Цели: познакомить детей с организмом человека, развивать познавательные психические процессы и умственные способности: интерес к изучаемому материалу, любознательность; совершенствовать исследовательские навыки; обогащать словарный запас научной терминологией; воспитывать чувство человеческого достоинства, желание ценить свой организм.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
- рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе; объяснять значения понятий;
- понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
- выполнять основные правила личной гигиены;
- формировать адекватную оценку своих достижений.
Планируемые личностные результаты освоения материала:
- ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в книгах;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выполнять парные и групповые задания в классе;
- сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Список используемой литературы
- Учебник «Ознакомление с окружающим миром», 3 класс, М.А.Зыкова, Т.С.Зыкова;
- «Тело человека», С.Булацкий.
Оборудование:
- Демонстрационный плакат «Внутренние органы человека»;
- Демонстрационный макет «Внутренние органы человека»;
- Карточки с названиями органов человека: сердце, легкие, мозг, печень и кишка;
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ребята, сейчас у нас урок ОЗМ. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
2. Проверка домашнего задания
1 уровень
- Какие ты знаешь съедобные грибы? Назови.
2 уровень
- Из каких частей состоит гриб? Какое значение для леса имеют грибы?
3 уровень
- Как грибы связаны с деревьями?
3. Фронтальный опрос
- Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
- Почему растения названы организмами – производителями,
а животные – организмами – потребителями? - Какие организмы названы разрушителями?
- Какова их роль в круговороте жизни?
- Какова роль почвы в круговороте жизни?
Физкультминутка
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям – физкультпривет.
4. Подготовка к введению новой темы. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята вы хотите быть сильными, бодрыми, энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа – чистой, голос – звонким, походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
- А что же такое организм человека? Как вы думаете? (ответ детей)
5. Изучение новой темы
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника (дети открывают и читают стр. 127)
Этот раздел познакомит нас с тем, как устроен и как работает организм человека, и что нужно и чего нельзя делать для того, чтобы быть здоровым.
Тема нашего урока так и называется «Организм человека» (учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
А вот какие органы есть в человеческом организме мы узнаем, когда прочитаем параграф «Организм человека» (стр. 128).
Чтение по частям:
1 абзац (чтение вслух) После чтения – беседа с учащимися по вопросам:
- Как называется части человеческого организма?
- Назовите органы (один ученик называет, показывает на муляже, остальные – записывают в тетрадь)
А вот, как действуют органы в организме человека вы узнаете, прочитав второй абзац.
2 абзац (чтение «про себя»).После чтения – беседа с учащимися по вопросам:
- Как действуют органы в организме человека?
- Что обозначают органы, выполняющие общую работу? (система органов запись в тетради).
- Покажите на муляже пищеварительную систему. (Один ученик показывает органы человека на муляже).
3 абзац – рассказ учителя с использованием таблицы «Нервная система».
- Она включает головной мозг, спинной мозг и нервы. Благодаря работе головного мозга человек думает. Ко всем органам тела от головного мозга и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы ко всем органам тела.
Пример:
- Ребята, вы дотронулись до горячего утюга. Что происходит? Почему? (ответы детей).
4 абзац – жужжащее чтение.
Давайте прочитаем, как называется наука, изучающая строение тела человека.
(чтение детьми и запись слов в тетради:
- анатомия,
- физиология,
- гигиена).
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать.
Надо на носочки стать.
- Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают его органы? (ответы детей)
Церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые – медики тайно откапывали трупы умерших на кладбище, и прячась вскрывали их в подвалах заброшенных домов и изучали органы. Так постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, делать операции, тем самым спасая людей. Одним из выдающихся русских ученых, который занимался изучением организма человека был И.П.Павлов. И сейчас мы послушаем доклад об этом великом ученом. (Выступление учащегося.)
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились со строением организма человека.
Как вы его хорошо знаете, покажет небольшая самостоятельная работа (Работа по карточкам. Взаимопроверка).
Вариант 1 и Вариант 2. Подпишите названия органов человека.
6. Закрепление знаний
1. Работа с учебником, фронтальная беседа.
Учитель: Ребята, так что же вы сегодня узнали на уроке? Какой вывод мы сделаем. А теперь давайте прочитаем вывод в учебнике (Дети читают вывод на стр. 130 учебника).
Учитель: Ребята, а что на ваш взгляд влияет на наш организм и наше здоровье? (ответы детей)
Учитель: Для сохранения своего здоровья человек должен жить в гармонии не только с самим собой, но и с окружающей его природой.
2. Разгадывание кроссворда «Организм».
Задание: Назвать органы человеческого организма. (Учитель на муляже показывает органы, а дети их называют).
7. Подведение итогов урока
Выставление учащимся оценок.
8. Задание на дом
- Выучить «Организм человека» на стр.128–130;
- Ответить на вопросы.