Открытый урок по литературному чтению: "М.Пришвин. Птицы с характером"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, птицы


Цель: знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведением «Изобретатель»

Задачи урока:

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • по ходу чтения представлятькартины, устно выражать(рисовать) то, что представили;
  • высказыватьи аргументироватьсвоё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста;
  • выказывать и аргументироватьсвоё отношение к героям, выражать эмоции;
  • воспитывать образованного творческого читателя;
  • воспитывать любовь и интерес к чтению.

Познавательные УУД

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей).
  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по совместно составленному плану.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  2. Выразительно читать текст.
  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Умение работать в группах, парах.

Педагогические технологии, использованные на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология развития критического мышления

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint

Средства обучения:

  • учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»;
  • карточки-таблицы;

Ход урока

Ι. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
На уроке не зевать!

IΙ. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности

1. Введение в тему урока

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника "В океане света", а путешествие называется……(Вокруг Маршака) (Слайд 2)

- Что вы знаете о С.Я.Маршаке?

- Самуил Яковлевич, помимо литературного дара, обладал даром видеть в писателе его многогранность. На предыдущих уроках мы говорили о том, что благодаря Маршаку в детскую литературу пришли взрослые писатели, и их произведения стали любимы детьми. Говорили так же о том, что С. Я. открывал писательский талант в людях……

- Давайте вспомним, кто пришел в детскую литературу благодаря Маршаку? Так в детскую литературу пришёл биолог и охотник Виталий Бианки, художник Евгений Чарушин, штурман дальнего плавания и энциклопедист Борис Житков.

- Сегодня мы остановимся на творчестве писателя, знакомого вам. (работа по 4 группам) Составьте фамилию автора с помощью геометричес -ких фигур) (Слайд 3)

- На уроке мы познакомимся с произведением Михаила Михайловича Пришвина. (Слайд 4)

2. Сведения о писателе

- Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца (Слайд 5). Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера (Слайд 6).

- Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале "Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка "Матрёшка в картошке”.(Слайд 7). Затем увидели свет другие произведения Пришвина "Ярик”, "Ёж”, "Лисичкин хлеб”.

3. Разгадайте кроссворд (Интерактивная доска)

  1. Водит за собой цыплят,
    Словно няня в детский сад. (курица)
  2. Пёстрая крякуша ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)
  3. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. (куст)
  4. Бел, как снег,
    Надут как мех
    На лопатах ходит (гусь)
  5. Она удобна и легка,
    Её название недлинно,
    В хозяйстве служит нам века,
    Есть в слове этом имя ЗИНА.
    С ней можно по грибы ходить,
    А можно ягоды собрать,
    Её нетяжело носить,
    И очень просто сломать.
    Из прутьев, лыка их плетут,
    Скажите, как её зовут? (корзина)
  6. Куда бежит — сама не знает.
    В степи ровна,
    В лесу плутает,
    Споткнётся у порога. ( дорога)
  7. Глядятся в него молодые рябинки,
    Цветные свои примеряя косынки.
    Глядятся в него молодые берёзки,
    Свои перед ним поправляя прически.
    И месяц, и звёзды-
    В нём всё отражается…
    Как это зеркало называется? (озеро)

- Найдите ключевое слово. (Рассказ)

- Что это? (литературный жанр)

- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

- Используя слова кроссворда попробуйте сочинить свою сказку, предположив её сюжет (работа в 3 группах)

- А как же было на самом деле?

IΙΙ. Постановка учебной задачи, формулирование проблемы

1. Определение темы урока.

- Нам известно, что Пришвин создавал произведения о природе. Откройте учебник, стр. 93. Какова будет тема урока? (Слайд 8).

- Позвольте мне добавить от себя: Птицы с «характером». Я не зря позволила себе такое добавление потому, что современники называли писателя "птичником". Как вы думаете, почему?

- Давайте попробуем спрогнозировать, о чём пойдет речь в тексте, опираясь на заглавие, иллюстрацию.

