Динамика социальных процессов, инновационной характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования. Современная действительность от человека требует не только способности своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям социально-экономической жизни, но и более высокой меры субъектности, которая выражается в новом уровне личностной свободы и в новом уровне социальной активности. Социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.
Современный мир нуждается в средствах, которые способны объединить людей. Необходимость найти общий язык, договориться, понять друг друга – вот основные задачи людей. Ничто, как слово, речь, не может справиться с этой задачей. Слово – инструмент мысли, познания и средство объединения людей.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения учащихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
«Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А.Леонтьев, - человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения… во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения…в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания…в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь». Знания о стилях и типах речи, о строении разновидностей описания, повествования, рассуждения, о сочетании в тексте фрагментов с различным типовым значением, о способах и связях предложений в тексте дают возможность формировать умения сознательным путем. Благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности. «Понятие деятельности, - отмечает А.А.Леонтьев, - необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает» (1).
Развитие связной речи учащихся – важный аспект обучения языку. Систематическая работа по совершенствованию устной речи учащихся будет способствовать эффективной подготовке к собеседованию по русскому языку.
________________
(1) А.А.Леонтьев. Основы теории речевой деятельности.
В таблице представлена последовательность изучения тем, направленных на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
(по учебнику М.М.Разумовской) 3 задание
Раздел |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Итоговое собеседование |
Монолог, |
Речь монологическая и диалогическая |
|
Порядок слов в спокойной монологической речи. |
Диалог |
|
Составить монологическое высказывание |
Типы речи | Что мы знаем о речи, стилях, типах. Описание места. Описание состояния окружающей среды. |
|||||
Описание |
Описание |
|
Описание состояния человека. |
|
|
Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии) |
Повествование |
Повествование |
Повествование художественного и разговорного стилей. |
|
|
|
Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта) |
Рассуждение |
Рассуждение |
Рассуждение-объяснение. |
Рассуждение- размышление |
|
|
Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) |
Текст |
Тема |
|
|
|
Строение текста |
|
Жанры |
|
|
Заметка в газету |
Репортаж |
Эссе |
|
Таким образом, умения, формируемые на уроке, помогут учащимся при собеседовании. Но даже получив необходимые знания и умения, некоторые ученики испытывают трудности при выполнении заданий собеседования.
Монолог как вид устного высказывания вызывает серьезные затруднения у современных школьников. Они обусловлены тем, что монолог – относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей.
Для получения необходимого результата надо, чтобы ученики понимали, по каким критериям оценивается то или иное задание.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.
Вторым критерием М2 оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации.
Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения. Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официально-деловых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу.
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.
Иными словами, речевая ситуация задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит общение. Отвечая на эти вопросы, охарактеризуем речевую ситуацию итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым - учителем, контроль умений ученика. Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.
Ниже приведен проект модульного урока, его структура имеет свои особенности. Каждый этап урока - это учебный элемент, в котором определены цели УЭ, указан порядок выполнения действий. Обязательные УЭ – входной и выходной контроль. В проекте урока представлены формы работы, способствующие подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.
Представление урока
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: "Заметка в газету о посещении школьного музея"
Тип урока: комплексное применение знаний.
Методы обучения: словесные, практические, метод самоуправления учебной деятельностью.
Методы контроля: устный ответ, письменная работа.
Виды контроля: самоконтроль, учительский контроль.
ФОПД: фронтальная, групповая.
ТДЦ
Учащиеся научатся: составлять монолог и диалог.
Получат возможность научиться: отличать монолог от диалога.
- Развивать: умения составлять монологическое высказывание.
- Воспитывать: ответственность за результаты своего труда, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение распознавать монолог и диалог, объяснять их особенности, составлять монологическое высказывание.
- Метапредметные:
- Регулятивные: владение основами самоконтроля.
- Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместное действие с учителем и сверстниками.
- Познавательные: умение работать с информацией.
- Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: функциональная карта учащегося.
«Технологическая карта учащегося»
Тема: | ||
УЭ (учебный элемент) |
Указание заданий |
Управление деятельностью |
УЭ0 |
КДЦ: |
|
УЭ1 |
Входной контроль Цель: знать понятие «речевая ситуация», её признаки, уметь составлять схему речевой ситуации, характеризовать её. |
|
Сгруппируйте примеры в таком порядке: выражения, обозначающие процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. (Приложение 1) |
Найдите приложение 1. Выполните задание. Проверьте правильность выполнения по ключу. |
|
Соотнесите схему речевой ситуации с текстом. (Приложение 2) |
Прочитайте тексты. Определите, к какому тексту относится схема речевой ситуации. |
|
УЭ2 |
Актуализация опорных знаний |
|
Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста. Назовите типовые особенности текста. (Приложение 3) |
Руководитель группы читает текст. Вместе называют типовые особенности текста. Другие группы слушают ответ, делают дополнения при необходимости. |
|
УЭ3 |
Монологическое высказывание. |
Работайте в группах. |
УЭ4 |
Выходной контроль |
Распределите роли: журналист и посетитель музея. Представьте интервью. |
УЭ5 |
Рефлексия |
Д/з (тип речи выбирает учащийся) |
Библиографический список
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: книга для учителя.[Текст] / В. И. Капинос - М.: Просвещение. - 1991.
- Никитина Е.И. Русская речь: пособие по развитию связной речи. [Текст] / Никитина Е.И. - М.: Просвещение. – 1991.
- Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приёмы и средства выразительной и образной речи: пособие для студентов. – Волгоград: Учитель. - 2000.