Задачи:
- Развивать художественные способности дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования: «шерстяная акварель», «пластилиновое рисование», «рисование цветным песком». (Художественно-эстетическое развитие).
- Познакомить детей с понятием «самовар», расширять представления об истории возникновения самовара, о том, какие бывают самовары, как их использует человек и как они помогают ему. (Познавательное развитие).
- Развивать связную речь и расширять словарный запас детей в речевых играх (Речевое развитие)
- Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, патриотизм, любовь к своей Родине. Приобщить детей к русской культуре, развивать интерес к народному быту, продолжать знакомить детей с традицией чаепития (Социально-коммуникативное развитие).
- Развивать двигательную активность посредством выполнения физминутки (Физическое развитие).
Предварительная работа: экскурсия в городской музей.
Методы и приёмы:
- наглядные: рассматривание самоваров, презентаций о самоварах;
- словесные: вопросы к детям, объяснение, беседа, речевые игры;
- практические: рисование самовара в нетрадиционной технике, выкладывание самовара из частей.
Материал и оборудование: Выставка самоваров, компьютер, интерактивная доска.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка «Самовар» |
Игровая |
Дидактические игры: |
Изобразительная |
Рисование самоваров в нетрадиционных техниках |
Познавательно-исследовательская |
Знакомство с понятием «самовар», разновидностями самовара, с историей возникновения самовара |
Коммуникативная |
Ответы детей на вопросы, объяснение, рассматривание и беседа по картине Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем» |
Восприятие художественной литературы |
Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Федорино горе» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 |
Вводная часть |
Называют первый звук в словах: снег, апрель, море, осень, варежка, апельсин, рыба и находят соответствующую букву, выставляют на доске слово: «самовар» |
Проявляют интерес к ситуации. Вступают в диалогическое общение с педагогом, отвечают на вопрос, настраиваются на выполнение заданий педагога: называют звук, обозначают его буквой и составляют слово |
2 |
Спрашивает, что такое самовар? (это устройство для кипячения воды). Почему его так назвали? (от слов «сам» и «варит»). Почему его называют самовар-батюшка? (он всегда был главным на столе) и предлагает игру «Выложи силуэт самовара» из частей, спрятанных в конвертах |
Включаются в деятельность, отвечают на вопросы педагога, выкладывают на цветных планшетах силуэты самоваров |
Работают в коллективе, сотрудничают, помогают сверстникам, размышляют, составляют силуэт самовара и красиво располагают его на планшетах |
3 |
Педагог отмечает, какие красивые самовары получились у детей, и обращает внимание на коллекцию самоваров. Предлагает игру «Расставь самовары по-порядку» и посчитать количество самоваров |
Разглядывают коллекцию самоваров, затем размышляют и расставляют самовары в определённом порядке: какой сначала, какой потом, объясняют свой выбор |
Проявляют смекалку, размышляют, обсуждают, высказывают своё мнение, объясняют, почему так расставили |
4 |
Педагог спрашивает, кому обязан самовар своим появлением и как он появился? (чаю, который был конкурентом сбитня – это русский напиток из мёда и лекарственных трав, который заваривали в сбитнике, внутри которого помещалась труба для закладки угля. А уже затем появились вот такой самовар) Предлагает презентацию об истории возникновения русского самовара |
Отвечают на вопросы педагога, рассматривают слайды презентации |
Проявляют интерес к истории возникновения самовара, слушают объяснения педагога, проявляют эмоции, любуясь необычностью и красотой русских самоваров |
Восприятие произведений искусства и выполнение творческих речевых заданий по развитию речи |
|||
5 |
Педагог предлагает игру «Назови части самовара» |
Дети рассматривают самовар, называют и показывают его части |
Размышляют, используют в речи названия частей самовара: кувшин, ручка, кран, паровик, колпачок, комфорка, крышка. Внутри находится дымовая труба, предохранительный клапан, камера сгорания, колосниковая решётка и лоток для очистки |
