Цель: знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведением «Изобретатель»
Задачи урока:
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- по ходу чтения представлятькартины, устно выражать(рисовать) то, что представили;
- высказыватьи аргументироватьсвоё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста;
- выказывать и аргументироватьсвоё отношение к героям, выражать эмоции;
- воспитывать образованного творческого читателя;
- воспитывать любовь и интерес к чтению.
Познавательные УУД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей).
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по совместно составленному плану.
Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в группах, парах.
Педагогические технологии, использованные на уроке:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология развития критического мышления
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint
Средства обучения:
- учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»;
- карточки-таблицы;
Ход урока
Ι. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
На уроке не зевать!
IΙ. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности
1. Введение в тему урока
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника "В океане света", а путешествие называется……(Вокруг Маршака) (Слайд 2)
- Что вы знаете о С.Я.Маршаке?
- Самуил Яковлевич, помимо литературного дара, обладал даром видеть в писателе его многогранность. На предыдущих уроках мы говорили о том, что благодаря Маршаку в детскую литературу пришли взрослые писатели, и их произведения стали любимы детьми. Говорили так же о том, что С. Я. открывал писательский талант в людях……
- Давайте вспомним, кто пришел в детскую литературу благодаря Маршаку? Так в детскую литературу пришёл биолог и охотник Виталий Бианки, художник Евгений Чарушин, штурман дальнего плавания и энциклопедист Борис Житков.
- Сегодня мы остановимся на творчестве писателя, знакомого вам. (работа по 4 группам) Составьте фамилию автора с помощью геометричес -ких фигур) (Слайд 3)
- На уроке мы познакомимся с произведением Михаила Михайловича Пришвина. (Слайд 4)
2. Сведения о писателе
- Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца (Слайд 5). Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера (Слайд 6).
- Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале "Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка "Матрёшка в картошке”.(Слайд 7). Затем увидели свет другие произведения Пришвина "Ярик”, "Ёж”, "Лисичкин хлеб”.
3. Разгадайте кроссворд (Интерактивная доска)
- Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (курица) - Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка) - Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. (куст)
- Бел, как снег,
Надут как мех
На лопатах ходит (гусь) - Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень просто сломать.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (корзина) - Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога. ( дорога) - Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
- Найдите ключевое слово. (Рассказ)
- Что это? (литературный жанр)
- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.
- Используя слова кроссворда попробуйте сочинить свою сказку, предположив её сюжет (работа в 3 группах)
- А как же было на самом деле?
IΙΙ. Постановка учебной задачи, формулирование проблемы
1. Определение темы урока.
- Нам известно, что Пришвин создавал произведения о природе. Откройте учебник, стр. 93. Какова будет тема урока? (Слайд 8).
- Позвольте мне добавить от себя: Птицы с «характером». Я не зря позволила себе такое добавление потому, что современники называли писателя "птичником". Как вы думаете, почему?
- Давайте попробуем спрогнозировать, о чём пойдет речь в тексте, опираясь на заглавие, иллюстрацию.
-Кто такой изобретатель? (тот, кто изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное)
- Подберите синонимы к слову изобретатель.
- Кто может быть изобретателем? (не только человек, но и животное).
- Как думаете, почему заголовок текста заключён в кавычки?
- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Познакомиться с рассказом М.М.Пришвина «Изобретатель», ответить на вопрос: Есть ли у птиц характер?) (Слайд 9).
- Какие вопросы возникают? (Какое открытие делает писатель? Как он об этом рассказывает? (закрыть презентацию)
IV. Работа с текстом
- Работа с текстом во время чтения (чтение по частям и беседа)
1часть (….куры были у нас и утки)
- От чьего имени написан рассказ?
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)
- Как озаглавить эту часть (Дикие утята)
-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
2 часть (…важную чёрную курицу – Пиковую даму)
- Оправдались ваши предположения?
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Что значит «пустая голова»?
- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
- Кто такая Пиковая Дама?
- Как озаглавить эту часть? (Как пиковая дама стала утиной мамой)
- Что может произойти дальше?
3 часть (…ни один даже на такую мать и не поглядел).
- Предположение подтвердилось?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
- Как озаглавить? (Почему рассердилась Пиковая дама?)
- Подумайте, как могут развернуться события дальше?
4 часть (…стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?)
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Что значит «воин ростом с огурец»?
- Кого он так называет?
-Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
- Как озаглавить? (как он выбрался из корзины)
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.
5 часть (…И я включил свет)
- Подтвердились ваши предположения?
- Как озаглавить? (Эксперимент с ленточкой)
- Какие вопросы можно задать к этой части? (работа в парах)
- Предположите, чем закончится эта история
6 часть (до конца) самостоятельное чтение
- Оправдались ваши прогнозы?
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)
V. Этап открытия нового знания
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»
- Как озаглавить эту часть? (Изобретатель)
- Прочитаем эту часть вслух
- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.
- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»
VI. Этап применения нового знания
- Понаблюдайте, как рождаются характеры птиц в рассказе Пришвина. Подготовьте сообщение по плану о Дусе, о Мусе, об Изобретателе.(работа в 3 группах)
Каждая группа получает карточку.
- прозвище птицы;
- её поступки, поведение;
- характер птицы;
- отношение автора к птице. (выступление групп, Слайды 10, 11, 12))
- Какое открытие делает писатель? И как он об этом рассказывает? (У птиц тоже есть свой "характер" и его можно увидеть, если внимательно за ними наблюдать. Автор поведал о материнстве, о разных отношениях мам к своим деткам, о разных характерах. На примере утки и курицы мы видим, как они заботятся о своем потомстве, учат их, переживают. И как по- другому относится утка Муся. «Пустая голова», – говорит автор.)
- Что становится главным для писателя?(Главным становится не внешнее описание птицы, а создание её «характера», выделение каких-либо индивидуальных особенностей.)
- Как по-другому, можно назвать утёнка?
- Из ряда слов выберите синонимы: философ, сообразительный, умничка, смышлёныш, догадливый, недотёпа, изобретатель, выдумщик. (Интерактив-ная доска)
VII. Итог урока
- Каким человеком вам видится автор этого рассказа? (добрый, отзывчивый, любящий природу и всё живое) Слайд 13 (прочитаем)
-А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению (Слайд 14):
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
VIII. Рефлексия и самооценка
- Каждый из вас сегодня может попробовать стать писателем
Рефлексия в форме синквейна (пятистишия) (работа в 3 группах)
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Выступления групп (Слайд)
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- Оцените свою работу на уроке
- если работа на уроке не вызвала затруднений –зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный.
Домашнее задание
-Подготовить пересказ рассказа и нарисовать понравившегося героя