В условиях динамично развивающегося общества главной задачей учителя становится развитие функциональной грамотности учеников. Искусство обучения претерпевает серьезные изменения. Учителя оставляют традиционную позицию «учитель–ученик» и переходят на позицию «ученик-учитель». Современный ученик, это человек которому ежедневно приходится сталкивать с огромным потоком информации, важно научить ребят анализировать и применять новые знания. На своих уроках я призываю ребят активнее пользоваться интернет-ресурсами, потому что объем информации в учебнике недостаточен. Кстати я отметила, что на начальных этапах ученики, не смотря на то что они имеют достаточный опыт пользования интернет-технологий, не могут быстро найти нужную информацию. Поиск ведется поверхностный и бесцельный. Затем ребята начинают конкретизировать запросы и быстро находить нужный контент. Я считаю, что ученикам нужно только задавать вектор поиска, а решение проблемы они найдут самостоятельно. Я вижу огромный потенциал для развития функциональной грамотности ребят именно на уроках Ч.О.П. Этот предмет включает в себя несколько разделов. Все они имеют практическую направленность. Свои уроки в 9 и 10 классах я строю по методу тренингов с коучинговым подходом.
«Современный коучинг представляет собой структурированную систему приемов и принципов, которые направлены на развитие внутренних возможностей индивидуума и группы личностей, осуществляющих совместную работу, а также полное раскрытие их потенциала», такое определение данного методы мы можем найти в интернете. Данная методика позволяет ученикам самостоятельно решать и анализировать возникающие в ходе обсуждения ситуации.
Существует несколько видов тренингов: личностные, деловые и смешанные. Все они направлены на выработку навыков, необходимых человеку в повседневной жизни.
Тренинги строятся по следующей схеме:
Вызов по теме тренинга
↓
Выбор направляющей стратегии
↓
Поиск новых идей и решений
↓
Отработка полученных навыков
При организации уроков в виде тренингов я выступаю только в роли менеджера процесса. Для подготовки уроков я определяю 2 цели. Первая это чему я должна научить учеников, а вторая чему хотела бы я научиться у них. Целью урока для ребят я ставлю, не получение определенного набора академических знаний, а например, получение навыков решения конфликтных ситуаций, или анализ собственных мировоззренческих взглядов. Ребята на каждом тренинге учатся ставить Smart-цели. Я считаю, что правильное понимание процесса целеполагания пригодится ребятам не только на уроках, но и в жизни. Наблюдение за ребятами в процессе тренингов это наиболее важная составляющая моей стратегии. В процессе обыгрывания ситуации или обсуждения ребята всегда раскрываются и предлагают темы для следующего тренинга. На стадии вызова я с помощью различных методик стараюсь вывести ребят из зоны комфорта, например, прошу их хвастаться своими лучшими личностными качествами, или даю задание на проявление какой-либо эмоции. Эти задания помогают в построении колаборативной среды. Отдельно стоит отметить, что тренинги всегда проходят очень живо и вызывают у учащихся мотивацию к развитию не только функциональной грамотности, но и критического мышления через развитие креативности и диалогового обучения. Часто на уроках я совмещаю несколько приемов, например прием «Драма» и тренинг или прием «Дебаты» и тренинг. Эти приемы позволяют добиться психологического раскрепощения.
При планировании тренингов я придерживаюсь техники вопросов высокого порядка. Для того чтоб они сработали необходимо учитывать возрастные особенности ребят. 9 и 10 классы это подростковый возраст, ребята уже имеют собственное мнение и им очень хочется его высказать и поделиться своими планами и видением мира. Но есть и определенные сложности, например, подростковая категоричность мышления, иногда сарказм и личностные комплексы. Для преодоления этих проблемных моментов первые несколько уроков я строю в игровой форме, при этом ставятся жесткие форматные рамки. Сначала ребята принимают это все как правила игры, а затем эти правила переносятся на тренинги. Конечно, иногда процесс обсуждения превращается в словесную баталию, но я придерживаюсь правила что, «в споре рождается истина». Эффективность тренингов отслеживается при помощи рефлексии. Обычно обсуждение темы продолжается еще и после урока, что, на мой взгляд, является главным показателем результативности применения данной методики построения уроков.
Активное включение элементов коучинга в процесс уроков происходит в 10 классе. Коучинг это рассуждение. Темы Ч.О.П. в 10 классе больше философской направленности и они позволяют передвинуть акцент с тренинга на коучинг. Главный принцип коучинга «Никаких советов!». Роль коуча в активном слушании. Конечно возникает вопрос как организовать эффективный коучинг для большого количества участников. Я нашла выход в передаче роли коучей ученикам. Они формируют микрогруппы в которых идет обсуждение. Ребятам нравится выступать и в роли слушателя и в роли активного участника. Главной целью для слушателя мы ставим невмешательство в процесс рассуждений говорящего и формирование наводящих вопросов. Для ребят это сложная задача, но она позволяет им проводить сравнение собственных мыслей и выводов с мнением одноклассников. Свою роль я вижу в тщательном отслеживании происходящего и изменении задач в случае затруднений. Рефлексия при коучинге проводится после каждого этапа занятия.
Я считаю, что такие виды деятельности как коучинг и тренинг с коучинговым подходом, раскрывают перед человеком огромные перспективы личностного роста.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.» Адольф Дистервег