ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель урока:
- научиться рассчитывать работу электрического тока и ее стоимость;
- сделать вывод об экономном расходовании электроэнергии.
Планируемые результаты: произвести расчет стоимости электроэнергии в квартире.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- содействовать развитию умения рассчитывать количество потребленной электроэнергии и ее стоимости;
- выработать самостоятельное мышление по применению знаний на практике;
- подвести к решению о необходимости экономного расходования энергии.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Методы обучения:
- словесные: беседа, инструктаж;
- наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ материала;
- практические: задачи, практикум.
Используемые технологии на уроке:
- Групповая технология.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Форма организации урока: беседа, практикум.
Средства обучения:
- учебник;
- компьютер, мультимедиа-проектор, экран (презентация «Расчет электроэнергии»);
- технические паспорта приборов;
- учебно-лабораторное оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник тока, электрическая лампочка, соединительные провода.
Приемы реализации методов:
- интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
- ответы на поставленные вопросы;
- создание проблемной ситуации;
- самостоятельная работа с научными текстами, опорной схемой, технической документацией, бытовыми электроприборами;
- задание учащимся на осмысление полученных знаний.
Аннотация:Урок (Расчет электроэнергии) является одним из заключительных уроков главы: Электрические явления.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии: ТРАДИЦИОННАЯ (РЕПРОДУКТИВНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ.
Основные понятия: единицы измерения электрических величин, основные измерительные приборы.
Межпредметные связи: физика, математика.
Схема конспекта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Мотивационный этап. |
Проблемная ситуация. |
Актуализация мышления |
|
|
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия |
Связь с жизнью |
Мыслительные операции – аналогия, синтез, обобщение |
|
|
Выявление затруднения |
Прямой вопрос |
Ответы обучающихся |
|
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; |
Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения |
|
Мыслительные операции – аналогия, синтез, обобщение |
|
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения |
|
Самостоятельные решения |
|
проводить и анализировать разработку |
Первичное закрепление нового знания |
Карточки с показаниями электросчетчиков |
Расчеты по карточкам с показаниями электросчетчиков |
|
|
Самостоятельная работа и проверка по эталону |
Пример расчета |
Самостоятельный расчет |
|
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции
|
Включение в систему знаний и умений |
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения |
|
|
оценивать коммерческий потенциал технологии. |
Рефлексия и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций |
Ответы на вопросы по изученному |
|
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений |
Домашнее задание: Посчитайте расход электроэнергии вашей семьей за месяц, посчитайте стоимость этой электроэнергии. (1 мин).
План урока
- Организационный момент. (1 мин)
- Целеполагание и мотивация (создание проблемной ситуации). (3 мин)
- Актуализация опорных знаний.
- Лабораторная работа в группах «Измерение работы тока в электрической лампе». (5 мин)
- Объяснение нового материала.
- Что такое коммунальные услуги и платежи. (2 мин)
- Снятие показаний со счетчиков, расчет оплаты. (3 мин)
- Практическая работа №1 в группах «Расчет оплаты электроэнергии за месяц». (5 мин)
- Платежные квитанции.(1 мин)
- Практическая работа №2 в группах «Заполнение квитанций». (2 мин)
- Места оплаты коммунальных услуг. (2 мин)
- Способы экономии электроэнергии. (2 мин)
- Задачи на тему «Энергосбережение». (10 мин)
- Итоги урока, рефлексия (3 мин)
- Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые гости и дети. Рада всех вас видеть на нашем уроке.
- Было сделано немало открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще вокруг нас осталось не исследованным! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас, восьмиклассников, жажду новых познаний и стремление использовать их на практике.
II. Целеполагание и мотивация
Учитель: Предположим, ваши родители дали вам задание оплатить за электроэнергию. У вас на столах имеется квитанция. Кто из вас умеет подсчитывать стоимость потребленной энергии? (создание проблемной ситуации). Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? («Расчет стоимости электроэнергии».)
- Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? (цели: научиться пользоваться счетчиком, рассчитывать количество потребленной электроэнергии и ее стоимости ( подсчитывать расходы), заполнять квитанции на оплату, выяснить способы экономии электроэнергии)
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: перечислите приборы, потребляющие электроэнергию у вас дома. Ребята, о каком приборе идет речь в этой загадке?
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор,
Смотрит, глазиком моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь -
Все на ус мотает.
(Учащиеся догадываются, что речь идет об электросчетчике).
- Какие бывают электросчетчики?
- Какую величину считает электросчетчик? (учащиеся: работу тока)
- По какой формуле рассчитывается работа электрического тока?
- В чем измеряется работа тока? (учащиеся: Дж, кВт*ч)
Лабораторная работа в группах «Измерение работы тока в электрической лампе». Приложения 1.
IV. Объяснение нового материала
1. Что такое коммунальные услуги и платежи.
Учитель:
- Кто знает, что такое коммунальные услуги? (Коммунальные услуги – это услуги для обеспечения комфортных условий жизни).
- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги?
Давайте посмотрим на экран. (оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, – мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. Человек, который пользуется коммунальными услугами и оплачивает их, называется абонент.
2. Снятие показаний со счетчиков, расчет оплаты.
- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним селам, городам
Что идет поп проводам?
Светлое величество!
Это…? (электричество)
Для оплаты электроэнергии необходимо:
- Снять показания с электросчетчика – списать цифры из окошечка на счетчике, при этом учитывают только целую часть кВт*ч (то есть показания счетчика до запятой, цифры после запятой в расчет не входят).
- Нужно определить текущие и предыдущие показания счетчика:
- П1-показания счетчика в начале месяца.
- П2-показания счетчика в конце месяца.
- Найти количество энергии: А=П2 – П1
- Необходимо знать тариф, т.е. сколько стоит 1кВт электроэнергии.
Кто знает, каков сейчас тариф на свет? (Учащиеся с помощью учителя отвечают 1 кВт*ч стоит 4 рб.13 коп.)
Нужно рассчитывать стоимость потребленной энергии за месяц: С=А*тариф.
Практическая работа №1 «Расчет оплаты электроэнергии за месяц».
3. Самостоятельная работа по карточкам.
Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями. В конце выполнения задания проверяется ответ. Приложение 2.
4. Платежные квитанции.
Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счетчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платежную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся. Все поля квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платеж может быть разнесен неверно. Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.
Практическая работа №2 «Заполнение квитанций».
Учащиеся под руководством педагога заполняют платежные квитанции.
(учащиеся используют показания из практического задания №1)
5. Места и правила оплаты коммунальных услуг.
- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные услуги? Посмотрите на экран. Из предложенных учреждений выпишите в тетрадь нужное. (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника, касса ЖЭУ).
- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платежные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться. (слайд – платежный терминал.)
- Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Если вы внесли большую, чем надо сумму, то она будет переведена на счет мобильного телефона.
- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определенный законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придется переплатить).
6. Способы экономии электроэнергии
- Наша жизнь показывает, что электроэнергию и другие услуги необходимо экономить. Назовите способы экономии электроэнергии. (учащиеся высказывают свои мнения). Что такое экономия, давайте прочитаем. Экономия – это когда бережешь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.
- У вас на столах задание: прочитать статью и выделить 4 главных причин и фактов экономии электроэнергии и сделать фишбоун.
Задачи на тему «Энергосбережение» (задачи на экономию энергии)
V. Итоги урока, рефлексия
- Ребята, подведем итог нашему уроку. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
В течении всего урока вы активно работали. Поднимите руки, те, кто сегодня, придя домой скажет родителям, что оплату электроэнергии он берет на себя, кто научился это делать?
Заполните квитанцию, оценив свои умения на уроке:
Квитанция выдана:
Фамилия__________
Имя______________
Отчество__________
Я научился(ась):
|
|
|
|
|
|
VI. Домашнее задание
Посчитайте расход электроэнергии вашей семьей за месяц, посчитайте стоимость этой электроэнергии.
- Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен.