Работа учителя домашнего обучения сложна и многогранна. Деятельность педагога должна способствовать установлению в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения. Учителю домашнего обучения отводится роль посредника между ребенком и родителями. Очень важно знать о ребенке и семье. Необходимо изучить личное дело, медицинскую карту учащегося. В беседе с родителями выяснить, в какое время лучше проводить занятия, где проводить и др. Всё это необходимо для выбора индивидуальных методов и приемов обучения ребенка в условиях дома. Знакомя родителей с учебным планом, необходимо рассказать, почему данный предмет необходим. При этом учитывать мнение родителей по выбору предметов и коррекционных курсов для занятий.
Для педагога важно провести качественный учет результатов учебной деятельности и реально отразить в СИПР продвижения в развитии и усвоении знаний, а для родителей очень важно показать результат обучения. Поэтому в конце каждой четверти я провожу итоговые занятия с участием родителей.
К последнему занятию в четверти составляю сценарий, украшаю комнату, где проходит занятия (с ребенком на занятиях подготавливаю оформление). Готовлю выставку творческих работ, дипломов, а также тетрадей. Для родителей очень важно увидеть то, чем ребенок занимается и какие у него есть положительные результаты. С согласия родителей в течение четверти делаю фотографии с занятий, а также снимаю видео. В конце четверти создаю фильм из фото и видео материалов. Данный фильм оставляю родителям, дети очень любят смотреть его, положительные эмоции гарантированы и взрослым, и детям.
Содержание итогового занятия составляется на основе того материала, который мы изучали в течение четверти.
Задания отбираю такие, чтобы ребенку было не только интересно, но главное, чтобы он с ними справился. Положительные эмоции – главное в последнем занятии четверти. Кроме этого, в выполнении заданий отводится роль совместной деятельности родителя и ребёнка. Родители в данном случае становятся участниками и радуются каждому выполненному заданию вместе с ребенком. Поддержанию атмосферы радости способствуют музыкальные паузы и переменки. В конце занятия ребенок дарит родителям изготовленную заранее открытку или поделку и приглашается на чаепитие.
Данный метод проведения занятий является частью современных методов коррекционно-развивающей работы для формирования жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.
Результат таких занятий: это и подведение итогов за четверть, это и радость для ребенка, это и положительные эмоции у родителей, но и что очень немаловажно для педагога - удовлетворённость в работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание итогового занятия, вторая четверть. 4 класс ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант. «Новый год у ворот»
Цель: подвести итоги за 2 четверть.
Материал: новогодняя елка, мишура, выставка творческих работ, фильм по итогам четверти, новогодняя открытка.
№ |
Предметы |
Задания |
Примечание |
1 |
Речь и альтернативная коммуникация |
Глобальное чтение: зима, новый год, дед мороз. |
Найти и обвести слова, закрасить по цветам. |
2 |
Человек |
Одежда зимой на улицу, на праздник. |
Выбрать одежду кукле на прогулку и на праздник. |
3 |
ППД |
Изготовление и украшение кормушки. |
Заранее вырезать из пакета молока, вместе с родителями украсить клеящими элементами, положить зерна и повесить кормушку на балконе. |
4 |
Окружающий социальный мир |
Новогодние забавы (дорисуй, собери пазлы) |
Лыжи, коньки, санки, елка, горка, снежная баба. |
5 |
Окружающий природный мир |
Времена года. |
Найди картинки с временем года зима, какие птицы зимуют, покорми снегиря (коробочка с вырезанным клювом, класть семечки птички в клюв). |
6 |
Математические представления |
Игра «Что изменилось». |
Картинка с елкой, на елке игрушки. Посмотри сколько шаров, домиков, звёздочек на елке, найди цифры по количеству игрушек. |
7 |
Музыка и движение |
Песни и танцы. |
2 песни о зиме, 1 танец. |
8 |
Сенсорное развитие |
Угадай мелодию |
(14 песен, звучит начало, надо показать картинку той песни, которая звучит). |
9 |
Домоводство |
Сервировка стола, определи на вкус фрукты и овощи. |
Фрукты на тарелке, глаза закрыть, дать попробовать на вкус. |
10 |
Изобразительная деятельность |
Изготовление открытки |
Выставки творческих работ за четверть. |
Просмотр фильма по итогам четверти |
|||
Чаепитие |