В обучении географии метод проектов занимает особо важное место. Что ни тема, то потенциальный проект.
Основная цель применения метода проектов на уроках географии - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем и нахождение путей решения этих проблем.
Темы проектных работ в основном выбирает учитель, например у нас в центре они уже включены в календарно-тематическое планирование. Бывает и такое, что ученик сам проявляет желание в выборе интересующей его темы и самостоятельно над ней работает.
При выборе темы проекта необходимо использовать следующие критерии:
- значимость данной информации для учащихся;
- социальная значимость проекта;
- связь с изучаемыми темами курса географии;
- возможность постановки проблемы;
- возможность реализации межпредметных связей;
- возможность использования личного опыта учащихся.
После того, как с темой проекта определились, затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.
Задача учителя, консультировать, направлять и координировать действия учащегося.
Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» предлагаю учащимся разработать концепции решения ряда глобальных проблем.
Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у учащихся интерес, но жёсткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов использую метод проектов, который позволяет создать у учащихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах территории.
Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.
Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия, макета и т.д. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.
Мы используем учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.
Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное значение. Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.
Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда.
Все проекты можно классифицировать по группам:
1. По времени выполнения.
1. Краткосрочные (урок, несколько уроков)
2. Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)
3. Долгосрочные
2. По предметной области
1. По одному предмету
2. Межпредметные
3. По преобладающей деятельности учеников
1. Исследовательские (например: «Население города Сыктывкара»)
2. Творческие (пример: газета «Новости современной России» за 2017 г.)
3. Ролевые, игровые (пример: «Форма правления в моей семье»)
4. Практико-ориентированные (пример: «Составление путеводителя по достопримечательностям своей местности «Городские легенды»»)
Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:
- Макет географического объекта.
- Карта-Путеводитель
- Экскурсия
- Презентация
- Наглядное пособие
- Статья, газета, журнал
- Видеофильм и т.д.
Конечно же, проектная деятельность предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.
Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Внедрение проектной деятельности на уроках географии по классам:
5 класс
Несмотря на то, что для пятиклассников география - предмет новый, они могут тоже попробовать стать маленькими первооткрывателями. Перед ними открывается огромный окружающий мир неизведанного, прекрасного и загадочного даже в простых вещах и природных явлениях. Учащиеся могут попробовать создать свои проекты, провести вместе с учителем или самостоятельно свои маленькие исследования, понаблюдать и больше узнать о выбранном объекте или явлении. В 5 классе преобладает информационный проект (доклад, презентация)
Пример темы проекта: «Земля - объект Солнечной системы»; «История географических открытий»; «Вулкан - чудо природы» и т.д.
6 класс
Темы проектов по географии для 6 класса позволяют ученику применить полученные знания на уроках географии и углублённо исследовать выбранную тематику исследования. Проекты могут быть о трудах географов, о вопросах возникновения природных явлений и стихий, климата, геологии, территориальных особенностей материков и водных ресурсов земного шара. Часто применяются проекты связанные с изучением своего родного края.
«Реки моей местности»; «Горные породы и минералы», «Великие географические открытия» и т.д.
7 класс
В 7 классе начинается изучение материков и океанов, пожалуй один из интереснейших курсов. Темы проектов могут касаться изучения отдельных материков, их рельефа, климата, населения и их хозяйственной деятельности.
Интересны темы связанные с географическими открытиями, экспедициями, загадками подводного мира, особенностями океанов и пустынь, и мн. др.
«А все-таки она вертится», «Быт и традиции народов Южной Америки»; «Жизнь человека в Антарктиде»; «А ведь он совсем не Тихий» и т.д.
8 класс
Начинается изучение природы России. Темы проектов непосредственно связанны с изучением родного края, его глубокого познания.
«Как климат моего края влияет на мое здоровье», «Заповедники России», «Полезные ископаемые РК». «Путешествие по родному краю». «Арт-объекты моего города».
9 класс
Изучается экономическая география России, отрасли промышленности, их основные характеристики. Состав, структура, факторы размещения отраслей промышленности.
Проект «Демографическая ситуация в России – проблемы и перспективы». Проект «Республика Коми – богатство России».
10 класс
Предложенные темы проектов по географии для 10 класса рассчитаны на проведение старшеклассниками более основательного исследования в области географии с учетом теоретического материала по теме и практической частью проекта. Все темы могут быть доработаны и интерпретированы автором в силу собственных интересов и предпочтений. Наиболее интересные темы исследовательских проектов по географии в 10 классе посвящены проблемам истощения природных ресурсов и глобального потепления климата, развитию экологического туризма и перспективам его развития в России.
«Воздух вокруг нас», «Глобальные проблемы человечества», «Роль России в мировом хозяйстве»; «Двухнедельные каникулы в зарубежной Европе, посвященные знакомству с объектами Всемирного культурного наследия в этом регионе»; «Экскурсии по Японии» и т.д.
Одним из моих любимейших видов проекта является составление проекта в технологии «Ментальная карта».
Ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, в технологию которого заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности памяти, темперамента, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей каждого обучающегося. В курсе географии ментальные карты позволяют изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта, приучают учащихся к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации; развивают художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью. Составление карт разума развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему.
Ментальные карты обозначают выраженные в графической форме пространственные образы (экономического района, страны) с помощью ассоциативных рядов, символов, знаков и прочее. Эти изображения далеки от реальных карт, но их анализ позволяет оценить запас чувственных впечатлений ученика об окружающем мире, понимание им структурно-функциональных особенностей организации геопространства и отношение к изображаемому объекту. Составление ментальных карт может осуществляться как в курсе экономической географии России и мира, так и в курсе физической географии.
