Тема урока: «Предложный падеж имён существительных»
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Цели деятельности учителя: повторить и закрепить полученные детьми знания о предложном падеже имён существительных (через повторение особенностей данного падежа: вопросы, предлоги, роль в предложении).
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления;
Развивающие:
- создать условия для развития умений самостоятельно находить "трудные места", оценивать, какой именно вид работы у него не получается и решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
- развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
- формировать умение работать в парах, в группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять предложный падеж по вопросу и предлогам;
- уметь писать слова с парным по звонкости \ глухости согласным в середине слова (в корне слова);
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД:
- формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
- формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
- понимать необходимость изучения русского языка.
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Русский язык» М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, 3кл.1 ч., стр. 91-94, раздаточный материал для работы в парах и группах.
Этапы урока |
Содержание урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
I. Самоопределение к деятельности |
Звучит стихотворение.
Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? На уроке Не слушай учителя, Вертись, смотри по сторонам, Разговаривай с друзьями, заглядывай к ним в тетрадь. - Принимаете? Что надо исправить? - Читайте, что получилось. |
Слушают запись. Перемещают частицу НЕ. На уроке слушай учителя, Не вертись, не смотри по сторонам, Не разговаривай с друзьями, Не заглядывай к ним в тетрадь. |
II. Постановка учебной задачи
|
Учитель: - В немецком языке - 4, у финнов – 15, в грамматике Венгрии - целых 22. А вот у китайцев, напротив, их - 0. В русском же языке их 6. - О чём идёт речь? - Что значит аббревиатура? ИРДВТ Чего не хватает? Какой будет тема урока? |
О падежах. Первые буквы названий падежей. Предложный падеж имён существительных. Повторять Записывают в тетрадь число и тему. |
III. Актуализация знаний
|
1. Индивидуальная работа с таблицей падежей. (Проверка правила из учебника на с.91) - Внимание, послушайте стихотворение и проверьте, какие предлоги вы написали в предложном (6-ом ) падеже. Ученик читает стихотворение.
- Проверьте друг у друга знание правила. 2. - А сейчас проведем небольшую словарную работу. Работаете в парах. Спишите, вставляя пропущенные буквы. блестело в .нваре тонуть в б.л.те ожидать на во.зале собирать на ог.роде выпал в н.ябре - Ребята, скажите, что вы заметили? - Докажите. |
Заполняют таблицу по 6-ому падежу: название падежа, опорное слово, вопросы, предлоги. Взаимопроверка. Взаимопроверка в парах. Проверка по эталону. Все существительные стоят в форме предложного падежа. |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
|
1.Работа в группах. Найти слова – им. сущ. в форме П.п., отметить галочкой. на столе про зверя в семье в парк на мост на площадке на пол при матери на солнце за опушку о лисе в тепле в жару на трамвае об осине 2 .Работа с учебником (с.93, упр.79). Фронтальная работа. - Прочитайте задание. Что надо сделать? Наши предки, ваши предки На одной качались ветке. А теперь сидим мы в клетке. Хорошо ли это, детки? |
Обсуждают в группах. Отмечают галочкой. Найти слова с орфограммой парный согласный в корне слова. При списывании перед этими существительными писать проверочные слова и падеж. |
Физкультминутка |
- Давайте сделаем паузу и разомнемся. Именительный подпрыгнул (прыжки на месте), А Родительный летал (поворот корпуса в стороны), Дательный полез на горку (шаг с попеременным поднятием рук), А Винительный – устал (встряхивание корпуса, рук и ног). Наш Творительный поплавал (круговые вращения рук), А Предложный побежал (бег на месте)! Падежи нам всем нужны (хлопки), Кто чем занят, знать должны (шаг)! |
(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя) |
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
1.Самостоятельная работа. Выписать словосочетания, где сущ. в форме П.п., не забывайте писать доказательства, т.е. письменно задавайте вопрос. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме. - Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга. |
Взаимопроверка. Проверяют по эталону. |
VI. Рефлексия деятельности Оценки за урок. Инструктаж по выполнению д/з |
1.Подведём итог урока. Игра «Ромашка». - В каком падеже стоит подлежащее? - Какой падеж без предлога не употребляются? - Предлоги к и по пишутся с существительными в … - Вспомогательное слово “вижу”… - Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? - Вспомогательное слово “горжусь” … - Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? - Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня? - Вспомните, какую цель вы перед собою ставили? - Похлопайте в ладоши те, кто считает, что своей цели на уроке он НЕ достиг. - Потопайте ногами те, кто считает, что достиг своей цели, но у него еще остались вопросы. - И встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что полностью достиг своей цели на этом уроке. - Повторить все падежи в таблице (раздаю им таблицу). Учебник с.94, упр.80 Подчеркнуть основу предложений. Выписать словосочетания. |
(Им.п.) (П.п.) (Д.п.) (В.п.) (И.п.) (Т.п.) (Иван рубит дрова, Варвара топит печь) «Предложный падеж имен существительных» Повторить и закрепить знание предложного падежа имён существительных Выполняют самооценку деятельности. |