План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в историю русского самовара»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: история русского самовара


Задачи:

  • Развивать художественные способности дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования: «шерстяная акварель», «пластилиновое рисование», «рисование цветным песком». (Художественно-эстетическое развитие).
  • Познакомить детей с понятием «самовар», расширять представления об истории возникновения самовара, о том, какие бывают самовары, как их использует человек и как они помогают ему. (Познавательное развитие).
  • Развивать связную речь и расширять словарный запас детей в речевых играх (Речевое развитие)
  • Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, патриотизм, любовь к своей Родине. Приобщить детей к русской культуре, развивать интерес к народному быту, продолжать знакомить детей с традицией чаепития (Социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать двигательную активность посредством выполнения физминутки (Физическое развитие).

Предварительная работа: экскурсия в городской музей.

Методы и приёмы:

  • наглядные: рассматривание самоваров, презентаций о самоварах;
  • словесные: вопросы к детям, объяснение, беседа, речевые игры;
  • практические: рисование самовара в нетрадиционной технике, выкладывание самовара из частей.

Материал и оборудование: Выставка самоваров, компьютер, интерактивная доска.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Самовар»

Игровая

Дидактические игры:
«Выложи силуэт самовара», «Подбери прилагательное», «Назови части самовара», «Составь слово», «Расставь по порядку», «Найди отличия»

Изобразительная

Рисование самоваров в нетрадиционных техниках

Познавательно-исследовательская

Знакомство с понятием «самовар», разновидностями самовара, с историей возникновения самовара

Коммуникативная

Ответы детей на вопросы, объяснение, рассматривание и беседа по картине Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем»

Восприятие художественной литературы

Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Федорино горе»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Вводная часть
Педагог обращает внимание на  интерактивную доску, где появляется тётушка Федора, которая отыскивает Фоку, у которого всегда руки в боки. Спрашивает, не пробегал ли он здесь? Кто же такой Фока? Педагог предлагает отыскать буквы в песочнице и выложить  слово по первым звукам «САМОВАР»

 Называют первый звук в словах: снег, апрель, море, осень, варежка, апельсин, рыба и находят соответствующую букву, выставляют на доске слово: «самовар»

Проявляют интерес к ситуации. Вступают в диалогическое общение с педагогом, отвечают на вопрос, настраиваются на выполнение заданий педагога: называют звук, обозначают его буквой и составляют слово

2

Спрашивает, что такое самовар? (это устройство для кипячения воды). Почему его так назвали? (от слов «сам» и «варит»). Почему его называют самовар-батюшка? (он всегда был главным на столе) и предлагает игру «Выложи силуэт самовара» из частей, спрятанных в конвертах

Включаются в деятельность, отвечают на вопросы педагога, выкладывают на цветных планшетах силуэты самоваров

Работают в коллективе, сотрудничают, помогают сверстникам, размышляют, составляют силуэт самовара и красиво располагают его  на планшетах

3

Педагог отмечает, какие красивые самовары получились у детей, и обращает внимание на коллекцию самоваров. Предлагает игру «Расставь самовары по-порядку» и посчитать количество самоваров

Разглядывают коллекцию самоваров, затем размышляют и расставляют самовары в определённом порядке: какой сначала, какой потом, объясняют свой выбор

Проявляют смекалку, размышляют, обсуждают, высказывают своё мнение, объясняют, почему так расставили

4

Педагог спрашивает, кому обязан самовар своим появлением и как он появился? (чаю, который был конкурентом сбитня – это русский напиток из мёда и лекарственных трав, который заваривали в сбитнике, внутри которого помещалась труба для закладки угля. А уже затем появились вот такой самовар) Предлагает презентацию об истории возникновения русского самовара

Отвечают на вопросы педагога, рассматривают слайды презентации

Проявляют интерес к истории возникновения самовара, слушают объяснения педагога, проявляют эмоции, любуясь необычностью и красотой русских самоваров

Восприятие произведений искусства и выполнение творческих речевых заданий по развитию речи

5

Педагог предлагает игру «Назови части самовара»

Дети рассматривают самовар, называют и показывают его части

Размышляют, используют в речи названия частей самовара: кувшин, ручка, кран, паровик, колпачок, комфорка, крышка. Внутри находится дымовая труба, предохранительный клапан, камера сгорания, колосниковая решётка и лоток для очистки

6

Педагог рассказывает, что в эту дымовую трубу засыпали сухие сосновые шишки или древесный уголь. Поджигали лучиной и раздували сапогом, а когда закипала вода в самоваре, в приспособление наверху устанавливали заварной чайник. Этот самовар называли «жаровым». Удобно ли это было? Тогда люди изобрели электрический самовар. Игра «Подбери прилагательное к слову». Какой самовар?

