Методика тестовой диагностики речи создана не мной. Создавая презентацию-стимульный материал для детей 5 лет, я обратилась к работе Т.В. Кабановой и О.В. Домниной, которая называется «Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями». Также я опиралась на работу Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» и презентацию Сырейщиковой А.Е. «Тестовая методика диагностики речи по Т.А. Фотековой».
Презентация не включает обследование общей и мелкой моторики.
Она предполагает обследование речи детей 5 лет. Для удобства использования презентации я включила не весь материал, предложенный авторами методик. В то же время некоторый речевой материал я ввела в презентацию по аналогии с заданиями, предложенными Т.В.Кабановой, О.В. Домниной и Т.А. Фотековой.
Тема: «Тестовая диагностика речи детей 5 лет».
Целевая аудитория: Дети 5 лет.
Цель: создать условия для обследования речи учащихся.
Задачи:
- Исследование:
- понимания речи
- фонематического восприятия
- звукопроизношения
- звуко-слоговой структуры слова
- грамматического строя речи
- словаря и навыков словообразования
- связной речи детей
- артикуляционной моторики
- языкового анализа
- планирование проведения коррекционной работы, комплектования подгрупп на основе общности структуры речевого дефекта.
- выявление изменений в речи детей для оценки эффективности педагогической деятельности.
Актуальность.
Дети с тяжелыми нарушениями речи легко отвлекаются и теряют интерес к проводимому исследованию. Часто они дают ошибочные ответы из-за того, что предъявляемые вопросы кажутся трудными, а задания неинтересными. Это создает определенные трудности для адекватного анализа состояния речи ребенка. Данный стимульный материал включает задания, необходимые для исследования речи детей старшего дошкольного возраста, а яркое оформление и игровые задания способствуют более эффективной деятельности ребенка и взрослого.
Структура ресурса.
Ресурс состоит из 9 блоков:
- Исследование понимания речи
- Проверка состояния фонематического восприятия
- Исследование артикуляционной моторики
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения
- Исследование звукопроизношения
- Состояние языкового анализа
- Исследование грамматического строя речи
- Исследование словаря и навыков словообразования
- Исследование связной речи
Ожидаемые результаты.
- Используя данный ресурс, логопед сможет быстро и качественно провести диагностику устной речи детей и выявить нарушения речи, спланировать содержание коррекционной работы с сформировать подгруппы дошкольников со сходными речевыми нарушениями, использовать данные для мониторинга коррекционной работы.
Рекомендации.
Для диагностики речи учащихся необходимо иметь:
- «Приложение» с расшифровкой бальной системы оценки; (http://www.proshkolu.ru/user/teberda/file/5026965/)
- презентацию «Тестовая диагностика речевых нарушений детей 5 лет»;
- протокол в виде таблицы ХL c функцией подсчета баллов или бумажный вариант протокола;
- График речевой успешности ребенка, который нужно заполнить- построить в результате обследования
Обследование длится в течение нескольких занятий, количество которых определяется возможностями ребенка.
Приложение необходимо использовать в соответствии с этапом обследования.
Высчитав уровень речевой успешности речи по каждому блоку заданий, можно построить график речевой успешности, который наглядно указывает на области, которые нуждаются в коррекции и особом внимании со стороны логопеда. Можно подсчитать средний уровень речевой успешности ребенка. Для этого нужно сложить значения речевой успешности по каждому блоку и разделить на 9- количество блоков. Если сложить данные речевой успешности всех детей логопедической группы, то можно построить график речевой успешности группы с учетом каждого направления работы, а также увидеть динамику развития речи детей и области, в которых необходимо приложить более настойчивые усилия для коррекции речи.
Техническое и программное обеспечение.
Для использования ресурса необходима программа MS PowerPoint 2007/2010