Байкальское путешествие

Разделы: Биология, Экология

Классы: 6, 7

Ключевые слова: познавательная игра


Форма занятия: Познавательная игра.

Цели:

  • Воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и чувства гордости за природу родного края; формирование у детей позитивной потребности в общении с природой;
  • Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся; смекалку, сообразительность, находчивость; развитие умения работать в команде и достигать желаемого результата.

Подготовительная работа:

  • учащимся даётся задание подготовиться по данной теме в течение 2 недель;
  • учащиеся делятся на команды по 5-6 человек, придумывают названия команд;
  • формируется программа эстафеты из этапов-конкурсов, подготавливается оборудование и маршрутные листы, в которых указываются этапы пути, старт и последовательность прохождения. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования (для каждой команды старт сдвигается на один этап, чтобы, по возможности, избежать скопления нескольких команд в одном месте);
  • инструктируются помощники из чис­ла учеников старших классов для проведения отдельных этапов.

Правила игры: Игра идёт в форме последовательного кругового прохождения этапов с выполнением заданий, оцениваемых в маршрутных листах (см. Приложение 1) с последующим суммированием баллов и выявлении на этом основании команды-победителя.

Этапы располагаются в разных помещениях (классах) или в одном большом помещении (актовом или спортивном зале) на расстоянии, ис­ключающем наблюдение соревнующихся команд друг за другом.

Участники делятся на количество команд, равное количеству этапов. Команды отправляются в путь из разных точек, и каждая следует по своему маршруту к конечной цели. На прохождение каждого этапа на маршруте даётся до 5 минут.

Ход игры

Вступительное слово ведущего

Игра начинается с построения команд, приветствия участникам, пред­ставления команд.

Добрый день, ребята!

Никто еще не придумал лучшего способа знакомства с природой, чем путешествие. Путешествие - это, пожалуй, самый лучший и приятный способ узнать и открыть много нового для себя и вы обязательно вернетесь домой с багажом новых знаний.

«Лишь тот, кто странствует, открывает новые пути» - Норвежская пословица.

Перед нами водная гладь Байкала, и мы отправляемся в морское путешествие. Я не ошиблась, мы отправляемся в морское путешествие по Байкалу.

Ребята, во время путешествия помните о тех качествах, которые должны быть присущи каждому путешественнику: ответственность, выдержка, уверенность в себе, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарища по команде, воля к победе. Вам предстоит пройти нелёгкий, длинный путь. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать.

Ведущий объясняет участникам правила игры.

Попутного вам ветра! Семь футов под килем.

Станция «Географическая»

(Максимальное количество баллов - 10, за каждый правильный ответ 1б)

  1. Что означает слово «Байкал»? («Байкал» - тюркоязычное от «бай-куль» - богатое озеро).
  2. Назовите примерный возраст озера. (25-30 млн лет).
  3. Почему Байкал считают зарождающимся океаном? (его берега каждый год расходятся на 2 см).
  4. Чему равна максимальная глубина Байкала? (1642 м).
  5. Назовите самый большой остров Байкала. Какая климатическая особенность его отличает? (о. Ольхон с бурятского «лесок», самое сухое место на Байкале, соответствует степям).
  6. Назовите четыре известных байкальских хребта, которые окружают Байкал. (Байкальский, Приморский, Баргузинский, Хамар-Дабан).
  7. Где самое теплое место на озере Байкал? (Бухта Песчаная, среднегодовая температура воздуха + 40С).
  8. Назовите самый большой приток Байкала? (река Селенга 1024км., приносит около половины речных вод, поступающих в озеро со всех притоков).
  9. Назовите самый глубокий залив Байкала. (Баргузинский - 725м2)
  10. Как называется мелководный участок Байкала, который образовался из-за опускания территории бывшей Цаганской степи во время сильного землетрясения на Байкале в 1861-1862 году? (залив Провал)

Станция «Литературная»

(Максимальное количество баллов - 8, за каждый правильный ответ 1б)

  1. Назовите автора сказки «Омулёвая бочка». (В.Стародумов)
  2. Как звали горную богатыршу, хозяйку Малого моря, которую полюбили богатыри? (Сарма)
  3. Кинул Байкал дочери своей вслед камень, скала упала на самое горло красавице. Стала умолять Ангара отца дать ей хоть каплю воды, ибо тогда она умрет от жажды. Что ответил Байкал? («Я могу дать только свои слёзы», - ответил Байкал).
  4. Название камня, который кинул Байкал вслед убегающей дочери. (Шаман-камень)
  5. Имя своенравной девушки, в которую влюбились Култук и Баргузин. (Сарма).
  6. Кто в легенде «Как Сарма жениха выбирала» подарил богатырям Култуку и Баргузину омулевую бочку? (Байкал)
  7. В сказке В.П.Стародумова «Рога Аргали» одна из рыбок помогла Гамбо достать из Байкала зёрнышко. Что это за рыбка? (Голомянка)
  8. В сказке «Слепой сохатый» В.Стародумова упоминается о дудочке Гунди! Что значит дудочка Гунги? (И была у него чудесная тальниковая дудочка: стоило заиграть на ней, как непременно из тайги выходили на пригорок к избушке рыбака то медведь, то олень, то рысь, то белка или бурундук, а то и соболь).

