Введение
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, предъявляют особые требования к системе народного образования, а особенно к образованию гуманитарных наук, как к структурному звену общего образования. Ведь именно история закладывает основы научного образования, которое учащиеся затем получают в средних и старших классах на протяжении всего обучения в школе.
Проблема обучения в школе никогда еще не привлекала к себе такого внимания, как в настоящее время. Этим вопросом задаются не только педагоги и учителя (методисты, психологи), но и самые широкие круги общественности.
Перегибы в жизни современной школы характеризуются бурными прогнозами демократизации и гуманизации обучения и воспитания изменяются учебные планы и учебники, разрабатываются альтернативные уроки по перестройке работы школ; появляются авторские школы, лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, делаются попытки усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, вводятся нетрадиционные формы обучения; изучается и перенимается опыт работы зарубежных школ (7, с. 75).
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность учащихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят в том числе и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию учащихся.
Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта – это освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. Наибольшее распространение в настоящее время получают так называемые «нетрадиционные» уроки, как одна из форм развивающего обучения, где за основу берется развитие познавательного интереса.
При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, способствующего развитию интеллекта и способностей учащихся. Для этого и необходимо разнообразить учебный процесс различными типами как традиционных, так и нетрадиционных уроков, чтобы последовательно формировать универсальные учебные действия у учащихся.
Весь учебный процесс нетрадиционных уроков направлен на развитие ребенка, отвечающего всем требованиям современного общества. Во многом по мнению ученых и педагогов, это достигается путем индивидуального и дифференцированного подхода к каждому школьнику, а также посредством нетрадиционных уроков, на которых школьник не только учится, а может и поиграть, высказать свое мнение, к которому окружающие относятся с уважением, доказать какое-либо событие, выдвинуть гипотезу. Однако не стоит забывать, что ученик, помимо получения определенных знаний и умений, должен научиться общению, взаимодействию с окружающими людьми. Только на уроках истории ребенку можно научиться общению. Насколько эффективен будет процесс становления делового общения, на мой взгляд, зависит от оптимального сочетания нетрадиционных форм обучения на уроках.
Особое внимание при этом заслуживают уроки истории. Бурное развитие культуры, науки, техники обусловлено проникновением гуманитарных наук в разнообразные отрасли знаний. Поэтому сейчас приобретает особое значение решение многих проблем, связанных со школьным обучением истории, основы которой закладываются на начальном этапе образования. Одной из таких проблем выступает проблема нетрадиционных форм обучения на уроках истории. Результаты обучения и воспитания, и развития школьников существенно зависит не только от организации учебно-подготовительной деятельности на уроке, но и от содержания методов и использования различных средств обучения предмету. Содержание обучения может быть общеклассным - «фронтальным», групповым и индивидуальным.
Многие ученые в наши дни едины в том, что именно в нетрадиционных формах осуществляется главное дидактическое отношение – связь взаимодействия преподавания и учения. Вот почему проблемы изучения нетрадиционных форм и способов сочетания их между собой в педагогической деятельности является весьма актуальной в наши дни. Таким образом, можно выдвинуть следующую гипотезу: использование нетрадиционных форм уроков истории в школе повышает познавательный интерес и успеваемость учащихся.
Исходя из этого, целью данной работы является: изучить нетрадиционные формы уроков истории в школе и оценить их влияние на повышение познавательного интереса и успеваемость учащихся.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Обзор и анализ литературы по изучаемой проблеме.
- Изучение существующих методик по использованию нетрадиционных форм уроков.
- Систематизация накопленного методического материала по данной проблеме.
- Применение нетрадиционных форм уроков в своей практике.
- Проведение анкетирования с целью выявления эффективности применения уроков нетрадиционных форм и анализ его результатов
Объектом исследования являются нетрадиционные формы уроков. Предмет исследования – использование нетрадиционных форм работы на уроках истории.
Глава I. Нетрадиционные формы уроков и их классификация
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока.
