Урок чтения в 8-м классе по стихотворению И.Никитина "Русь"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С.Никитина.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со стихотворением И.С.Никитина «Русь»;
  • расширить биографические знания о поэте;
  • развивать навык выразительного чтения стихотворных произведений;
  • развивать умение анализировать текст;

Коррекционные:

  • развивать связную устную речь учащихся;
  • обогащать, активизировать словарный запас учащихся;
  • корригировать, развивать слуховое и зрительное восприятие учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к поэзии;
  • способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой;
  • способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу.

Оборудование: учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор-составитель З.Ф.Малышева; медиа проектор; презентация PowerPoint; сигнальные карты, демонстрационный материал, аудио запись «С.Рахманинов «Элегия»».

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Прежде чем сесть, каждый вас должен назвать имя, фамилию поэта, писателя, которых мы изучали.

- Молодцы!

2. Вступительная беседа

-Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством русского поэта 19 века Ивана Савича Никитина. Но мы не только будем изучать стихотворение, но и  в течение  урока мы будем искать ответ на вопрос: «Почему наш народ гордится своей Родиной?»

*Рассказ о И.С. Никитине с элементами презентации. (Слайды 1-5)

3. Подготовка к восприятию

- Сейчас мы познакомимся со стихотворением И. Никитина, которое было напечатано первым и принесло ему известность.

- Кто запомнил, как оно называется? (Слайд 6)

- Да, русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт – самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? (о Родине, потому что раньше Россия называлась Русью)

- А как мы еще называем нашу Родину? (Отечество, Отчизна) (Слайд 7)

- Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства хотел передать нам поэт?

Чтение стихотворения учителем (под музыку С.Рахманинова «Элегия»)

4. Проверка первичного восприятия

- Понравилось вам стихотворение? Чем понравилось?

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? Почему?

- О чем оно? (о природе, о Руси)

5. Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению

- Ребята, чтобы нам научиться правильно, выразительно читать это стихотворение, мы должны проанализировать его, т.е. разобрать.

- Что мы сначала делаем перед тем, как анализировать стихотворение? (словарную работу).

1) Словарная работа

- Перечитайте самостоятельно стихотворение и найдите слова, которые вам не понятны. (стр. 95 учебника)

- Давайте объясним значение этих слов. (слайд 8) (учащиеся самостоятельно объясняют слова, затем на экране появляется объяснение)

*Запись словарных слов в тетрадь.

2) Первичное чтение

- Ребята, литературный критик Олег Лагунский так писал о стихотворении «Русь»: (слайд 9)

- Прочитайте ещё раз высказывание Олега Лагунского? Как он называет стихотворение «Русь»?

- Что такое гимн? Давайте ответ найдем в толковом словаре (работают в парах со словарем)

  • Гимн - хвалебная песня.
  • Гимн - торжественная песня.

(табличка вывешивается на доске)

- Как мы должны читать его? (торжественно, радостно)

- Где делаем паузы? (в конце строк, после запятых, точек)

3) Чтение по «цепочке»

4) Анализ стихотворения. Выборочное чтение

- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Степи, горы, моря, луга, тундру, леса, равнины)

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте. (Слайды 10-12)

- Найдите сравнения, которыми пользуется автор, чтобы передать красоту родной земли. (Дети подбирают сравнения к вывешенным на доске словам (1 столбик). Появляется следующая запись).

Горы - великаны

Нивы - камыш густой

Мурава - ковер

Снег - пух

Золото – груды

Небеса – шатер

- Что хочет показать автор такими сравнениями? (Наша Родина прекрасная, огромная, богатая).

- А о чем автор пишет в этих строках:

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю. (об айсбергах) (Слайд 13)

- Найдите строки, где описываются волны. (Слайд 14)

- А теперь посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней? (северное сияние). (Слайд 15)

- В каких строчках оно описывается? («И пожар небес/Ярким заревом…»)

- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег, айсберги и северное сияние? (Нет)

- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины? Что он хочет показать своим читателям? (огромную территорию Руси, что она очень большая, красивая.

- Какими образными словами и выражениями передает поэт величие своей Родины?

  • Краса царственная
  • Русь могучая
  • Слава громкая
  • Широко развернулася (по ходу ответов детей на доску вывешиваются таблички с сравнениями)

- Найдите строки, в которых говорится о любви Родине, о защите её от врагов.

- Как нужно читать эти строчки? (громче)

- А за что, по мнению автора, можно полюбить Родину? (за красоту, богатство, за то, что это наша Родина)

5) Работа с пословицами

- А теперь прочитайте пословицы на карточках, которые лежат у вас на столах, и выберите ту, которая, по вашему мнению, подходит к этому стихотворению. Поднимите карточку соответствующего цвета (пословицы написаны разными цветами, такого же цвета сигнальные карты на столах детей).

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • И собака свою сторону знает.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.

6) Работа с иллюстрациями (на доске вывешены фотографии различных уголков природы России, передающие её красоту и разнообразие)

- Внимательно рассмотрите фотографии. Что на них изображено? (горы, моря, леса, реки, луга и т.д.)

- А это все можно встретить в нашей стране? Почему вы так думаете? (Да, это есть в России, т.к. она очень большая по площади, и в ней встречаются все природные зоны)

- А теперь давайте вернемся к вопросу, который я задала в начале урока (на доске)

«Почему наш народ гордится своей Родиной?»

- Мы выяснили, какие чувства испытывал Иван Никитин, когда писал эти строки - любовь к родной русской природе, почитание, гордость. - Вы все граждане России, живете в этой стране. У вас возникли такие же чувства при чтении стихотворения? (Да, чувство гордости за свою страну, уважения к ней, любви)

- Вот давайте теперь и ответим на вопрос: «За что же русский человек любит свою Родину, гордится ею?» (Наша Родина очень красивая, богатая, огромная)

7) Подготовка к выразительному чтению.

- А теперь давайте представим, что вы художники и подбираете цвета, чтобы нарисовать картины к этому стихотворению. Какие краски мы возьмем? (Чтение по «цепочке», выстраивание цветового панно при помощи полосок цветной бумаги)

- Какие краски преобладают? (яркие, радостные).

- Какое стихотворение по настроению?

- Как будем его читать?

- Выразительное чтение 2-3 учениками.

6. Подведение итогов

- Какое стихотворение мы сегодня изучали? (Стихотворение И.С.Никитина «Русь»)

- О чем оно? (о Родине, о России)

- Чему учит стихотворение? (любить, беречь Родину, гордиться ею)

- Почему оно принесло славу И.С.Никитину?

- Так за что же наш народ любит свою Родину?

7. Выставление оценок

Домашнее задание: стр. 95, выразительное чтение.

8. Рефлексия урока

- У вас на столе лежат сигнальные карты. Выберите одну, которая отражает ваше настроение после сегодняшнего урока. (красная – радостное, зеленая – спокойное, синяя – грустное).