«Букварь». Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
Одним из актуальных вопросов современности является взаимодействие человека с природой. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы необходима системная и целенаправленная работа в данном направлении. Я считаю, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в глубокие убеждения.
Цель работы: изучение экологического потенциала «Букваря» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.
Задачи работы:
- Определить направления экологического образования.
- Подобрать материал и разработать фрагменты уроков по [1], направленные на формирование системы знаний по экологии.
- Содействовать тому, чтобы экологические знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний.
Я выработала следующие направления экологического образования по [1]:
- Формирование у детей элементарных представлений о природе, о взаимосвязи растений, живых организмов с окружающей средой.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
- Определение основных правил и норм поведения в природе.
Приведу примеры моей работы по данным направлениям в период «Обучения грамоте» по [1].
Формирование у учащихся первого класса элементарных представлений о природе начала с самых первых уроков.
[1:стр.4] Тема: «Календарь и календарные праздники» провела беседу о временах года по рисункам с использованием приёма сравнения. Знакомство с летними месяцами происходило в [1: стр.79] с использованием стихов В. Берестова.
С целью формирования представлений о взаимосвязи растений, животных организмов с окружающей средой на уроке по теме: «Кто помогает человеку в саду и огороде?» я провела игру «Экологический светофор».
Этапы работы:
- Распределение животных на полезных и вредных. (с последующим обсуждением)
- Распределение сюжетных картинок на 2 группы: овощи и фрукты.
- Установление взаимосвязи растений, животных организмов с окружающей средой.
Формирование представлений о взаимосвязи растений и животных организмов происходило и при работе с рисунком «Природа вокруг нас» [1:стр.8.] На уроке я использовала приём - творческий рассказ.
При знакомстве с буквой з [1:стр. 116] также формировались представления о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой на примере текста «Зимние картины». На уроке использовался приём - словесное рисование.
А на уроке «Буква я. Звуки буквы я» [1:стр. 120], на примере текста «Украшение сада» рассматривали связь животных с осенней природой.
На уроке я использовала приёмы комментированного чтения, приём фиксации (подчёркивание слов, выражений, которые помогли представить осенний сад)
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы начинается с первых дней обучения ребёнка в школе и проходит сквозной линией на страницах [1].
Очень благодатный материал при работе в данном направлении — сказки В.Хмельницкого: «Сообразительный паучок» [1:стр.39], «Странная тропинка» [1:стр.55], «Дымок» [1:стр. 93]
и сказки Г. Цыферова: «Про чудака-лягушонка» [1:стр.77], «Как цыплёнок рисовал» [1: стр.99], «Спор» [1:стр.109], «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» [1:стр. 154]
произведения: Е.Чарушина «Почему Тюпу назвали Тюпой» [1:стр.57], Г.Скребицкого «Сорока» [1:стр.61], Л.Толстова «Белка и волк» [1:стр.65], В.Берестова «Злое утро» [1:стр. 89], Н.Сладкова «Лесная хатка» [1:стр.45] «Бегающие кусты» [1:стр 145]
На уроках использовала следующие приёмы:
- приём имитации (движений, звуков, предметов и явлений природы)
- использование народных примет, пословиц, поговорок, загадок
- ребусы, кроссворды
- творческие рассказы
- приём фиксации (зарисовки в тетради, раскрашивание)
- составление диафильмов и т.д.
Определение основных правил и норм поведения в природе происходит на уроке «Гласные буквы» [1:стр.24] в ходе работы по картинке, на уроке «Наши занятия» [1:стр. 28] определяются правила сбора природного материала, правила поведения в природе.
Изучение экологического потенциала [1] показало, что в нём имеются большие возможности для формирования у первоклассников экологического сознания.
Список литературы
1. Букварь. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, «Баласс», 2013.
2. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь». Методические рекомендации для учителя. О.В.Пронина, «Баласс», 2013.