Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С.Никитина.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со стихотворением И.С.Никитина «Русь»;
- расширить биографические знания о поэте;
- развивать навык выразительного чтения стихотворных произведений;
- развивать умение анализировать текст;
Коррекционные:
- развивать связную устную речь учащихся;
- обогащать, активизировать словарный запас учащихся;
- корригировать, развивать слуховое и зрительное восприятие учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к поэзии;
- способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой;
- способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу.
Оборудование: учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор-составитель З.Ф.Малышева; медиа проектор; презентация PowerPoint; сигнальные карты, демонстрационный материал, аудио запись «С.Рахманинов «Элегия»».
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Прежде чем сесть, каждый вас должен назвать имя, фамилию поэта, писателя, которых мы изучали.
- Молодцы!
2. Вступительная беседа
-Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством русского поэта 19 века Ивана Савича Никитина. Но мы не только будем изучать стихотворение, но и в течение урока мы будем искать ответ на вопрос: «Почему наш народ гордится своей Родиной?»
*Рассказ о И.С. Никитине с элементами презентации. (Слайды 1-5)
3. Подготовка к восприятию
- Сейчас мы познакомимся со стихотворением И. Никитина, которое было напечатано первым и принесло ему известность.
- Кто запомнил, как оно называется? (Слайд 6)
- Да, русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт – самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.
- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? (о Родине, потому что раньше Россия называлась Русью)
- А как мы еще называем нашу Родину? (Отечество, Отчизна) (Слайд 7)
- Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства хотел передать нам поэт?
Чтение стихотворения учителем (под музыку С.Рахманинова «Элегия»)
4. Проверка первичного восприятия
- Понравилось вам стихотворение? Чем понравилось?
- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? Почему?
- О чем оно? (о природе, о Руси)
5. Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению
- Ребята, чтобы нам научиться правильно, выразительно читать это стихотворение, мы должны проанализировать его, т.е. разобрать.
- Что мы сначала делаем перед тем, как анализировать стихотворение? (словарную работу).
1) Словарная работа
- Перечитайте самостоятельно стихотворение и найдите слова, которые вам не понятны. (стр. 95 учебника)
- Давайте объясним значение этих слов. (слайд 8) (учащиеся самостоятельно объясняют слова, затем на экране появляется объяснение)
*Запись словарных слов в тетрадь.
2) Первичное чтение
- Ребята, литературный критик Олег Лагунский так писал о стихотворении «Русь»: (слайд 9)
- Прочитайте ещё раз высказывание Олега Лагунского? Как он называет стихотворение «Русь»?
- Что такое гимн? Давайте ответ найдем в толковом словаре (работают в парах со словарем)
- Гимн - хвалебная песня.
- Гимн - торжественная песня.
(табличка вывешивается на доске)
- Как мы должны читать его? (торжественно, радостно)
- Где делаем паузы? (в конце строк, после запятых, точек)
3) Чтение по «цепочке»
4) Анализ стихотворения. Выборочное чтение
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Степи, горы, моря, луга, тундру, леса, равнины)
- Посмотрите на иллюстрации и ответьте. (Слайды 10-12)
- Найдите сравнения, которыми пользуется автор, чтобы передать красоту родной земли. (Дети подбирают сравнения к вывешенным на доске словам (1 столбик). Появляется следующая запись).
Горы - великаны
Нивы - камыш густой
Мурава - ковер
Снег - пух
Золото – груды
Небеса – шатер
- Что хочет показать автор такими сравнениями? (Наша Родина прекрасная, огромная, богатая).
- А о чем автор пишет в этих строках:
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю. (об айсбергах) (Слайд 13)
- Найдите строки, где описываются волны. (Слайд 14)
- А теперь посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней? (северное сияние). (Слайд 15)
- В каких строчках оно описывается? («И пожар небес/Ярким заревом…»)
- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег, айсберги и северное сияние? (Нет)
- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины? Что он хочет показать своим читателям? (огромную территорию Руси, что она очень большая, красивая.
- Какими образными словами и выражениями передает поэт величие своей Родины?
- Краса царственная
- Русь могучая
- Слава громкая
- Широко развернулася (по ходу ответов детей на доску вывешиваются таблички с сравнениями)
- Найдите строки, в которых говорится о любви Родине, о защите её от врагов.
- Как нужно читать эти строчки? (громче)
- А за что, по мнению автора, можно полюбить Родину? (за красоту, богатство, за то, что это наша Родина)
5) Работа с пословицами
- А теперь прочитайте пословицы на карточках, которые лежат у вас на столах, и выберите ту, которая, по вашему мнению, подходит к этому стихотворению. Поднимите карточку соответствующего цвета (пословицы написаны разными цветами, такого же цвета сигнальные карты на столах детей).
- Нет в мире краше Родины нашей.
- И собака свою сторону знает.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
6) Работа с иллюстрациями (на доске вывешены фотографии различных уголков природы России, передающие её красоту и разнообразие)
- Внимательно рассмотрите фотографии. Что на них изображено? (горы, моря, леса, реки, луга и т.д.)
- А это все можно встретить в нашей стране? Почему вы так думаете? (Да, это есть в России, т.к. она очень большая по площади, и в ней встречаются все природные зоны)
- А теперь давайте вернемся к вопросу, который я задала в начале урока (на доске)
«Почему наш народ гордится своей Родиной?»
- Мы выяснили, какие чувства испытывал Иван Никитин, когда писал эти строки - любовь к родной русской природе, почитание, гордость. - Вы все граждане России, живете в этой стране. У вас возникли такие же чувства при чтении стихотворения? (Да, чувство гордости за свою страну, уважения к ней, любви)
- Вот давайте теперь и ответим на вопрос: «За что же русский человек любит свою Родину, гордится ею?» (Наша Родина очень красивая, богатая, огромная)
7) Подготовка к выразительному чтению.
- А теперь давайте представим, что вы художники и подбираете цвета, чтобы нарисовать картины к этому стихотворению. Какие краски мы возьмем? (Чтение по «цепочке», выстраивание цветового панно при помощи полосок цветной бумаги)
- Какие краски преобладают? (яркие, радостные).
- Какое стихотворение по настроению?
- Как будем его читать?
- Выразительное чтение 2-3 учениками.
6. Подведение итогов
- Какое стихотворение мы сегодня изучали? (Стихотворение И.С.Никитина «Русь»)
- О чем оно? (о Родине, о России)
- Чему учит стихотворение? (любить, беречь Родину, гордиться ею)
- Почему оно принесло славу И.С.Никитину?
- Так за что же наш народ любит свою Родину?
7. Выставление оценок
Домашнее задание: стр. 95, выразительное чтение.
8. Рефлексия урока
- У вас на столе лежат сигнальные карты. Выберите одну, которая отражает ваше настроение после сегодняшнего урока. (красная – радостное, зеленая – спокойное, синяя – грустное).