Тестовая диагностика речи детей 5-ти лет

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: речь, Тестовая диагностика речи детей 5 лет


Методика тестовой диагностики речи создана не мной. Создавая презентацию-стимульный материал для детей 5 лет, я обратилась к работе Т.В. Кабановой  и  О.В. Домниной, которая называется «Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями». Также я опиралась на работу  Т.А.  Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»  и  презентацию Сырейщиковой А.Е.   «Тестовая методика диагностики речи по Т.А. Фотековой».

Презентация не включает обследование общей и мелкой моторики.

Она предполагает обследование речи детей 5 лет. Для удобства использования презентации я включила не весь материал, предложенный авторами методик. В то же время некоторый речевой материал я ввела в презентацию по аналогии с заданиями, предложенными  Т.В.Кабановой, О.В. Домниной и Т.А. Фотековой. 

Тема: «Тестовая диагностика речи детей 5 лет».

Целевая аудитория: Дети 5 лет.

Цель: создать условия для обследования речи учащихся.

Задачи:

  • Исследование:
  • понимания речи
  • фонематического восприятия
  • звукопроизношения
  • звуко-слоговой структуры слова
  • грамматического строя речи
  • словаря и навыков словообразования
  • связной речи детей
  • артикуляционной моторики
  • языкового анализа
  • планирование проведения коррекционной работы, комплектования подгрупп на основе общности структуры речевого дефекта.
  • выявление изменений в речи детей для оценки эффективности педагогической деятельности.

Актуальность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи легко отвлекаются и теряют интерес к проводимому исследованию. Часто они дают ошибочные ответы из-за того, что предъявляемые вопросы кажутся трудными, а задания неинтересными. Это создает определенные трудности для адекватного анализа состояния речи ребенка. Данный стимульный материал включает задания, необходимые для исследования речи детей старшего дошкольного возраста, а яркое оформление и игровые задания способствуют более эффективной деятельности ребенка и взрослого.

Структура  ресурса.

Ресурс состоит из 9 блоков:

  • Исследование понимания речи
  • Проверка состояния фонематического восприятия
  • Исследование артикуляционной моторики
  • Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения
  • Исследование звукопроизношения
  • Состояние языкового анализа 
  • Исследование грамматического строя речи
  • Исследование словаря и навыков словообразования
  • Исследование связной речи

Ожидаемые результаты.

  • Используя данный ресурс, логопед сможет быстро и качественно провести диагностику устной речи детей и выявить нарушения речи, спланировать содержание коррекционной работы с сформировать подгруппы дошкольников со сходными речевыми нарушениями, использовать данные для мониторинга коррекционной работы.

Рекомендации.

Для диагностики речи учащихся необходимо иметь:

  • «Приложение» с расшифровкой бальной системы оценки; (http://www.proshkolu.ru/user/teberda/file/5026965/)
  • презентацию «Тестовая диагностика речевых нарушений детей 5 лет»;
  • протокол в виде таблицы ХL c функцией подсчета баллов или бумажный вариант протокола;
  • График речевой успешности ребенка, который нужно заполнить- построить в результате обследования

Обследование длится в течение нескольких занятий, количество которых определяется возможностями ребенка.

Приложение необходимо использовать в соответствии с этапом обследования.

Высчитав уровень речевой успешности речи по каждому блоку заданий, можно построить график речевой успешности, который наглядно указывает на области, которые нуждаются в коррекции и особом внимании со стороны логопеда. Можно подсчитать средний уровень речевой успешности ребенка. Для этого нужно сложить значения речевой успешности по каждому блоку и разделить на 9- количество блоков. Если сложить данные речевой успешности всех детей логопедической группы, то можно построить график  речевой успешности группы с учетом  каждого направления работы, а также увидеть динамику развития речи детей и области, в которых необходимо приложить более настойчивые усилия для коррекции речи.

Техническое и программное обеспечение.
Для использования ресурса необходима программа MS PowerPoint 2007/2010

Приложение

Презентация