Мастер-класс "Формирование регулятивных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: матаматика, УДД


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (94 кБ)


1 СЛАЙД

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме «Формирование регулятивных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Мы с вами часто слышим про универсальные учебные действия. О них мы говорим давно, знаем много, но предлагаю повторить.

2 СЛАЙД

Итак, как вы понимаете слово «универсальный», какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (ответы коллег).

3 СЛАЙД

Универсальный в переводе с латинского означает-всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти три характеристики относятся и к универсальным учебным действиям.

Давайте вспомним, какие УУД выделяют?

4 СЛАЙД

Действительно, это познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД. И мы должны формировать все эти УУД, ведь это обязательное требование стандартов. Уже сегодня мы помним, что формирование УУД-процесс совсем не сложный, а естественный и гармоничный. Ведь их формирование происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых.

Предлагаю сыграть в игру «Путешествие по геометрической долине»

Разобьемся на три группы по рядам, пусть каждый ряд запомнит свою геометрическую фигуру: первый ряд - треугольник, второй ряд – квадрат и третий-круг. Запомните свою геометрическую фигуру. Когда я буду называть какую-либо из них фигур, вам надо будет выполнять следующие действия. Треугольник вы хлопаете, квадрат – топаете, круг – стучите по столу. Ну, а если скажу «Путешествуем по геометрической долине», то вы будете выполнять все свои действия одновременно, сразу. Давайте попробуем. (Проводится игра).

Подведем итог: какие знания вы получили и какие действия выполняли перед началом и во время игры. (умение слушать, принимать и сохранять цель, следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, контролировать себя, взаимодействовать с окружающими, оценивать свою деятельность). Вот видите, другими словами мы формировали УУД.

А теперь посмотрим, как УУД формируются посредством урока математики. Остановимся на регулятивных УУД.

4 СЛАЙД

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их результативной учебной деятельности.  Что включают в себя регулятивные учебные действия? На слайде представлены виды регулятивной учебной деятельности.

5 СЛАЙД

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  • Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

У вас на столах есть таблицы, обратите внимание, что в первом классе данный вид учебной деятельности формируется только с помощью учителя, во втором классе учащиеся частично выполняют определенные умения самостоятельно, а какие-то с помощью учителя и в третьем, четвертом классах у младших школьников уже должны быть сформированы полностью все умения.

6 СЛАЙД

На уроках математики в начальной школе можно использовать следующие виды заданий: формулирование цели и темы урока, постановка учебной задачи, решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом), преднамеренная ошибка, лабиринты, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, работа с учебником, составление и распознавание диаграмм.

Рассмотрим некоторые из них:

Для формулирования темы и цели урока можно провести такой вид работы: Определите, какая запись лишняя и почему?

111 мин + 35 мин
567 см – 68 см
68 ч + 54 ч
746 мин – 106 мин

Следующее задание: У мамы рабочий день начинается с 8 ч, а заканчивается в 19 ч. Узнайте продолжительность рабочего дня мамы. (19-8=11ч)

- Итак, предположим над какой темой мы будем сегодня работать? (единицы времени)

Хорошо! Давайте уточним тему?

Петя пробегает дистанцию 60 метров за 10 секунд, а Ваня за 8 секунд. Кто прибежал к финишу быстрее?

- Какая новая единица времени появилась? (секунда)

- Какой прибор позволяет отслеживать время? (часы)

- Назовите единицы времени, которые мы можем отследить по этим часам. (минута, час, секунда)

-Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока (Час, минута и секунда)

- А теперь сформулируем цель урока, опорные слова на слайде

7 СЛАЙД

(я повторю.. я узнаю.. я научусь..)

8 СЛАЙД

- Практика показывает эффективность следующего вида работы «Преднамеренные ошибки»

- Проверьте выражения и найдите допущенную ошибку. (1 минута на выполнение)

24 : 8 + 30 + 40 – 35 = 38
70 – 54 : 9 – 50 – 3 + 19 = 31
60 – 26 – ( 7 * 9 – 58) = 29

- Какие умения в этом задании формировались? (целеполагание, планирование, контроль)

Еще одна продуктивная форма работы на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. Школьник должен внимательно прочитать, понять, что делать, и зачем это необходимо. Поэтому уже первые шаги в решении задачи позволяют развивать такое регулятивное действие как определение цели предстоящей деятельности. В этом может помочь такой прием работы, решение задач по алгоритму. Например, при знакомстве с текстовыми задачами учащимся предлагается алгоритм, который позволяет ребенку определить цель своей деятельности.

Алгоритм помогает понять ситуацию, описанную в задаче.

- Выделить условие и требование, ответить на вопросы: Из чего состоит задача? Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? Что известно? Что неизвестно? Что требуется найти?

Перед вами на голубом листке этапы работы над задачей, но в нем перепутана последовательность действий, предлагаю исправить мою ошибку.

9 СЛАЙД

Алгоритм

  1. Прочитай задачу и представь себе то, что о чем в ней говорится.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то подумай почему?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
  8. Запиши решение и ответ.

- Сейчас, используя этот алгоритм, попробуем решить следующую задачу:

10 СЛАЙД

Для уроков технологии купили 14 наборов цветной бумаги по 10 листов в каждом наборе. На поделки истратили 80 листов. Сколько листов осталось?

11 СЛАЙД

Решение:

Купили – 14 н. по 10л.
Истратили – 80 л.
Осталось - ?

12 СЛАЙД

1) 10 * 14 = 140(л.)-купили
2) 140 – 80 = 60(л.) – осталось

Ответ: 60 листов.

Становится понятным, что в процессе работы над задачей ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, периодически возвращаясь к нему, оценивать и корректировать полученный результат, а значит овладевать регулятивными УУД.

Таким образом научившись ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, достигать результата, находить ошибки, корректировать деятельность при решении задач на уроках математики, учащийся сможет в дальнейшем находить решения не только при обучении, но и в из сложных жизненных ситуациях.

Я сегодня затронула возможности математики. Но регулятивные УУД формируются на всех уроках: постепенно, от простого к сложному, кропотливо и постоянно.

Формируя у школьника УУД мы с вами обеспечиваем развитие тех умений и навыков, которые помогут учащимся в дальнейшем.

В завершение, как и на всяком современном уроке, предлагаю рефлексию. Дайте мне обратную связь по моему выступлению.

13 СЛАЙД

Благодарю всех за активную работу, интерес к моей теме.