представляют свои команды по очереди. Получают наградные баллы
Игра динамическая «Четыре стихии» (на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора)
Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, «вода» – вытянут руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Ведущий «путает» слово и дело, а дети должны быть внимательны.
2 ЭТАП КВЕСТА
Команды расходятся по станциям 1-2-3-4 и выполняют первую часть викторины – тесты. На интерактивных экранах - вопросы и ответы, которые надо сопоставить. За этот этап каждая команда проходит все 4 станции и отвечает на тесты каждой из них.
Получают баллы за правильные ответы.
ВОДА
|
ОГОНЬ
|
ВОЗДУХ
|
ЗЕМЛЯ
|
Верные ответы подчеркнуты
По прохождении всех этапов каждой командой все собираются на станцию Центральную.
Давайте подведем первые итоги нашей игры и сравним наши баллы.
(У каждой команды должно быть суммарно по 20 баллов).
3 ЭТАП КВЕСТА
Эстафета загадок.
Ребята, я буду загадывать загадки, а вы должны догадаться о чем идет речь. Слушайте внимательно! Давать ответ на загадку каждая команда будет поочередно. Капитан команды, посовещавшись с товарищами называет правильный ответ. Если команда не называет правильный ответ, то право ответа переходит к следующей команде. Напоминаю про штрафные баллы. За каждое выкрикивание, ответы вне очереди с команды снимается 1 балл.
ВОДА Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (Ручеёк) По городу дождик осенний гулял, Вода по воде плывёт, что это? … (лёд) Если снег на крышах тает, то сестрицы вырастают. Я замёрзшая вода, посмотрите я резная Он на лужах посмотри, выдувает пузыри, В сентябре и в октябре, их так много во дворе, |
ОГОНЬ Таять может, да не лед. Ты весь мир обогреваешь Он красив и ярко-красен, Как называется горящая гора? (вулкан) Какого цвета нам видится огонь (красного) Может он шипеть и злиться, |
ВОЗДУХ Он на улице живёт, Выше леса, выше гор расстилается ковёр Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица (ветер) Небо грозно потемнело, засверкало, загремело (гроза) Через нос проходит в грудь |
ЗЕМЛЯ Ни начала, ни конца, И топчут её и режут её – Черная, сыпучая, |
После прохождении 3 этапа подведение итогов квеста.
(!) Помощники следят, чтобы у каждой команды было примерно одинаковое количество баллов. Если команда, за которой закреплен помощник, набирает меньше баллов, чем остальные, то на след.этапе помощник ненавязчиво прикладывает усилия и помогает (если дети не справляются), чтобы выровнять количество баллов.
Давайте снова подведем итоги нашей игры и сравним наши баллы.
4 ЭТАП КВЕСТА
Команды расходятся по станциям для выполнения следующего задания. Каждая команда посещает каждую из 4 станций поочередно.
На 1 экране задание «Пары стихий». Надо соединить в пары последовательно все стихии и подобрать результат их сотрудничества.
Вода+Земля= Растения
Вода+ Воздух= Облака
Огонь+Вода= Пар
Огонь+Земля=Лава
Огонь+Воздух=Костер
На 2 экране задание «Свойства воздуха» Соедините названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
Есть готовый https://learningapps.org/483063
На 3 экране задание «Живое-Неживое». Необходимо выбрать правильный на ваш взгляд вариант ответа.
1. Дерево это?
- Живая природа
- Неживая природа
2. Лошадь - это?
- Неживая природа
- Живая природа
3. Что относится к неживой природе?
- Гриб
- Ручей
- Белка
4. Что относится к живой природе?
- Облако
- Собака
- Болото
5. Живая природа может обойтись без неживой природы?
- Да
- Нет
6. Источником чего является солнце?
- Света и тепла
- Ветра и холода
+ Вода и ее свойства https://learningapps.org/170805
На 4 экране задание «Изделия и природа» распредели слова , нажимая на соответствующий кубик
Есть готовый https://learningapps.org/349880
- Задание «Фантазеры». На экране разные фантастические животные. Команда должна придумать название животного и условия его обитания. (Фотографии – в папке Фантастические животные. У каждой команды (то есть на каждом экране) по три разных животных. После выполнения этого задания команды показывают и представляют своих животных всем на Центральной станции.
- После прохождении 4 этапа квеста - подведение итогов.
(!) Помощники следят, чтобы у каждой команды было примерно одинаковое количество баллов. Если команда, за которой закреплен помощник, набирает меньше баллов, чем остальные, то на след.этапе помощник ненавязчиво прикладывает усилия и помогает (если дети не справляются), чтобы выровнять количество баллов.
