Формирование поведенческой культуры и общепринятых моральных норм младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Формирование поведенческой культуры


Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.
Ибо без первой трудно научиться последней.
Сенека

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Находясь во множестве общественных и личных связей, человек должен определенным образом организовывать и согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а на сознательности самой личности, на понимании ею норм и правил и необходимости их соблюдения. Поэтому важно на ранних этапах развития и обучения ребенка заложить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать навыки поведенческой культуры.

Актуальность программы: Жизненный опыт ученика начальных классов еще очень мал, чтобы разобраться в непростых этических вопросах. Большое влияние на сознание и поведение оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Верно говорят: то, что заложено в детстве, то на всю жизнь. Поэтому важно уже на ранних этапах развития и обучения ребёнка заложить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать навыки поведенческой культуры.

Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура. Дети уже в начальной школе должны усвоить, что следование поведенческим нормам свидетельствует об уважении к людям, традициям. Как же донести всё это до учащихся начальной школы?

У учителя начальных классов есть прекрасная возможность поговорить о таких нравственных понятиях, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность, об отношении к старшим и младшим, о поведении в школе, в общественном месте на классных часах, на кружках, во внеурочной деятельности, на родительских собраниях.

Не секрет, что дети получают очень разное по своему качеству воспитание. Для большей части обучающихся главным учителем является жизнь, которая их окружает, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания ограничен.

Каждый раз, набирая первый класс, сталкиваешься с проблемами: дети ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, не могут соблюдать правила поведения в коллективе, не умеют самостоятельно разрешать конфликты. В наш век информационных технологий эта проблема особенно актуальна. Дети большую часть времени проводят за компьютерными играми, пропагандирующими агрессию, насилие. Поэтому и общение со сверстниками сводится к играм, которые построены на драках, насилии. Очень часто обучающиеся не обращают никакого внимания на замечания взрослых. Данные проблемы натолкнули нас на создание инициативной группы по нравственно-этическому направлению. В составе группы – Борисова Т.В. и Дудникова Е.С.

Цель работы нашей группы – определение путей решения нравственно-этических проблем младших школьников.

Наша инициативная группа начала работу с обзора литературы по теме, составления рабочих программ, планирования классных часов и родительских собраний.
В первом классе мы апробировали рабочую программу кружка «Уроки добра» по пособию М.А. Андрианова «Философия для детей в сказках и рассказах».

Пособие состоит из 104 бесед-занятий и содержит 168 сказок и рассказов нравственно-поучительного характера, а также очень краткие произведения в виде сцен и эпизодов, которые даны для большей наглядности. Пособие универсально: оно может использоваться для воспитания детей младшего школьного возраста, как в семье, так и в школе. Каждая беседа-занятие условно разделена на две части. Первая часть – это программа беседы с заготовленным набором кратких тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания.

Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких и доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме: это, может быть, как лирическая сказка, трогающая душу, так и правдоподобный рассказ для ума. Произведения хорошо запоминаются и легки для последующего анализа.

Третья часть занятия – вопросы в конце произведений, к большинству из них прилагается в скобках краткий вариант оптимального ответа. Часть вопросов выводит ребёнка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное решение применительно к окружающей жизни.

Разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определённой последовательности.

- Беседы о красоте;

- Беседы о Высшем;

- Беседы о сердце и любви;

- беседы о нравственности;

- беседы о воле;

- беседы о мудрости и др.

Занятия проводились раз в неделю. Занятия детям очень нравились, ведь все дети любят слушать, когда им читают взрослые, особенно, если это сказки.

Кроме этого, в первом классе проводились занятия кружка «Юный театрал». Занятия строились на сценариях сказок, басен, пьес Емельяновой Олеси Владимировны.

Оле́ся Влади́мировна Емелья́нова — практикующий педагог и изобретатель, разработчик настольных игр, игрушек, обучающих методик и наборов для детского творчества, автор сказок, басен, песен и пьес для детей.

В первый год работы кружка были поставлены сказки: «Репка», «Зайкина избушка». Сказки были показаны родителям на родительских собраниях и праздниках.

