Исходя из многолетнего опыта работы с дошкольниками, все проанализировав, сделала вывод, что многие дети — старшие дошкольники испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать. А без этих мыслительных операций ребенку очень трудно обучаться в школе. Родители часто имеют ошибочное мнение, что ребенок их готов к обучению в школе, если он знает цифры, читает, складывает и вычитает. Но это далеко не так. Ребенок должен уметь мыслить. Исследования ученых доказали, что в начальной школе трудно дается обучение не тем детям, у которых недостаточный запас знаний и умений, а тем, которые не имеют привычки, желания думать, узнавать что-то новое. Дошкольное образование является первой, но очень ответственной ступенью всей системы образования.
Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует развитию гибкости мыслительных процессов, смекалки и сообразительности; развивает логическое и творческое мышление.
Такие ученые, как: П.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, установили, что большое место в общем развитии ребенка занимает умение мыслить, думать, свободно владеть логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Именно приобретенные в дошкольном возрасте знания, умения являются фундаментом для развития способностей в школьном возрасте.
Как же обучать детей математике учитывая то, что математика – наука довольно сложная? Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг… Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей, для развития их логико-математического мышления.
Современной технологией логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста является проблемно-игровая технология.
Проблемно-игровая технология – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него творческого результата.
Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
(направления деятельности)
1. Логико-математические сюжетные игры (занятия).
2. Проблемные ситуации.
3. Логические и математические игры.
4. Экспериментирование и исследовательская деятельность.
5. Творческие задачи (вопросы, ситуации).
1. Логические и математические игры
Современные логические и математические игры разнообразны.
В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление, сообразительность, смекалка.
Отметим некоторые из них:
- дидактические игры: «Назови пропущенное число», «Живые числа», «Встань на свое место» и др.
- настольные и настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др. В процессе игр мы не учим целенаправленно детей считать, решать арифметические задачи. Мы просто играем. Здесь на помощь приходят известные всем с давних пор игры, например, шашки, ведь всем известно, что шашки – «тренажер» для тех, кто желает научиться мыслить логически.
- игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.
- игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.
-игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Подбери фигуру», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Найди похожую фигуру»
- игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и д.т.
- игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками и т.д. Есть хорошее многофункциональное пособие по математике, развивающее логическое мышление, — счетные палочки Кюизенера. Они развивают фантазию, мышление, творчество, воображение, мелкую моторику, познавательную активность.
В процессе игр у детей развиваются устойчивое внимание, выдержка, исполнительность, инициатива. Детям кажется, что они просто играют, а в это время у них развивается логическое мышление, формируются познавательный интерес, мотивация к обучению, они учатся планировать каждый ход, соблюдать правила игры.
2. Проблемные ситуации
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
Суть проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребенка.
В проблемной ситуации всегда складывается обстановка «потребности в познании».
При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
- проблемные вопросы
Пример: как разрезать квадрат на треугольники, сколько способов вы можете предложить?
- занимательные вопросы
Пример: у собаки 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 задних лапы, 2 передних лапы. Сколько лап у собаки? (четыре)
- занимательные задачи
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Угостила двух внучат,
Двух драчливых барсучат,
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
- задачи-шутки
Пример: Выше какого забора ты можешь прыгнуть?
- Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?
3. Логико-математические сюжетные игры (занятия)
Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации.
Такой комплекс игр предложен Е.А.Носовой на основе блоков Дьенеша, которые вы можете использовать в работе.
Характерные особенности:
- Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры.
- Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
- Абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств.
- Игровая мотивация, направленность действий, их результативность.
- Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
- Возможность повторения логико-математической игры, усложнение содержания интеллектуальных задач, включенных в игру.
- Общая направленность на развитие инициативы детей.
4. Исследовательская деятельность и экспериментирование
Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте.
Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?». Или возьмем эксперимент «Магнитные силы». Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию. В стакан с водой упала монета и несколько скрепок. Нужно достать монету и скрепки из стакана, но при этом не намочить руки. Что нужно сделать, чтобы достать монету и скрепки из стакана и не намочить руки?
- Можно достать монету и скрепки, используя магнит, или с помощью ложки.
- Перелить воду в другой стакан, затем достать монету и скрепки из стакана. Проверяются все гипотезы, предложенные детьми.
Результаты исследовательской деятельности
- Новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами.
- Знания о способах исследования и его результатах,
- Познавательное и личностное развитие.
5. Особое место в проблемно-игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам, ситуациям
Они являются самым «новым» из перечисленных направлений игровой технологии. Творческие задачи (вопросы, ситуации) имеют много решений (которые будут правильными), но не имеют четкого алгоритма (последовательности) решения.
Они направлены: на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого мышления как важного компонента творческих способностей.
Способствуют: переносу имеющихся представлений в иные условия деятельности, а это требует осознания, присвоения самого знания.
В процессе решения творческих задач ребенок учится:
- устанавливать разнообразные связи;
- выявлять причину по следствию;
- преодолевать стереотипы;
- комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, свойства);
- испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.
В заключение можно сделать следующие вывод: формирование логико-математического мышления и познавательного интереса – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.