Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир». Тема урока: «Корова»

Разделы: Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Профессия — педагог

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир


Данный урок проводится с обучающимися 1 дополнительного класса в соответствии с требованиями ФГОС ОО с УО (ИН) на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.2).

У обучающихся системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости. Взаимодействие обучающегося с педагогом происходит с использованием невербальных средств общения. Разноуровневые задания учитывают индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. Одобрение и похвала на каждом этапе урока являются положительными составляющими в формировании учебной мотивации.

Урок способствует формированию у обучающихся умений распознавать и различать природные объекты животного и растительного мира, исследовать изучаемые объекты с использованием различных анализаторов.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы (средства обучения):

  • Авторский рисунок с изображением коровы (формат А3). (Приложение 1)
  • Обучающий плакат «Домашние животные».
  • Авторская фетровая игрушка из разборных частей «Корова». (Приложение 2)
  • Аудиозапись звука, издаваемым коровами. (Приложение 3)
  • Картинки с изображением цветов и трав (красные, синие цветы и зеленые травы). (Приложение 4)
  • Коробка с цветными атласными ленточками. (Приложение 5)
  • Разрезная картинка из трех частей с изображением коровы (легкий уровень). (Приложение 6)
  • Мягкий пазл «Корова» из 3 частей (средней сложности). (Приложение 7)
  • Цветные аппликации «Коровы на лугу» по количеству обучающихся. (Приложение 8)
  • Фланелеграф (либо настенный стенд из ковролина).
  • Карточка со словом «корова».
  • Клей-карандаш.
  • Защитные салфетки на парты.
  • Штампы-печати для оценивания работ обучающихся.
  • Магниты для доски, магнитные буквы для составления слова «Корова», указка, колокольчик.

Цели урока: познакомить обучающихся с домашним животным-коровой.

Введение базовых учебных действий:

  • формирование предметных результатов: умение рассматривать, называть и узнавать предметы совместно с учителем. Научиться собирать по порядку буквы в слове по имеющемуся образцу. Работать с бумагой и клеем. Способствовать формированию умения установления связи «изображение предмета- обозначение предмета словом».
  • формирование метапредметных результатов:
    • познавательные: расширение кругозора и словарного запаса обучающегося по темам «Домашние животные», «Цвета», «Части тела животного», «Мамы и малыши».
    • коммуникативные: поддерживать контакт во время урока; умение понимать обращенную речь учителя; правильно реагировать на просьбы учителя; вступать в диалог, используя вербальные и невербальные средства общения.
    • регулятивные: вести себя в соответствии с речевыми конструкциями педагога, не нарушать дисциплину во время урока, выражать свои желания приемлемым способом. Соблюдать правило очередности выполнения учебных заданий среди группы обучающихся
  • формирование личностных результатов: осознания ребенком себя как части детского школьного коллектива. Повышение мотивации обучения через похвалу и одобрение со стороны взрослых.

Формы и методы обучения: групповой метод обучения.

По способу передачи знаний: частично-поисковый.

                 

Этап урока,
время

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Мотивация
2 мин.

Рассаживаются за парты, внимательно слушают учителя.

- Здравствуйте, ребята!
Вот звенит наш звонок - начинается урок! (Учитель звенит в колокольчик).
- Ребята, посмотрите скорее - сегодня к нам в гости пришла корова!

Очень добрая корова
Нам приносит молоко,
Чтобы был малыш здоровым,
Бегал, прыгал высоко!

(Учитель зачитывает стихотворение и показывает детям изображение коровы)
(Приложение 1)

Актуализация
знаний
4 мин.

Обучающиеся внимательно смотрят на изображение коровы и теленка.

- Вспомним с вами, как выглядит корова и ее детеныш - телёнок. (Учитель показывает на обучающем плакате «Домашние животные» корову и телёнка (4).

Ученики встают из-за парт, выполняют задание учителя: двигательную разминку «Теленок»

Поставьте руки на бедра
Топайте на месте
Побегайте на месте
Попрыгайте с силой

- А теперь мы превратимся в маленьких телят!
Итак, мы встаем и выходим из-за парт.
Все внимательно смотрят на меня и повторяют движения.

Из-за всех силёнок топ-топ-топ,
Топает теленок топ-топ-топ!
Вот зарядка для копыт,
Под тобой земля дрожит!

Постановка
учебной задачи
5 мин.

Дети берут свои стулья, переставляют их к доске. Рассаживаются по местам.

По очереди выходят к доске, показывают объект «Корова», исходя из индивидуальных возможностей составляют из магнитных букв слова, опираясь на образец. После выполнения задания аплодируют себе и другим детям, затем садятся на свое место.

-Сейчас мы возьмем с вами стульчики и поставим полукругом около доски.

На доске рисунок коровы.
Учитель обращается с просьбой к детям показать и подписать объект прикрепив магнитом карточку с названием «Корова».
Дополнительно некоторым детям предлагает задание собрать из магнитных букв эти слова. За выполненную работу благодарим детей аплодисментами и предложением сесть на свое место.

Открытие
нового знания
8 мин.