Давайте снова подведем итоги нашей игры и сравним наши баллы. Покажем друг другу наших чудесных выдуманных животных.
Физкульт-минутка. Все встаем в круг и разомнемся и повеселимся.
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
(Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише! »
(Присели, руки вперед, потянулись вверх на носочках)
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли.
(Имитируем движение, «гребем веслами»
Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться.
( Прыжки на двух ногах
Повороты вокруг себя
Низкий поклон)
(Перерыв полчаса)
Теперь попьем водички, сходим в туалет и вернемся в игру.
5 ЭТАП КВЕСТА
Команды 1 и 2 уходят на станцию 6 (в зал) смотреть второй и короткометражный познавательный фильм №2 о 4 стихиях (8-10-12 минут). Про ущерб, который наносят неуправляемые стихии.
Команды 3 и 4 остаются на станции 5 (центральная) и выполняют задание: «Много слов из одного». На двух противоположных экранах висят слова (вид как в поле чудес): ПОЖАРИЩЕ, ЗЕМЛИЦА, ВОДЯНОЙ, ТУМАННОСТЬ. Из этих слов командам нужно составить и записать на листочке бумаги как можно больше слов, образованных из этих. Помощники проверяют и считают результаты (если надо, то подсказывают детям нужные слова). Задание на время -5-7-10 минут (примерное, т.к. ждем 3 и 4 команду, которые выйдут из кино-зала).
Теперь 3 и 4 команды выполняют задание со словами, а 1 и 2 команды уходят смотреть кино.
Перечень образованных слов для помощника
ПОЖАРИЩЕ |
ЗЕМЛИЦА |
ВОДЯНОЙ |
ТУМАННОСТЬ |
Все собрались на станции Центральная. Зачитывают слова и получают наградные баллы.
Игра «Спор» - рефлексия по просмотренному видеофильму 2.
Давайте поиграем в игру «Спор», в котором я буду доказывать, что любая стихия - это плохо, а вы будете доказывать, что хорошо. Начнем с Земли.
1. Земля это плохо, потому что бывают землетрясения - гибнут люди, рушатся дома.
Дети команды «Земля»: Нет, земля это хорошо, потому что … (приводят свои примеры, по одному)
2. Воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (видео про эти явления).
Дети команды «Воздух»: Нет, Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)
3. Вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (видео про эти явления).
Дети команды «Вода»: Нет, Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)
4. Огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (видео про эти явления).
Дети команды «Огонь»: Нет, Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)
Все команды получают по одному баллу за ответы.
После прохождении 5 этапа квеста - подведение итогов.
(!) Помощники следят, чтобы у каждой команды было ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСВТО БАЛЛОВ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ КВЕСТА (!)
Давайте снова подведем итоги нашей игры и сравним наши баллы.
6 ЭТАП КВЕСТА
На станции Центральная.
Какая напряженная борьба, все команды идут вровень друг с другом! Думаю, до самого главного соревнования нам надо хорошенько встряхнуться и отдохнуть.
Игра «Живое – не живое».
Ведущий попеременно называет слова из списка «Живое-Неживое-Изделие».
Если живое - топаем, если не живое - хлопаем. Если изделие, то произносим «тррр»
ЖИВОЕ (топаем) Трава |
НЕЖИВОЕ (хлопаем) Снег |
ИЗДЕЛИЕ (трррр) Снеговик |
Размялись, разобрали ошибки детей (если такие будут), прокомментировали и акцентировали на особенностях живой и неживой природы. (Учитель)
Мозговой штурм.
Последнее соревнование. Самое сложное и ответственное. Капитан каждой команды получает по 1 вопросу на карточке. Команда шепотом обсуждает возможные варианты ответа, выбирает нужный ответ. Все капитаны команд поочередно выходят в центр, зачитывают свой вопрос и дают развернутый ответ на него.
На карточках:
Команда «Вода»
Может ли сазан забраться в океан?
(нет, это речная рыба)
Команда «Воздух»
Может ли кулик прикусить себе язык?
(нет, у птиц нет зубов)
Команда «Земля»
Может ли медведь зимою потолстеть?
(нет, зимой медведь спит и худеет)
Команда «Огонь»
Может ли дрозд отморозить хвост?
(нет, он зимует на юге)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КВЕСТА, НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД ГРАМОТАМИ
После всех ответов подводим окончательные итоги квеста. Все команды набрали равное количество баллов. Победила, как всегда, дружба.
Капитаны команд получают грамоты, разработчики – благодарственные письма.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух) .Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьёт,
А если выпьет, то умрёт. (Огонь)