И.П.Подласый (15, с. 31) в учебном пособии «Педагогика» выделяет около 40 типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки-ролевые игры, уроки-игры «Поле чудес» и т.д.), но все эти уроки можно отнести ук урокам играм, которые известны давно и используются учителями, и «нетрадиционными» их назвать очень сложно.
Н.В. Короткова (10, с. 7) предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий для уроков истории, в основе которой – различные виды учебной деятельности:
- на основе игровой деятельности:
- игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей),
- игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности),
- игра-соревнование (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей), первый план субъектно-объектных отношений);
- на основе дискуссионной деятельности:
- семинары (индивидуальная работа),
- структурированные дискуссии (групповая работа),
- проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса);
- на основе исследовательской деятельности:
- практические занятия (коллективная деятельность класса),
- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа),
- исследовательские уроки (индивидуальная работа).
Кульневич С.В. и Лакоценина Т.П. (12, с. 12) классифицируют уроки на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения:
- уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок-встреча;
- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, урок-изобретательство, урок-творческий отчет, урок-выставка, урок-рассказ об известных людях;
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие в прошлое (будущее), урок-экспедиция, защита проектов;
- урок с игровой состязательной основой: урок-игра «Придумай проект», проверочный кроссворд, урок-КВН, урок-эстафета, конкурс, игра,дуэль, соревнование;
- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-консультация, урок-семинар, урок-практикум, ученическая конференция.
Конюшко В.С., Павлюченко С.Е. и Чубаро С.В. (8, с. 37) рассматривают возможность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемый результат обучения и стадии познания учебного процесса, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, использовать всю их «палитру», добиваясь поставленных целей.
Нетрадиционные уроки используются учителем чаще всего немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Необходимо заметить, что мнения учителей по поводу применения нетрадиционных уроков расходятся: одни считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением учителя под влиянием учащихся, связанным с нежеланием их учиться и трудиться на уроке, а другие видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Ученики чаще всего воспринимают нетрадиционные уроки с положительной точки зрения, большинство с интересом включаются в учебный процесс и активно работают на уроках.
Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения нравятся учащимся больше, чем стандартные, будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом, что было выявлено путем анкетирования.
Творческие принципы нетрадиционных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения. Потому, если следовать данным принципам, то без сомнения можно добиться успеха в развитии универсальных учебных действий у учащихся.
1.1. Цели и задачи нетрадиционного урока
Цели исторического образования
- Овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте.
- Развитие способностей учащихся осмысливать событие и явление действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое – настоящее – будущее), теоретически применять исторические знания.
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и другого народа, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.
В последние годы кардинально трансформировалась иерархия целей и задач исторического образования, в которой ранее доминировала специфически понимаемая воспитательная ориентация (формирование коммунистического мировоззрения). Сегодня задачами школьного исторического образования являются:
- развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях;
- формирование у учеников понимания исторического прошлого, связи с тенденцией современного развития России и мира;
- воспитание современного исторического сознания и развития самостоятельного персонифицированного мышления;
- восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
- знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества;
- формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей (2, с. 11).
Между тем, в начале XXI в. профессиональному историку и профессиональному педагогу странно не понимать, что изучение прошлого не может и не должно рассматриваться как повод для формирования тех или иных качеств личности, даже самых прекрасных.
Не менее важной целью изучения прошлого является включение индивида в культурную среду, созданную его соотечественниками и единоверцами, предками и соседями, всем человечеством.
Изучение истории может и должно помочь в решении еще одной практически значимой задачи. Речь идет о формировании умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.
Смысл исторического образования в школе мы видим в формировании исторического мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события. Методисты исходят из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, не подчеркивания самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета история. Настоящее воспитание историей, на их взгляд, заключается в представлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, предмет «история» позволяет школьнику преодолеть монополизм мышления постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрения (6, с. 4-5).
Наиболее общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностной ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.
Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен сам определить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.