Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы рисунка и живописи»
Цель: Передача педагогического опыта по созданию натюрморта, выполненного мягкими графическими материалами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться обучающихся с технологией рисования мягкими графическими материалами, последовательностью ведения работы;
- приобрести практический опыт рисования мягкими графическими материалами;
- наметить пути использования техники рисования мягкими графическими материалами в собственной творческой деятельности.
Личностные:
- воспитание художественного вкуса
- расширение художественного кругозора
- сформировать способности оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;
Метапредметные:
- научить планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Вид мастер-класса: совместная работа педагога с обучающимися
Форма проведения мастер-класса: с обучающимися 12 лет.
Оборудование: ноутбук, постановочный натюрморт из трех керамических сосудов, софит, мольберты, стулья. (Слайд 1, 2)
Материалы: лист пастельной бумаги А-3 нейтрального цвета, графитный карандаш (НВ, В), ластик, сангина (сепия), уголь, белая пастель (белый соус или мел), скотч (кнопки), бумажная растирка. (Слайд 3)
Демонстрационные материалы: слайды графических работ Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Александра Иванова, Карла Брюллов, Валентина Серова, Антона Лосенко, современных художников, работы из фонда.
Структура мастер-класса:
1. Вступительная часть (продолжительность 5 минут).
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически-демонстрационная часть (продолжительность 15 мин).
Демонстрация рисунков, выполненных мягкими материалами выдающимися мастерами прошлого и современности: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, современных художников.
Пояснение и рекомендации основных этапов выполнения работы в технике рисования мягкими графическими материалами.
Выбор материала для будущей творческой работы. Значение нетрадиционного рисования для творческой мотивации.
3. Практическая часть (продолжительность 1 час 30 мин., с двумя физкультминутками по 5 мин.)
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса
1. Вступительная часть
Педагог: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой рисования мягкими графическими материалами (сангиной, углем, белой пастелью или белым соусом) и выполним с вами натюрморт, состоящий из керамических сосудов. Я поделюсь с вами опытом рисования этими материалами. Занятие пройдет в несколько этапов: теоретическо-демонстрационный даст представление о лучших образцах графических работ, выполненных в этой технике, практическая часть раскроет нам секреты поэтапного выполнения работы мягкими графическими материалами, на заключительном этапе мы обсудим итоги нашей работы.
2. Теоретически-демонстрационная часть
Педагог: Сангина, сепия, уголь, белая пастель или соус – это мягкий материал для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый, черный и белый цвет. Современная промышленность выпускает эти материалы и в виде обычных по виду карандашей. Натуральными материалами рисовали еще первобытные люди в пещерах палеолита, изображая животных и сцены охоты. В эпоху Возрождения мягкими графическими материалами выполняли рисунки такие мастера как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Тициан (демонстрация работ, обмен впечатлениями). Посмотрите, как в этих рисунках, выполненных сангиной, углем, сепией, с помощью линии и штриха передаются не только объем, но и фактура. Особенно выразительными рисунки получаются, когда они выполняются на тонированной бумаге сразу несколькими видами мягких материалов: сангиной, углем и белым соусом (или мелом, белой пастелью). Такие рисунки особенно удавались П.Рубенсу и А.Ватто. В русском изобразительном искусстве мастерами рисунка, выполненного мягкими графическими материалами, были:А.Иванов, К.Брюллов, В.Серов, А.Лосенко.
(демонстрация работ, обмен впечатлениями).
Эта техника рисования не устарела и в наши дни. Рисование мягкими графическими материалами широко используется современными художниками и студентами художественных вузов (демонстрация работ, обмен впечатлениями).
Педагог: а сейчас, ребята, мы с вами приступаем к практической части нашего мастер-класса. Работа будет выполняться поэтапно. Каждый этап я буду озвучивать. В нашей работе мы будем использовать приемы растушёвки (для создания пятна) и штриховки для создания объема и фактуры.
3. Практическая часть
- Анализ постановки, выбор формата;
- Выполнение карандашного рисунка: определение общего пространственного положения на листе, уточнение пропорций, прорисовка овалов, определяющих сокращение круглых частей кувшинов (горло, средняя часть, донышко). (Слайд 4)
- Наложение общего тона предметов и фона (драпировок) с использованием растушёвки. (Слайд 5)
- Определение границы света и тени. Светотеневая проработка предметов, передача объемности. Использование для достижения нужной силы тона сочетания сангины, угля, белой пастели. (Слайд 6,7)
- Дальнейшая светотеневая прорисовка предметов с передачей бликов, полутонов, рефлексов, теней. Использование штриха в передаче объемности предметов и фона. (Слайд 8)
- Уточнение пространственных планов: выделение тоном контрастов переднего плана, смягчение контрастов заднего плана.
- Обобщение, завершение.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов
Все выполненные рисунки выставляются на мольбертах, участники мастер-класса смотрят и анализируют итоги проделанной работы.
Педагог: сегодня, ребята, вы познакомились с новой техникой рисования мягкими графическими материалами. Техника очень интересная, но требующая соблюдения поэтапного выполнения, усидчивости и внимания.
Дискуссионные вопросы при подведении итогов:
- Понравилось вам работать мягкими графическими материалами?
- Все ли этапы работы были понятны?
- Что было особенно сложного при выполнении задания?
- Какая из выполненных вами работ, по вашему мнению, особенно удалась? Почему?
Педагог: я думаю, что опыт, полученный вами на этом мастер-классе, вы сможете использовать в своих творческих и учебных работах. Спасибо за внимание!