Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания и умения учащихся при изучении данной темы:
- работа с понятиями;
- использование признаков параллельности и свойств параллельных прямых при решении различных задач.
Развивающая:
- развитие познавательной активности;
- развитие способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания; развитие способности к аналитико-синтетическому мышлению;
- развитие навыков контроля и самоконтроля;
- развитие графической культуры учащихся;
- расширение кругозора обучающихся.
Воспитательная: формирование потребности в знаниях, интереса к математике.
Предметные результаты:
Знать: знать признаки параллельности прямых и свойства параллельных прямых.
Уметь: применять знания о параллельных прямых при решении задач.
Межпредметные результаты: выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Формы работы: устная, фронтальная, тестовая, практическая, самостоятельная с самопроверкой, работа в группах.
Методы работы: словесный; наглядный; практический.
Технологии: развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, индивидуальный раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас четвёртый урок по теме «Параллельность прямых». Вы накопили некоторый опыт в решении несложных задач на применение изученной теории, рассмотрели опорные задачи. Цель нашего урока: применять изученные теоремы к решению различных задач; проверить свои знания в ходе выполнения самостоятельной работы.
II. Проверка домашнего задания
Решение дополнительных домашних задач проверяется с помощью интерактивной доски (3 ученика с домашними презентациями).
Остальные сверяют свои решения по тетрадям.
III. Актуализация знаний учащихся
Решение опорных задач по готовому чертежу. (Слайды 3 и 4)
Работа выполняется на двух листочках, один из которых сдается учителю на проверку, второй остается ученику для самопроверки, которая будет проведена непосредственно по окончанию работы.
Актуализация опорных знаний учащихся с записью и устным комментированием формул позволяет ребятам быстро включиться в следующий этап урока: решение задач.
IV. Закрепление навыков решения задач
Это этап совершенствования теоретических и практических знаний учащихся. Предлагаются задачи разных типов: на готовых чертежах и заданные текстовым условием. Распложены они в порядке возрастания трудности, решаются разными способами: устно, фронтально с записью на интерактивной доске одним учеником, самостоятельно с последующей проверкой решения, самостоятельно с проверкой ответа. Использование интерактивного комплекса особенно эффективно на данном этапе: повышается плотность урока, его темп, при этом сохраняется возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Построение и запись решения на интерактивной доске наилучшим образом способствуют развитию абстрактного мышления и воображения школьников.
1) по готовым чертежам (готовые чертежи в буклетах и на интерактивной доске) (Слайды 5-6)
2) Задачи 1-3 фронтально (один ученик на интерактивной доске комментирует, остальные в буклетах, записываются краткие решения) (Слайды 7-9 )
3) Устная работа в парах.
На раздаточных листах вам предложены несколько задач. Поработайте в парах. Внимательно изучите условия и попробуйте разделить все задачи на группы. Объясните, по какому признаку вы это сделали?
На сколько групп можно разделить все задачи? По какому признаку?
1 группа: задачи, в которых требуется доказать, что прямые параллельны, т.е. решаемые с помощью признаков параллельных прямых.
2 группа: задачи, в которых требуется применить свойства параллельных прямых, т.е. решаемые с помощью свойств параллельных прямых.
3 группа: А еще можно выделить группу, где придется применить и то и другое.
- К 1 группе относятся задачи 3 и 4.
- Ко 2 группе можно отнести задачи 1 и 6.
- К 3 группе 5 и 6.
V. Самостоятельная работа
(Слайды 11 и 12)
Этот этап урока решает задачу проверки усвоения материала в ходе выполнения самостоятельной работы, а также подводит итог всего урока. Для экономии времени работа выполняется на карточках с печатной основой.
VI. Подведение итогов урока
Наш урок подошёл к концу. В течение всего урока вы продуктивно работали. Как вы думаете, мы справились с целями и задачами, которые ставили вначале урока урока?
Рефлексия
Каждый из учеников на полях тетради ставит один из знаков:
- Треугольник – «Все понял(а) на уроке»
- Квадрат - «Не все было понятно на уроке - есть трудности»
- Круг – «Ничего не понял(а).
VI. Задание на дом
Другой вариант самостоятельной работы по вариантам.
Воспитательные цели: воспитание уверенности в своих знаниях, умения их применить с использованием ИКТ реализовываются в ходе всего урока подобного типа. Использование интерактивного комплекса позволяет воспитывать людей, способных использовать современные информационные технологии для решения поставленных задач.
Литература
- Геометрия, 7–9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. – М.: Просвещение, 2018.
- «Дидактические материалы по геометрии. 7 класс» / Мельников Н.Б.