1 СЛАЙД
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме «Формирование регулятивных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Мы с вами часто слышим про универсальные учебные действия. О них мы говорим давно, знаем много, но предлагаю повторить.
2 СЛАЙД
Итак, как вы понимаете слово «универсальный», какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (ответы коллег).
3 СЛАЙД
Универсальный в переводе с латинского означает-всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти три характеристики относятся и к универсальным учебным действиям.
Давайте вспомним, какие УУД выделяют?
4 СЛАЙД
Действительно, это познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД. И мы должны формировать все эти УУД, ведь это обязательное требование стандартов. Уже сегодня мы помним, что формирование УУД-процесс совсем не сложный, а естественный и гармоничный. Ведь их формирование происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых.
Предлагаю сыграть в игру «Путешествие по геометрической долине»
Разобьемся на три группы по рядам, пусть каждый ряд запомнит свою геометрическую фигуру: первый ряд - треугольник, второй ряд – квадрат и третий-круг. Запомните свою геометрическую фигуру. Когда я буду называть какую-либо из них фигур, вам надо будет выполнять следующие действия. Треугольник вы хлопаете, квадрат – топаете, круг – стучите по столу. Ну, а если скажу «Путешествуем по геометрической долине», то вы будете выполнять все свои действия одновременно, сразу. Давайте попробуем. (Проводится игра).
Подведем итог: какие знания вы получили и какие действия выполняли перед началом и во время игры. (умение слушать, принимать и сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, контролировать себя, взаимодействовать с окружающими, оценивать свою деятельность). Вот видите, другими словами мы формировали УУД.
А теперь посмотрим, как УУД формируются посредством урока математики. Остановимся на регулятивных УУД.
4 СЛАЙД
Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их результативной учебной деятельности. Что включают в себя регулятивные учебные действия? На слайде представлены виды регулятивной учебной деятельности.
5 СЛАЙД
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
- Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
У вас на столах есть таблицы, обратите внимание, что в первом классе данный вид учебной деятельности формируется только с помощью учителя, во втором классе учащиеся частично выполняют определенные умения самостоятельно, а какие-то с помощью учителя и в третьем, четвертом классах у младших школьников уже должны быть сформированы полностью все умения.
6 СЛАЙД
На уроках математики в начальной школе можно использовать следующие виды заданий: формулирование цели и темы урока, постановка учебной задачи, решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом), преднамеренная ошибка, лабиринты, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, работа с учебником, составление и распознавание диаграмм.
Рассмотрим некоторые из них:
Для формулирования темы и цели урока можно провести такой вид работы: Определите, какая запись лишняя и почему?
111 мин + 35 мин
567 см – 68 см
68 ч + 54 ч
746 мин – 106 мин
Следующее задание: У мамы рабочий день начинается с 8 ч, а заканчивается в 19 ч. Узнайте продолжительность рабочего дня мамы. (19-8=11ч)
- Итак, предположим над какой темой мы будем сегодня работать? (единицы времени)
Хорошо! Давайте уточним тему?
Петя пробегает дистанцию 60 метров за 10 секунд, а Ваня за 8 секунд. Кто прибежал к финишу быстрее?
- Какая новая единица времени появилась? (секунда)
- Какой прибор позволяет отслеживать время? (часы)
- Назовите единицы времени, которые мы можем отследить по этим часам. (минута, час, секунда)
-Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока (Час, минута и секунда)
- А теперь сформулируем цель урока, опорные слова на слайде
7 СЛАЙД
(я повторю.. я узнаю.. я научусь..)
8 СЛАЙД
- Практика показывает эффективность следующего вида работы «Преднамеренные ошибки»
- Проверьте выражения и найдите допущенную ошибку. (1 минута на выполнение)
24 : 8 + 30 + 40 – 35 = 38
70 – 54 : 9 – 50 – 3 + 19 = 31
60 – 26 – ( 7 * 9 – 58) = 29
- Какие умения в этом задании формировались? (целеполагание, планирование, контроль)
Еще одна продуктивная форма работы на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. Школьник должен внимательно прочитать, понять, что делать, и зачем это необходимо. Поэтому уже первые шаги в решении задачи позволяют развивать такое регулятивное действие как определение цели предстоящей деятельности. В этом может помочь такой прием работы, решение задач по алгоритму. Например, при знакомстве с текстовыми задачами учащимся предлагается алгоритм, который позволяет ребенку определить цель своей деятельности.
Алгоритм помогает понять ситуацию, описанную в задаче.
- Выделить условие и требование, ответить на вопросы: Из чего состоит задача? Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? Что известно? Что неизвестно? Что требуется найти?
Перед вами на голубом листке этапы работы над задачей, но в нем перепутана последовательность действий, предлагаю исправить мою ошибку.
9 СЛАЙД
Алгоритм
- Прочитай задачу и представь себе то, что о чем в ней говорится.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то подумай почему?
- Составь план решения.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
- Запиши решение и ответ.
- Сейчас, используя этот алгоритм, попробуем решить следующую задачу:
10 СЛАЙД
Для уроков технологии купили 14 наборов цветной бумаги по 10 листов в каждом наборе. На поделки истратили 80 листов. Сколько листов осталось?
11 СЛАЙД
Решение:
Купили – 14 н. по 10л.
Истратили – 80 л.
Осталось - ?
12 СЛАЙД
1) 10 * 14 = 140(л.)-купили
2) 140 – 80 = 60(л.) – осталось
Ответ: 60 листов.
Становится понятным, что в процессе работы над задачей ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, периодически возвращаясь к нему, оценивать и корректировать полученный результат, а значит овладевать регулятивными УУД.
Таким образом научившись ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, достигать результата, находить ошибки, корректировать деятельность при решении задач на уроках математики, учащийся сможет в дальнейшем находить решения не только при обучении, но и в из сложных жизненных ситуациях.
Я сегодня затронула возможности математики. Но регулятивные УУД формируются на всех уроках: постепенно, от простого к сложному, кропотливо и постоянно.
Формируя у школьника УУД мы с вами обеспечиваем развитие тех умений и навыков, которые помогут учащимся в дальнейшем.
В завершение, как и на всяком современном уроке, предлагаю рефлексию. Дайте мне обратную связь по моему выступлению.
13 СЛАЙД
Благодарю всех за активную работу, интерес к моей теме.