Во втором классе продолжили работу в данном направлении. На этот раз выбрали пособие А.И.Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах».

Для каждого класса А.И.Шемшурина предлагает программу и поурочные методические разработки. Занятия проводятся один раз в неделю, по 35 минут каждое. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом обучающихся.

Первый раздел этической грамматики (всего их четыре – по одному на каждую четверть учебного года) посвящён основам этики общения. Его задача – воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса посвящён этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам.

Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими – в семье, с соседями и т.д.

Четвёртый раздел посвящён этике отношений в школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, собственные поступки.

Уроки проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки, состязаются в знании пословиц. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое включение ребёнка в мир добрых отношений и добрых дел.

В конце учебного года по итогам занятий провели праздник Вежливости, на который пригласили родителей. Дети показали, чему научились, разыграли сценки, читали стихотворения, комментировали их.

Во втором классе продолжилась работа кружка «Юный театрал». Показаны премьеры сказок «Как ёжик счастье искал», «Лиса и журавль».

В третьем классе мы решили не отступать от выбранной темы. Занятия вели по пособию Л.В.Управителевой «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе» 3 класс.

Особенностью работы по данному пособию является обсуждение вокруг литературных произведений, рисующих те или иные нравственные ситуации, время от времени деликатное обращение к личному опыту обучающихся. В то же время на классных часах используются и активные формы работы, в которых реализуются творческие способности школьников: игры, конкурсы, турниры, викторины, совместное составление правил поведения.

Все предлагаемые занятия можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.

На кружке «Юный театрал» поставили сказки «Змей Еремей» (сценарий в стихах про Хрюшу и его друзей), «Замарашки». Сказки продолжали тему классных часов.

К концу четвёртого класса младший школьник должен выработать умение чувствовать рядом другого человека, осмысливать поступки своих и сверстников, утверждать себя среди других, развивать самокритичность, видеть хорошее в себе и других, научиться дружить.

Конечно же, интерес к своим школьным друзьям и товарищам, взаимопомощь и уважение будут формироваться в совместной учебной и внеклассной деятельности. Это могут быть коллективные творческие дела, дни именинников, праздники друзей, конкурсы, игры и многое другое. Но мы предлагаем часть времени посвятить часам общения, минуткам раздумий, рассуждений о себе и друг о друге. Главное – создать атмосферу согласия, взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих. Именно такие занятия представлены в пособии для учителей начальных классов, психологов, воспитателей и родителей В.Н.Романюта «Ты и твои друзья. Учим детей общаться». Рекомендуемая продолжительность занятий от 15 до 30 минут.

Завершающим этапом работы кружка «Юный театрал» будут сказка «Про мышку Глорию» и басня И.А.Крылова «Волк и журавль». Сказки планируем показать учащимся 1-3 классов.

В течение всех четырёх лет проводились родительские собрания на нравственно-этическую тематику:

  • Семья – носитель и хранитель духовности или несколько слов о семейном воспитании
  • Семейное счастье – в чём оно?
  • Круглый стол «Внимание: виртуальная агрессия»
  • Учим детей доброте
  • Как мы говорим или несколько слов о сквернословии и здоровье

По окончании родительского собрания родителям раздавались памятки.

Таким образом, основываясь на личном опыте, предлагаем пути решения нравственно-этических проблем.

Безусловно, система нравственного воспитания должна охватывать все одиннадцать лет обучения, причём, подчас в первом, пятом, восьмом о одиннадцатом классах педагоги обсуждают с учениками одни и те же проблемы дружбы, взаимопомощи, ответственности. С каждым годом содержание таких обсуждений усложняется, наполняется новым опытом обучающихся, и, конечно, те нравственные выводы, к которым приходят одиннадцатиклассники, отличаются от мнения третьеклассника, но только в том случае мы увидим выпускников школы людьми со сформированными нравственными представлениями, если уже в начальной школе поможем им задуматься, что значит быть добрым, справедливым, трудолюбивым и честным.  И, конечно, почти невозможно формировать нравственные качества личности в отрыве от семьи, без участия родителей.