Слушают объяснения педагога, рассматривают электрический самовар и подбирают прилагательные

Используют в речи прилагательные, подбирают признаки: блестящий, пузатый, золотой, серебряный, медный, металлический, большой, электрический, удобный, современный

7

Педагог обращает внимание на первый «жаровый» самовар и  на последний электрический самовар в ряду и сравнить их. Игра «Найди отличия»

Находят и называют противоположные признаки предметов:
- размеру
- по величине
- по весу
- по фактуре
- по содержанию
- по оформлению

Называют противоположные признаки предмета: большие – маленькие по размеру, высокие – низкие  по величине, тяжёлые – лёгкие по весу, разные по содержанию и оформлению

8

Педагог спрашивает, как изготавливают самовары,  и люди каких профессий участвуют в их изготовлении? Предлагает презентацию «Виртуальная экскурсия на завод по изготовлению самоваров»

Рассматривают презентацию.
Отвечают на вопросы, слушают объяснения
педагога

Используют в речи названия профессий людей, изготавливающих самовары: наводильщик, лудильщик, токарь, слесарь, сборщик, чистильщик, токарь по дереву

9

Физ.минутка «Самовар»
«Я  самовар – ворчун, хлопотун, сумосброд, (шагают на месте)
Я всем напоказ выставляю живот, (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)
– Эй, люди, я с вами чаю попить хочу! (прыжки на месте)
Пластический этюд: изобразить движением тела формы самовара, чайника, чашек, блюдцев

Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Дети показывают пластические движении, передавая формы посуды: надувают животики, рукой показывают носик чайника, приседают, руку ставят на пояс, изображая чашку и пр.

Развивают двигательную активность посредством физминутки.
Проявляют фантазию, смекалку, пластику движения тела.
Снимают напряжение посредством физминутки

10

Педагог спрашивает, почему самовар считают символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме?

Предлагают варианты ответов. (У самовара вечером собиралась вся семья, пили чай и доверяли друг другу свои тайны. Если самовар «пел песни», когда закипал – это к добру. Сверху ставили чайник, он тоже «пел, фыркал, пыхтел», наливали чай и приговаривали – «на здоровье». Стол ломился от разных сластей и угощений, за самоваром проводили долгие часы. Чаепитие у самовара стало национальной традицией

Размышляют, отвечают на вопрос, используя в речи развёрнутые предложения

11

Предлагает рассмотреть картину Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем». Задаёт вопросы: назовите героев картины, выразительные средства картины, найдите детали, похожие по цвету на картине, какого цвета кошка?

Рассматривают картину на интерактивной доске, отвечают на вопросы по содержанию и выразительным средствам картины, находят детали, одинаковые по цвету: самовар и платье; головной убор, расписные ворота, купола храма, небо; арбуз, яблоки, щёки купчихи

Используют в речи слова и словосочетания, обозначающие цвет, свойства, называют краски и тона, которые художник использовал в картине. Называют детали, похожие по цвету, описывают героиню картины, рассуждают, о чём она думает

12

Педагог предлагает послушать, как А.С.Пушкин писал о самоваре: «Смеркалось. На столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, под ним клубился лёгкий пар». А в каком произведении ещё упоминается самовар? («Федорино горе»)

Внимательно слушают отрывок  о самоваре, отвечают на вопрос педагога, называют произведение

Высказывают свои версии ответов, отвечают полным предложением

II. Самостоятельная изобразительная деятельность

13

На интерактивной доске появляется изображение Федоры. Педагог предлагает вернуть ей Фоку – самовар, изобразить его в разной технике и тогда он вернётся к Федоре, протрубит в свою трубу и поможет ей вернуть посуду

Принимают предложение педагога

Слушают объяснения педагога, принимают предложение, включаются в деятельность

14

Самостоятельная работа под музыку. Индивидуальный подход

Самостоятельно выбирают материалы для изображения самоваров в разной технике, фон. Работают под музыку

Проявляют творческие способности, фантазию при рисовании самовара. Закрепляют способы работы с различными изобразительными материалами: «шерстяная акварель», «пластилиновое рисование», «рисование цветным песком»

15

Обращает внимание детей на красоту получившихся самоваров:
«А на белой табуреточке,
да на вышитой салфеточке самовар стоит,
словно жар горит и пыхтит,
и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
сладким чаем угощаю:
«Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
Говорит, что дети молодцы, Федора теперь бережёт свою посуду пуще ока, а самовар теперь стоит у неё на самом почётном месте

Оформляют выставку.
Презентуют свои работы

Рассматривают работы, придумывают названия, любуются самоварами, оценивают творчество сверстников