Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе "Предложный падеж имён существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Существительное, предложный падеж, Русский язык «Предложный падеж»


Тема урока: «Предложный падеж имён существительных»

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Цели деятельности учителя: повторить и закрепить полученные детьми знания о предложном падеже имён существительных (через повторение особенностей данного падежа: вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления;

Развивающие:

  • создать условия для развития умений самостоятельно находить "трудные места", оценивать, какой именно вид работы у него не получается и решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
  • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
  • формировать умение работать в парах, в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь определять предложный падеж по вопросу и предлогам;
  • уметь писать слова с парным по звонкости \ глухости согласным в середине слова (в корне слова);

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
  • формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД:

  • понимать необходимость изучения русского языка.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Русский язык» М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, 3кл.1 ч., стр. 91-94, раздаточный материал для работы в парах и группах.

 

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности

Звучит стихотворение.

Я живу в России, и русский – мой язык.
Нет его красивей, я к нему привык.
Хоть язык мой трудный, я его люблю:
Я пишу диктанты, правила учу,
И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.
Прихожу я на урок и уже готов к работе.

Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка?
И сейчас мы это проверим.
Предлагаю вам совет. Примите ли вы его? (плакат)

На уроке Не слушай учителя,

Вертись, смотри по сторонам,

Разговаривай с друзьями, заглядывай к ним в тетрадь.

- Принимаете? Что надо исправить?

- Читайте, что получилось.

Слушают запись.

Перемещают частицу НЕ.

На уроке слушай учителя,

Не вертись, не смотри по сторонам,

Не разговаривай с друзьями, Не заглядывай к ним в тетрадь.

II. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

Учитель:

- В немецком языке - 4, у финнов – 15, в грамматике Венгрии - целых 22.

А вот у китайцев, напротив, их - 0. В русском же языке их 6.

- О чём идёт речь?

- Что значит аббревиатура? ИРДВТ

Чего не хватает?

Какой будет тема урока?

-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты имён существительных в форме П.п. или повторять уже известные?

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о предложном падеже имен существительных.

О падежах.

Первые буквы названий падежей.

Предложный падеж имён существительных.

Повторять

Записывают в тетрадь число и тему.

III. Актуализация знаний

 

1. Индивидуальная работа с таблицей падежей. (Проверка правила из учебника на с.91)

- Внимание, послушайте стихотворение и проверьте, какие предлоги вы написали в предложном (6-ом ) падеже.

Ученик читает стихотворение.

А я – падеж Предложный,
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я говорил?
Ах, да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «О», и «В», и «При» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем подумать, в чем гулять!

- Проверьте друг у друга знание правила.

2. - А сейчас проведем небольшую словарную работу. Работаете в парах. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

блестело в .нваре

тонуть в б.л.те

ожидать на во.зале

собирать на ог.роде

выпал в н.ябре

- Ребята, скажите, что вы заметили?

- Докажите.

Заполняют таблицу по 6-ому падежу: название падежа, опорное слово, вопросы, предлоги.

Взаимопроверка.

Взаимопроверка в парах.

Проверка по эталону.

Все существительные стоят в форме предложного падежа.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

 

 

1.Работа в группах. Найти слова – им. сущ. в форме П.п., отметить галочкой.

на столе про зверя в семье

в парк на мост на площадке

на пол при матери на солнце

за опушку о лисе в тепле

в жару на трамвае об осине

2 .Работа с учебником (с.93, упр.79). Фронтальная работа.

- Прочитайте задание. Что надо сделать?

Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке.

А теперь сидим мы в клетке.

Хорошо ли это, детки?

Обсуждают в группах. Отмечают галочкой.

Найти слова с орфограммой парный согласный в корне слова. При списывании перед этими существительными писать проверочные слова и падеж.

Физкультминутка

 - Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Именительный подпрыгнул (прыжки на месте),

А Родительный летал (поворот корпуса в стороны),

Дательный полез на горку (шаг с попеременным поднятием рук),

А Винительный – устал (встряхивание корпуса, рук и ног).

Наш Творительный поплавал (круговые вращения рук),

А Предложный побежал (бег на месте)!

Падежи нам всем нужны (хлопки),

Кто чем занят, знать должны (шаг)!

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Самостоятельная работа. Выписать словосочетания, где сущ. в форме П.п., не забывайте писать доказательства, т.е. письменно задавайте вопрос.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме.

- Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга.

Взаимопроверка.

Проверяют по эталону.

VI. Рефлексия деятельности
Итог урока.

Оценки за урок.

Инструктаж по выполнению д/з

1.Подведём итог урока. Игра «Ромашка».

- В каком падеже стоит подлежащее?

- Какой падеж без предлога не употребляются?

- Предлоги к и по пишутся с существительными в …

- Вспомогательное слово “вижу”…

- Какой падеж никогда не имеет при себе предлога?

- Вспомогательное слово “горжусь” …

- Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке?

- Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

- Вспомните, какую цель вы перед собою ставили?

- Похлопайте в ладоши те, кто считает, что своей цели на уроке он НЕ достиг. - Потопайте ногами те, кто считает, что достиг своей цели, но у него еще остались вопросы.

- И встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что полностью достиг своей цели на этом уроке.

- Повторить все падежи в таблице (раздаю им таблицу). Учебник с.94, упр.80

Подчеркнуть основу предложений. Выписать словосочетания.

(Им.п.)

(П.п.)

(Д.п.)

(В.п.)

(И.п.)

(Т.п.)

(Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

«Предложный падеж имен существительных»

Повторить и закрепить знание предложного падежа имён существительных

Выполняют самооценку деятельности.