С каждым последующим упражнением тренируется зрительная память, наблюдается большая точность определения географического положения объекта, большее количество ассоциаций. Через ассоциации подключаются эмоции, создаѐтся яркий, емкий, полнозвучный образ территории.
Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует еѐ, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.
Мастер-класс по изготовлению “Ментальной карты”
3 группы. Страны
В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает и совершенствует навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и обогащают свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Австралия
Австралия – страна в Южном полушарии на одноименном континенте. Берега омываются двумя океанами – Тихим и Индийским. В состав государства входят также несколько островов. Страна также называется Австралийским Союзом (Commonwealth of Australia), входящим в состав Соединенного Королевства. Жители страны говорят на австралийском английском. Королева государства – Елизавета II, но в основном за власть отвечает Джон Говард, премьер министра страны. Союз состоит из нескольких штатов, 2 материков и нескольких островов различной площади. Большая часть территории – пустыни, полупустыни, луга и тропические джунгли с редкими видами растений, животных и земноводных.
Достопримечательности Австралии. Каждому государству характерна своя история. Австралия знаменита теплым климатом и колоссальным количеством достопримечательностей.Главной культурной достопримечательностью Сиднея — сооружение Оперы с «парусами». Также популярным местом для посещения считается Харбор бридж — мост через реку, длина которого составляет более 500 метров. Около Сиднея расположен заповедник «Голубые Горы».
Южная часть Австралии славится своим «Золотым побережьем». Его относят в перечень лучших памяток материка. Одним из ведущих памяток этого побережья является Большой барьерный риф. В нем скапливается значительное количество кораллов. Эта местность считается лучшим местом для дайвинга, потому что там обитают экзотические рыбы.
Почти каждая австралийская семья имеет один или два автомобиля, либо иной вид транспорта. В связи с развитым сельским хозяйством, Австралия почти не импортирует продукты питания, а соответственно, цены на них намного ниже. Средняя заработная плата на континенте составляет около 2400 долларов США.
Сингапур
Сингапур — маленький, высоко урбанизированный остров-город-государство в Юго-Восточной Азии, расположен в южной оконечности Малайского полуострова, между Малайзией и Индонезией. Общая площадь острова - 712.4 км² , береговая линия длиной 193 км. От Индонезии его отделяет Сингапурский пролив, а от Малайзии - Джохорский. Сингапур — вторая в мире страна по плотности населения.
Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения — один из самых высоких в мире (в 2008 году — 38972,1 долл. США). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место (в 2008 году 5-е место из 134 стран, в 2007 году 7-е место из 131 страны, в 2006 году — 5-е место).
Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники (как многих известных европейских, американских, японских компаний, так и сингапурских, например Flextronics), судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Шикарные отели, чистые улицы, вежливые жители и самая низкая преступность в мире сделали его азиатским окном для европейцев. А самое забавное то, что сегодня он является и окном в Европу для азиатов, и весьма популярен для туристов из Китая, Японии, Кореи. Они знакомятся с западным укладом жизни именно в Сингапуре, особенно удобно это для китайцев, основного населения страны. Китайский язык - второй официальный после английского.
Болгария
Государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Омывается Черным морем. Граничит с Грецией, Турцией, Сербией, Македонией и Румынией. Большая часть страны - горные хребты Стара-Планина, Средна-Гора, Рила с горой Мусала (высшая точка Балканского полуострова, 2925 м), Пирин, Родопы. Государственный язык: болгарскийВ основном хорошо говорят на русском языке. В ходу - английский, немецкий и французский.Более 85% жителей страны - христиане православного обряда, 12% населения — мусульмане-сунниты. Иудеи составляют 0,8%, католики — 0,5%, протестанты — 0,5%.ВалютаМеждународное название: BGN.
Столица Болгарии София – один из старейших европейских городов. Еще с древних времен он известен своими минеральными и термальными источниками. Одной из самых впечатляющих достопримечательностей не только столицы, но и всей страны является собор Святого Александра Невского, расположенный на одноименной площади Софии. Прекрасное архитектурное сооружение из гранита и белого камня было возведено в честь освобождения Болгарии. Среди интереснейших мест города стоит выделить собор Святой Софии, церковь Святого Николая, ротонда Святого Георгия, собор Света Недели (Святого Воскресения), мечеть Баня Баши, Буюк-мечеть (Археологический музей), Драгалевский монастырь, Национальный исторический музей и Национальную художественную галерею Болгарии.
Пловдив - второй по величине город Болгарии и один из самых красивых городов Балкан. Его история насчитывает около трех тысяч лет. До наших дней здесь сохранились руины различных античных сооружений: амфитеатр, римский рынок, стадион, базилика, термы. Старую часть города окружают остатки каменной фракийской крепости. Со времен османского господства сохранились мечети «Имарет» и «Джумая». Также к достопримечательностям Пловдива относятся церковь Святой Марины, церковь Святых Константина и Елены, церковь Святого Димитра, а также Археологический и Этнографический музеи.
Город Варна (и прилегающие к нему районы), расположившийся на берегу Черного моря, является не только популярным болгарским курортом, но и важным культурным центром. Здесь можно увидеть огромное количество важных исторических достопримечательностей и музеев. Символом города считается собор Успения Святой Богородицы, расположенный на площади Кирилла и Мефодия. В Варне находится замечательный Приморский парк «Морска Градина», в котором разместились Дворец культуры и спорта, зоопарк, дельфинарий, планетарий, Аквариум и Музей природы. Также большой интерес представляет Археологический музей, гордостью которого является коллекция золотых изделий VI тысячелетия до н.э. В пригороде Варны стоит посетить дворец Евксиноград, окруженный шикарным парком, долину «Каменный лес» с впечатляющими колоннами (до 6 м высотой), возраст которых составляет 50 миллионов лет и монастырь Аладжа.