Станция «Экологическая»

(Максимальное количество баллов - 5, правильно составленная цепочка - 3 б, за каждый правильный ответ по 1б)

В природе всё тесно взаимосвязано между собой, все живут рядом и зависят друг от друга. Давайте проследим, как это происходит на озере Байкал.

Задание: Выстроить из предложенных организмов экологическую цепочку, и объяснить что произойдет, если:

  • убрать одно из звеньев этой цепочки (например, эпишуру)?
  • произойдет загрязнение воды?

Пищевая связь - это связь возникающая, когда один вид питается другим. Все живые организмы связаны между собой и образуют цепи питания. Цепь питания - это цепочка видов растений и животных, взаимосвязанных между собой.

Карточки с организмами: водоросли - фитопланктон, рачок эпишура, омуль, нерпа.

Станция «Творческая»

(Максимальное количество баллов - 5, за каждую строчку - 1б)

Байкал вдохновлял и вдохновляет многих поэтов, художников и музыкантов.

Попробуйте и вы составить стихотворение в стиле - синквейн.

Правила синквейна:

Синквейн - стихотворение из пяти строчек,

1 строчка - 1 слово, существительное по теме задания;

2 строчка - 2 слова, прилагательное или причастие;

3 строчка - 3 глагола описывающие характерные действия;

4 строчка - фраза из 4 слов выражающая отношение к предмету;

5 строчка - 1 слово, описывающее суть предмета.

Станция «Верю, не верю»

(Максимальное количество баллов - 12, за каждый верный ответ - 1б)

  1. Тело голомянки содержит жира до 50% от веса тела и она выглядит почти прозрачной. (ДА)
  2. Нерпа живет не только в Байкале, но и в других морях. (НЕТ)
  3. Баргузинский заповедник образовался в 1916году. (ДА)
  4. Осетры в Байкале живут до 50-60 лет и более. (ДА)
  5. Люди Земли, пользуясь Байкальской водой могли бы прожить 40 лет. (ДА)
  6. Самая большая птица у нас глухарь. (ДА)
  7. Прибайкальский национальный парк самый длинный по протяженности. (ДА)
  8. Нельзя вылавливать омуль без меры? (ДА)
  9. Байкальский заповедник, Забайкальский национальный парк, Байкало-Ленский заповедник являются ООПТ? (ДА)
  10. Байкальские губки - это примитивные одноклеточные организмы. (НЕТ)
  11. В заповедниках можно косить траву, собирать ягоды и грибы. (НЕТ)
  12. Рачки-эпишура, естественные фильтры, которые фильтруют воду Байкала. (ДА)

Станция «Узнай по описанию»

Догадаетесь, о каком животном идет речь!

Это животное - символ главного острова Байкала Ольхона. В легендах представителей этого вида называют сыновьями Хозяина Ольхона. В переводе с латыни его название означает «солнечный», а в языках многих стран - «императорский». Оно прибывает к берегам Байкала ранней весной и обустраивает место для выведения потомства. В последние десятилетия его численность в окрестностях Байкала снизилась в 20 раз. «Императоры» покидают родные места из-за разрушительной хозяйственной деятельности человека и толп экологически неграмотных туристов.

Ответ: Белоголовый орел.

Задние ноги этого животного почти в полтора раза длиннее передних, поэтому оно выглядит, немного сгорбившимся. Это скрытное, стремительное, осторожное животное, поэтому наблюдать за ним довольно долго в дикой природе не удавалось. У мужских особей невероятно развиты верхние клыки, выступающие из-под губы. Они растут всю жизнь и, изогнутые, торчат изо рта, как бивни, опускаясь вниз на 5-8 см. Однако это травоядное животное. Самцы имеют специальную брюшную железу, размером с куриное яйцо, вырабатывающую мускус (студенистое, густое ароматическое вещество с очень сильным запахом). Мускус успешно используется и в парфюмерии, и в восточной медицине. Из-за него люди значительно истребили этот вид животных.

Ответ: Кабарга

Это животное является подвидом того, кто носит имя «благородного» и «настоящего». Его местное народное название - «зверь». Оно любит обитать там, где есть солонцы - местности, где почва содержит соли в избыточном количестве, и куда оно выходят есть землю или вылизывать поверхностные слои почвы. Охотятся на него часто для того, чтобы забрать «корону».