6 |
Педагог рассказывает, что в эту дымовую трубу засыпали сухие сосновые шишки или древесный уголь. Поджигали лучиной и раздували сапогом, а когда закипала вода в самоваре, в приспособление наверху устанавливали заварной чайник. Этот самовар называли «жаровым». Удобно ли это было? Тогда люди изобрели электрический самовар. Игра «Подбери прилагательное к слову». Какой самовар? |
Слушают объяснения педагога, рассматривают электрический самовар и подбирают прилагательные |
Используют в речи прилагательные, подбирают признаки: блестящий, пузатый, золотой, серебряный, медный, металлический, большой, электрический, удобный, современный |
7 |
Педагог обращает внимание на первый «жаровый» самовар и на последний электрический самовар в ряду и сравнить их. Игра «Найди отличия» |
Находят и называют противоположные признаки предметов: |
Называют противоположные признаки предмета: большие – маленькие по размеру, высокие – низкие по величине, тяжёлые – лёгкие по весу, разные по содержанию и оформлению |
8 |
Педагог спрашивает, как изготавливают самовары, и люди каких профессий участвуют в их изготовлении? Предлагает презентацию «Виртуальная экскурсия на завод по изготовлению самоваров» |
Рассматривают презентацию. |
Используют в речи названия профессий людей, изготавливающих самовары: наводильщик, лудильщик, токарь, слесарь, сборщик, чистильщик, токарь по дереву |
9 |
Физ.минутка «Самовар» |
Дети проговаривают слова и выполняют движения. |
Развивают двигательную активность посредством физминутки. |
10 |
Педагог спрашивает, почему самовар считают символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме? |
Предлагают варианты ответов. (У самовара вечером собиралась вся семья, пили чай и доверяли друг другу свои тайны. Если самовар «пел песни», когда закипал – это к добру. Сверху ставили чайник, он тоже «пел, фыркал, пыхтел», наливали чай и приговаривали – «на здоровье». Стол ломился от разных сластей и угощений, за самоваром проводили долгие часы. Чаепитие у самовара стало национальной традицией |
Размышляют, отвечают на вопрос, используя в речи развёрнутые предложения |
11 |
Предлагает рассмотреть картину Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем». Задаёт вопросы: назовите героев картины, выразительные средства картины, найдите детали, похожие по цвету на картине, какого цвета кошка? |
Рассматривают картину на интерактивной доске, отвечают на вопросы по содержанию и выразительным средствам картины, находят детали, одинаковые по цвету: самовар и платье; головной убор, расписные ворота, купола храма, небо; арбуз, яблоки, щёки купчихи |
Используют в речи слова и словосочетания, обозначающие цвет, свойства, называют краски и тона, которые художник использовал в картине. Называют детали, похожие по цвету, описывают героиню картины, рассуждают, о чём она думает |
12 |
Педагог предлагает послушать, как А.С.Пушкин писал о самоваре: «Смеркалось. На столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, под ним клубился лёгкий пар». А в каком произведении ещё упоминается самовар? («Федорино горе») |
Внимательно слушают отрывок о самоваре, отвечают на вопрос педагога, называют произведение |
Высказывают свои версии ответов, отвечают полным предложением |
II. Самостоятельная изобразительная деятельность |
|||
13 |
На интерактивной доске появляется изображение Федоры. Педагог предлагает вернуть ей Фоку – самовар, изобразить его в разной технике и тогда он вернётся к Федоре, протрубит в свою трубу и поможет ей вернуть посуду |
Принимают предложение педагога |
Слушают объяснения педагога, принимают предложение, включаются в деятельность |
14 |
Самостоятельная работа под музыку. Индивидуальный подход |
Самостоятельно выбирают материалы для изображения самоваров в разной технике, фон. Работают под музыку |
Проявляют творческие способности, фантазию при рисовании самовара. Закрепляют способы работы с различными изобразительными материалами: «шерстяная акварель», «пластилиновое рисование», «рисование цветным песком» |
15 |
Обращает внимание детей на красоту получившихся самоваров: |
Оформляют выставку. |
Рассматривают работы, придумывают названия, любуются самоварами, оценивают творчество сверстников |