-Кто такой изобретатель? (тот, кто изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное)

- Подберите синонимы к слову изобретатель.

- Кто может быть изобретателем? (не только человек, но и животное).

- Как думаете, почему заголовок текста заключён в кавычки?

- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Познакомиться с рассказом М.М.Пришвина «Изобретатель», ответить на вопрос: Есть ли у птиц характер?) (Слайд 9).

- Какие вопросы возникают? (Какое открытие делает писатель? Как он об этом рассказывает? (закрыть презентацию)

IV. Работа с текстом

  • Работа с текстом во время чтения (чтение по частям и беседа)

1часть (….куры были у нас и утки)

- От чьего имени написан рассказ?

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

- Как озаглавить эту часть (Дикие утята)

-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

2 часть (…важную чёрную курицу – Пиковую даму)

- Оправдались ваши предположения?

- Кто помог высиживать утиные яйца?

- Что значит «пустая голова»?

- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

- Кто такая Пиковая Дама?

- Как озаглавить эту часть? (Как пиковая дама стала утиной мамой)

- Что может произойти дальше?

3 часть (…ни один даже на такую мать и не поглядел).

- Предположение подтвердилось?

- Почему Пиковая Дама была сердита?

- Как озаглавить? (Почему рассердилась Пиковая дама?)

- Подумайте, как могут развернуться события дальше?

4 часть (…стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?)

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Что значит «воин ростом с огурец»?

- Кого он так называет?

-Почему автор назвал так утёнка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

- Как озаглавить? (как он выбрался из корзины)

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

5 часть (…И я включил свет)

- Подтвердились ваши предположения?

- Как озаглавить? (Эксперимент с ленточкой)

- Какие вопросы можно задать к этой части? (работа в парах)

- Предположите, чем закончится эта история

6 часть (до конца) самостоятельное чтение

- Оправдались ваши прогнозы?

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.

-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

V. Этап открытия нового знания

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

- Как озаглавить эту часть? (Изобретатель)

- Прочитаем эту часть вслух

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»

VI. Этап применения нового знания

- Понаблюдайте, как рождаются характеры птиц в рассказе Пришвина. Подготовьте сообщение по плану о Дусе, о Мусе, об Изобретателе.(работа в 3 группах)

Каждая группа получает карточку.

  1. прозвище птицы;
  2. её поступки, поведение;
  3. характер птицы;
  4. отношение автора к птице. (выступление групп, Слайды 10, 11, 12))

- Какое открытие делает писатель? И как он об этом рассказывает? (У птиц тоже есть свой "характер" и его можно увидеть, если внимательно за ними наблюдать. Автор поведал о материнстве, о разных отношениях мам к своим деткам, о разных характерах. На примере утки и курицы мы видим, как они заботятся о своем потомстве, учат их, переживают. И как по- другому относится утка Муся. «Пустая голова», – говорит автор.)

- Что становится главным для писателя?(Главным становится не внешнее описание птицы, а создание её «характера», выделение каких-либо индивидуальных особенностей.)

- Как по-другому, можно назвать утёнка?

- Из ряда слов выберите синонимы: философ, сообразительный, умничка, смышлёныш, догадливый, недотёпа, изобретатель, выдумщик. (Интерактив-ная доска)

VII. Итог урока

- Каким человеком вам видится автор этого рассказа? (добрый, отзывчивый, любящий природу и всё живое) Слайд 13 (прочитаем)

-А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению (Слайд 14):

Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.

VIII. Рефлексия и самооценка

- Каждый из вас сегодня может попробовать стать писателем

Рефлексия в форме синквейна (пятистишия) (работа в 3 группах)

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Выступления групп (Слайд)

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)

- Оцените свою работу на уроке

- если работа на уроке не вызвала затруднений –зелёный;

- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;

- если смогли справиться лишь с помощью других – красный.

Домашнее задание

-Подготовить пересказ рассказа и нарисовать понравившегося героя