Форма проведения: лекция.
Задача: обобщить знания родителей по духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Живут в тебе двое: Дух и Душа.
Мирно ли в доме твоем?
Хозяин ли Дух над телом твоим?
Светла ли хозяйка – Душа?
Семь – Я ли в семье твоей? Мирно ли в ней?
Отрадно ли в доме твоем?
Земля наша древняя, матушка Русь, -
Родная ли мать тебе?
В последнее время мы очень много говорим о нравственном воспитании, создано множество программ. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:
- духовно здорового;
- творческого;
- компетентного;
- инициативного;
- трудолюбивого;
- ответственного;
- самостоятельного;
- способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
- патриота;
- высоконравственного;
- в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.
Мы вынуждены признать, что школа без семьи бессильна Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Больше половины детей воспитывается одним родителем, только пять процентов рождаются полностью здоровыми. Все это происходит из-за полнейшего незнания, что такое семья, как взаимоотношения в семье влияют на здоровье, судьбу членов семьи. В русском языке заложен глубокий смысл привычных, обыденных слов. Так и с привычным для всех словом «СЕМЬЯ», т.е. семь «Я»: первое Я – ребенок, а остальные шесть – это мама, папа и их родители. Очень важно, какие взаимоотношения в семье между всеми её членами. Отрицательные эмоции, мысли, даже невидимые действия и отношения, и то, что внутри нас и только нам видно, воздействуют на нас самих и на наших детей, неся болезни и несчастья. С древних времен на Руси было замечено, что род, в котором не почитают, не уважают, не любят старших по поколению, просто постепенно вымирал. Почитание и любовь к родителям – необходимое условие, чтобы жить долго и счастливо, а здоровье человека и его жизнь напрямую зависят от отношения к родителям, к своим корням.
Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я. У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Но часто негласной главой семьи является ребенок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, это психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» - «Конечно, ребенку», - следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
К 3-м годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание и своеволие – это начало воспитания. Не все равноценно и равнозначно в развитии ребенка. Закон иерархии - соподчинения низшего высшему –действует во всякой организованной системе. Он лежит в основе строения человека, соподчинения тела, души и духа. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Следует различать свободу и своеволие. Свобода – проявление духовного Я. В основе своеволия – наличное эгоистическое Я, не желающее считаться с другими, не признающее духовной иерархии и человеческих отношений.
Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди. Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк, для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, - детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.
Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Каким дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Большинство женщин тоже на работе. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Действительно, на ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь.
Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи - надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. В возрасте 4-6 лет надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно.
Когда ребенок подрастет (от7-9лет), его нужно приобщать к правильному планированию своей жизни. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность, Это может быть – для малышей – обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т.д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно. В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными – будь то рыбки, или кошка, или собака. Систематическое выполнение домашних работ под контролем родителей должна заключаться в том, чтобы взрослые оказали помощь ребенку в организации работы, в умении спланировать свою работу, а не в выполнении самих заданий.
Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы – вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался из чистых источников.Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящий были она не будет замечена. И если вдруг родителям будут плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.
Родители с одной стороны, должны строго ограничить время, когда дети смотрят телевизор, а с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть. Поэтому родителям детей – дошкольников и младшего школьного возраста не стоит жалеть сил на игры с ними. Не следует, наверное, в ужасе шарахаться и от компьютера. Здесь могут быть даны те же рекомендации, что и с телевизором: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.
Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромность, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.
Памятка родителям от ребенка
1.
- Не балуйте меня, вы меня этим портите.
- Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
2.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
- Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3.
- Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
- Это ослабит мою веру в вас.
4.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
- Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
- Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
- Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
- Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
8.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
- Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
9.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
- Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
- Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
11.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
- Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
12.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе, мало времени.
- Значение имеет то, как мы его проводим.
- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
- И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Список литературы
1. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N - c.7-9,11-14,19-25,28 (вкладка).
Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно-нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д.С.Лихачева - уроки нравственности; Этика для младших школьников.
2. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н.А.Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78. Воздействие информационной среды (СМИ, телевидения, компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда и нравственное воспитание детей.
3. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40.
4. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю.Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100.
5. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г.Ерина // Завуч начальной школы. - 2007. - N 6. - c. 119-125.
6. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д.Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - c.15-17.
7. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А.Леонова.
8. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И.Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85.
9. Строганова Л.В. [Нравственное воспитание младших школьников и подростков]: методический материал / Л.В.Строганова // Строганова Л.В.Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л.В.Строганова. - М., 2007. - с.3-32.
10. Чикулаева Т.С. Моя семья - самая-самая: классный час / Т.С.Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.34-36. Сценарий классного часа для младших школьников о семье.
11. Чухарева В.В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В.Чухарева // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.66-68.
12. Шитякова Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П.Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21.