Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте. Тема урока: "Звук [ж], буква Ж ж"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: проблемное обучение, звук [ж] буква Ж ж


Урок обучения грамоте по системе Л.В.Занкова.

Цели:

  • Формировать умение выделять звук [ж] в речи, умение слышать и слушать;
  • Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой ж;
  • Воспитывать культуру поведения при работе в группах.

Задачи:

личностные

  • формируем интерес к учебному материалу;
  • формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

регулятивные

  • формируем умение определять цель деятельности на уроке;
  • формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные

  • формируем умение находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков;
  • формируем умение сравнивать природу далёкого прошлого с природой современного периода;
  • формируем умение анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
  • формируем умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

коммуникативные

  • формируем умение принимать участие в обсуждении проблемы;
  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение допускать существование различных точек зрения.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Раз, два, три – слушай и смотри!
Три, два, раз – мы начнём сейчас!

Презентация

II. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

- Посмотрите на экран. Кого вы там видите? (Носорог, тигр, лама, рысь, утка, белка).

- Как их можно назвать одним словом? (Животные)

- Сегодня на урок пришел сказочный герой, но пока он прячется. Он покажется только тогда, когда вы угадаете его имя. Для этого вам нужно назвать звуки слов и обозначить их буквами.

(Учащиеся называют букву, учитель записывает на доске – онитаруб)

- Прочитайте.

- В чем секрет? Прочитайте слово справа налево.

- Что заметили? Исправьте ошибку. (Имена пишем с заглавной буквы).

- Ребята, а как называется сказка, героем которой является Буратино? Кто автор?

- Помните, как Буратино шел на свой первый урок с АЗБУКОЙ, но не послушался папу Карло и не попал в школу. Сейчас он очень сожалеет об этом. Но вы прилежные ребята, все ходите в школу и уже многому научились. Давайте расскажем Буратино, что мы уже узнали на уроках обучения грамоте.

(Рассказ обучающихся по схеме. Схема пополняется от урока к уроку. В схеме звуки обозначены красными, синими и зелеными магнитными квадратами. Располагаю их с детьми таким образом, чтобы ее можно было прочесть так:

«Буквы русского языка обозначают звуки. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными, согласные обозначают твердые и мягкие звуки». Ниже располагаем изученные буквы. Гласные располагаем под красными квадратами. Согласные, которые обозначают  твердый и мягкий звук - между зеленым и синим квадратом, только твердые под синим, соответственно только мягкие под зеленым. Дети рассказывают с опорой на схему).

- Назовите гласные.

- Зачем учим буквы, звуки? (Чтобы научиться читать, писать)

- Прочитаем слоги справа налево по нашей таблице. Сегодня все наоборот.

- Какое еще можете предложить задание?

- Составьте несколько слов из этих букв.

(Дети составляют слова из букв расположенных в схеме. Если не справляются, то можно поиграть в «Молчанку». Т.е. учитель показывает буквы в определенном порядке, дети озвучивают получившиеся слова.)

III. Постановка учебной задачи

- Много слов смогли составить? Почему? (Нет. Не все буквы изучили, ведь их 33, а мы выучили только 15)

- Какая у нас сегодня цель? (Познакомиться с новой буквой)

- А теперь разгадайте загадки Буратино.

Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это …
(ёжик)

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко … 
(жираф)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

- Произнесите все слова. Чем они похожи? [ж]

- Кто догадался: какая сегодня тема урока?

IV. Решение учебной задачи.

- Что об этой  букве  хотите узнать? Составим план работы. (Какие звуки обозначают, как правильно называются, их место в алфавите и т.д.).

(Дети высказываются, а учитель на доске выставляет картинки в необходимом порядке. Получается на доске следующая схема…

Примечание. Текст отсутствует, на доске напоминания в виде картинок.)

Хотим узнать.

1. Узнать, какие звуки обозначает. (Характеристика звука). [  ]

2. Рассмотреть внимательно, узнать, на что похожа (картинка мальчика, рассматривающего что-то в лупу).

3. Название буквы, место в алфавите (картинка домика).

4. Запомнить. Упражняться. (Рисунок книги).

- Начнем работать и расскажем новое Буратино.

- Наберите воздух и покажите, как жужжит жук.

РАБОТА  В  ПАРАХ:

- А теперь повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]. (Артикуляция)

- Как  работают органы речи про произнесении звука [ж]?

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.

Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

- Что можно сказать об этом звуке? Дайте характеристику звуку [ж]? (Согласный).

Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

 Пиджак, рубашка, майка

 Шарф, жилет, шапка

 Шорты, бриджи, штаны

 Брюки, носки, джинсы

- Назовите слова, в которых звук [ж] звучит твердо?

- Мягко? Почему нет рук? (Не можем подобрать слова)

- Какой можем сделать вывод? (В русском языке нет таких слов, в которых есть мягкий звук [ж]. Поэтому буква ж обозначает только твердый [ж])

Физкультминутка

На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.

- Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.

- Вот и буква ... На что похожа буква?

Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
(С.Я.Маршак)

- У нас в классе тоже есть буквы Ж. Найдите их. (Дети, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К)

- На парте у себя вы тоже найдёте букву ж. Заштрихуйте её по образцу.

Дальше по плану мы должны найти место этой буквы в алфавите.

- Найдем ее в алфавите. Что можем узнать из алфавита? (Как правильно называется буква, найти её соседей).

- Как она называется?

- Назовите ее соседей.

- Найдем место букве ж в схеме.

- Сначала прикладываю к гласным и читаем получившиеся слоги.

- Куда помещу букву, почему? (Где согласный, только твердый).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Посмотрите  на строчки. Быстро подчеркните в каждой строчке букву ж.

Для нечитающих учеников:

К Ж Т П К Р Ж О Х К Ж У Ш Ж

 М Л Т Р Ж Н З Ж Х К У Ч Ж Щ

Ю Т П Х К Ж Ы Ж К Ж Г Ф Ж

Для читающих:

Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука —
Желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
(В.Лунин)

VI. Включение знаний в систему

- Откройте учебник на 49 странице. Найдите на рисунке и раскрасьте предметы, в названиях которых вы слышите звук  [ж]. Соедините предмет с подходящей схемой слова и впишите буквы согласных звуков. Поменяйтесь учебниками и проверьте. Чья пара будет готова – покажите.

- Ребята, а почему здесь две буквы Жж?

- Проверим ваши знания. Поиграем в игру “Большая - маленькая”.

ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв, жужелица.

- Молодцы. А все ли слова вам были понятны.

- А как мы поступаем, если нам что-то непонятно?

- Вот и я обратилась к интернету и наша статью про жужелицу.

Жужелица.

В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Встречаются они повсюду — в лесах и на полях, на болотах и по берегам рек, в степях и высоко в горах на границе вечных снегов. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

(Видеофрагмент о жужелицах).

- Детям вручаю буклет «Садоводу-огороднику».

VII. Оценка (рефлексия)

- Наш урок подходит к концу. Напомните Буратино, какие новые знания получили сегодня на уроке?

- Продолжите предложения (СЛАЙД).

- Подарите Буратино солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж]. А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].