Ответ: Изюбрь

Это детеныш знаменитого байкальского эндемика. Мама вынашивает его 11 месяцев, и появляется он на свет зимой. Рождается чаще всего один малыш. Но известны случаи рождение двух и даже трех-четырех детенышей. Мама кормит малыша 2-2,5 месяца, иногда 3-3,5 месяца. Отмечена зависимость продолжительности выкармливания молоком детенышей от состояния ледового покрова. Рождение малышей происходит в специально подготовленных логовищах из снега и льда с обширной внутренней камерой, соединяемой с водой большой отдушиной, в конце февраля, марте и даже в первой декаде апреля. Логова удалены друг от друга на сотни метров, а иногда и на километры. Малыши рождаются белыми, с серебристой или серебристо-серой шкуркой с текучим (ювенильным) волосом. Малыши находятся в логовах, не показываясь наружу в течение 1-1,5 месяца, и прежде чем от весеннего тепла и жизнедеятельности самих животных поверхностный слой снега логовищ (крыша) обвалится, успевают почти полностью вылинять.

Ответ: Детеныш нерпы - нерпенок

Станция «Животный мир»

(Максимальное количество баллов - 10, за каждый верный ответ - 1б)

Вниманию команды представлены иллюстрации животных, обитающих на территории озера Байкал. Дать названия животным.

  1. Нерпа байкальская - детеныш нерпенок
  2. Чайка серебристая
  3. Соболь баргузинский
  4. Бурундук полосатый
  5. Медведь бурый
  6. Росомаха
  7. Дрофа
  8. Большой баклан
  9. Глухарь
  10. Косуля сибирская

Станция «Подводный мир Байкала»

(Максимальное количество баллов - 10, за каждый верный ответ - 1б)

На фотографиях находятся животные и растения ваша задача назвать животных, обитающих в Байкале.

  1. Рачок эпишура байкальская
  2. Голомянка
  3. Губки байкальские
  4. Байкальский окунь
  5. Налим
  6. Бычок широколобка
  7. Осетр байкальский
  8. Омуль Байкальский
  9. Таймень байкальский
  10. Щука

Станция «Растительный мир Байкала»

(Максимальное количество баллов - 10, за каждый верный ответ - 1б)

Назвать растения!

  1. Родиола розовая
  2. Чабрец
  3. Брусника
  4. Рододендрон даурский
  5. Ирис
  6. Сибирский кедр
  7. Черемша
  8. Мак байкальский
  9. Рододендрон Адамса (Салган Дайля)
  10. Лилия карликовая

Станция «Эрудицион»

(Максимальное количество баллов - 10, за каждый верный ответ - 1б)

Ответить на вопросы.

1. Какое из озер является двойником Байкала?

Ответ: Танганьика. (После Байкала Танганьика - второе по глубине озеро на земле).

2. Есть ли в Байкале жемчужницы?

Ответ: Нет. (Жемчужницами называют морских и пресноводных двустворчатых моллюсков, в мантии которых может образовываться жемчуг. Такие жемчужницы в Байкале не живут: они распространены в зоне умеренного климата).

3. Назовите самых древних обитателей Байкал?

Ответ: Губки. (Эти простейшие многоклеточные животные организмы найдены в ископаемом виде в осадочных породах. За всю свою длительную историю они почти не претерпели изменений).

4. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?

Ответ: Везде. (От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков самых глубоких впадин живут разнообразные водные организмы, в том числе и рыбы).

5. Когда озеро Байкал замерзает?

Ответ: В декабре. (В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а заканчивается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания).

6. Назовите самую многочисленную рыбу Байкала?

Ответ: Голомянка. (Большая и малая голомянка; их общая численность и биомасса в 2 раза больше, чем всех остальных рыб, живущих в озере).

7. Назовите основное полезное ископаемое озера?

Ответ: Вода. (Есть выходы горючих газов метанового ряда и гелия, на мелководных участках строительные материалы, галька, гравий, песок. Но основное полезное ископаемое озера - это его чистая, прозрачная вода).

8. Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале?

Ответ: Нерпа. (Единственный представитель млекопитающих - нерпа. По классификации нерпа байкальская относится к семейству настоящих тюленей).

9. Когда озеро окрашивается в бурый цвет?

Ответ: Весной, когда цветут водоросли. (Цвет воды в Байкале зависит от присутствия в озере взвешенных частиц, от глубины, состояния неба и характера облачного покрова, высоты стояния солнца. Зеленоватый цвет воде придают зеленые и диатомовые водоросли; голубовато-серый оттенок - частицы желтого цвета. Буровато-коричневый - речные воды, приносящие коричневые взвешенные илистые частицы. Бурый цвет получается при массовом весеннем цветении водорослей бурового цвета).

10. Есть ли в Байкале кораллы?

Ответ: Нет. (Кораллы, или коралловые полипы, живут лишь в теплых соленных водах. Коралловые полипы могут строить свои сооружения - коралловые рифы - только в тропических водах).

Подведение итогов. Награждение победителей

Приложение 1. Маршрутный лист

Название команды: __________

Название станции

Баллы

Подпись ведущего

Географическая

Литературная

Экологическая

Творческая

Верю, не верю

Узнай по описанию

Животный мир

Подводный мир

Растительный мир

Эрудицион