 

Внимательно смотрят за действиями учителя, не отвлекаясь на посторонние предметы. -Теперь мы с вами увидим, какие части тела есть у коровы. (Приложение 2)
(Учитель перемещает внимание детей на фланелеграф, где размещает фетровую корову. Сначала: тело коровы, потом голову, затем передние ноги, задние ноги и хвост. При этом учитель называет части тела коровы, подкрепляя их жестами.

Руки перемещают на голову.

Указательными пальцами рук, приложенными к голове, имитируют рога на голове коровы.

Например:
- Это голова коровы. Давайте покажем руками, где же  у нас голова. Положите руки себе на голову.
Если ребенок не может показать, ему помогает воспитатель/тьютор.
- На голове у коровы есть рога. Приложим руки по сторонам головы с вытянутыми указательными пальцами - получились рога.
Топают ногой по полу. - Это ноги коровы. Давайте топнем ножкой по полу! (И т.д.)
Дети повторяют жест за учителем. - Кто же у нас получился? (Учитель разводит руками в стороны, выражая жест удивления)
Дети аплодируют. -Это корова! Посмотрите, какая она большая и красивая!
Внимательно слушают аудиозапись. -Как же мычит корова? Давайте послушаем (включается запись мычания коровы(3). (Приложение 3)
Повторяют мычание коровы (Му!У-У-У!) -А теперь давайте помычим, как корова! Му-му! (Учитель мычит вместе с обучающимися).

Выполняют пальчиковую гимнастику:

 

Отгибаем большой палец
Указательный
Средний
Безымянный
Мизинец

-Наши пальчики загрустили. Давайте их повеселим. Сядем поудобнее и прочитаем им стишок «Бычок и пастушок»:

Этот теленок пьёт молоко
Этот теленок ушел далеко,
Этот теленок травку жуёт,
Этот теленок копытцами бъёт,
Этот теленок мычит : «Муууу!
Очень скучно одному-уууу!».

Первичное закрепление
5 мин.

Обучающиеся по очереди подходят к доске и прикрепляют карточки к доске. После выполнения задания аплодируют себе, затем садятся на свое место.

-Давайте с вами покормим нашу корову! Угостим ее свежей травой.
(Приложение 4)
-Прикрепим красивую траву и цветы рядом с нашей коровой! (Каждому ребенку выдается изображение цветов и/или травы, заламинированная карточка с липучкой на обратной стороне).

Дети по желанию поднимают руку, затем по очереди подходят к учителю и вытаскивают из коробки ленточку заданного цвета. -Какого же цвета были наши цветы и трава? Кто мне поможет выбрать цвета? Поднимаем руку, кто хочет выполнить задание.
(Учитель берет коробку с атласными цветными ленточками, снимает с доски красный цветок. Называет цвет: «Красный». Затем: «синий». Потом цвет травы: «Зеленый».)
(Приложение 5)
Примечание. Если в классе нет детей с аллергическими реакциями- можно предложить детям рассмотреть сухую траву- сено (запакованное, из специализированных зоомагазинов). Детям можно потрогать его руками, ощутив его структуру. Также можно предложить ощутить аромат свежего сена. Лучше всего сено положить в объемный контейнер и проработать подобный природный объект.

Самостоятельная работа с проверкой
4 мин.

Дети берут стулья, перемещают самостоятельно их в кабинете - каждый к своему месту. Садятся за парты. Ждут персональное задание и выполняют его.

-Сейчас мы возьмем с вами стулья и поставим их за парты. Сядем за столы. Я вам предлагаю маленькие мозаики. На них изображена наша гостья, корова. Давайте соберем мозаики правильно!

(Учитель выдает каждому ученику задание, степень сложности задания зависит от индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка, наблюдает за выполнением задания. Если необходимо-корректирует деятельность ученика. В любом случае- хвалит ребенка за проделанную работу).
(Приложение 6, Приложение 7)

Включение знания в систему
8 мин.

Обучающиеся внимательно слушают учителя и выполняют задание вместе с учителем/ воспитателем/ тьютором.

-Посмотрите, какая интересная картинка- коровы гуляют на полянке. Но на полянке нет цветов. Давайте с вами вместе украсим поляну цветами! Я думаю, что коровам это очень понравится!
(Приложение 8)
(Готовятся рабочие места- на парту выкладываются защитные салфетки, клеи-карандаши и заготовки для аппликации. С помощью взрослого выполняется работа).

Итоги урока.
Рефлексия
2 мин.

Обучающиеся внимательно слушают учителя

-Какие красивые у нас получились аппликации! Какие красивые поляны, коровы и цветочки! Вы большие молодцы!
(Учитель разноцветными штампами ставит оттиски на раскрасках, благодарит детей за урок).

Домашнее задание 2 мин.

Без домашнего задания

Без домашнего задания.
Можно использовать как резервное время.

Источники информации

  1. https://i.pinimg.com/originals/6c/64/1c/6c641cc0c2465f3a34ad23ebbc50ca92.png
  2. Животные на ферме. С мамой! Развиваюсь и играю/ Татьяна Аптулаева.- Москва: Эксмо, 2019, с.4
  3. https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=WQdTksgrPvc&feature=emb_logo
  4. https://www.wite.ru/images/cms/data/game_pic/jul/Ling_Buk/Dom_wivotn/domashnie_zhivotnye.jpg