Цель: Преодоление речевых нарушений у детей с ТНР путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Образовательные – обогащать кругозор детей; формировать двигательные навыки и умения детей, развивать чувство ритма и координацию движений; развивать музыкальный и фонематический слух, грамматический строй речи; автоматизировать шипящие звуки в свободной речевой деятельности и в музыкально-речевых играх.
- Развивающие – развивать голос разной силы, мелодико- интонационные и просодические компоненты, совершенствовать основные психомоторные качества (общую и мелкую моторику, статическую и динамическую координацию, переключаемость движений, мышечный тонус), дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Воспитательные – формировать эмоционально-положительное отношение к логоритмическим упражнениям, проявлять свои творческие способности, личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.
Оборудование – картинный материал для галереи,
пергаментная бумага 20/20 см. по кол-ву детей,
пластиковые стаканы по 2 шт. на каждого ребенка,
бытовые предметы: щетки, стаканы, резиновые пищащие игрушки, связки ключей; музыкальные фонограммы.
Ход занятия
I. Подготовительная, организационная часть
1. Дети входят в зал на носочках, декламируя потихоньку текст.
Тихо, тихо, очень тихо,
Мы идем сегодня в зал.
И не слышно даже слова,
Чтобы кто-нибудь сказал.
Наша группа в коридоре
Совершенно не слышна,
Потому что мы решили
Будет всюду ТИШИНА.
II. Основная часть
1. Логопед: - Давайте тихонько присядем на ковёр (дети в удобной для себя позе усаживаются на ковер).
- Когда вы заходили, то сказали такие слова «Будет всюду тишина», посидите тихо и послушайте тишину…
- Вы что-нибудь слышите? (ответы детей).
Да, тишина может о многом нам рассказать.
- Посмотрите, перед вами разные картины, давайте попробуем определить по картинкам, где живет тишина? (ответы детей)
Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. В осенней тишине можно услышать много интересных звуков.
2. Речевая игра «Листопад» (автор В.Голяховский)
Под ногами в листопад |
(перекрестные удары ладонью о колено) |
Листья желтые лежат, |
|
Листья желтые лежат, |
(одновременное поворачивание ладоней, |
|
при этом она ладонь смотрит вверх, |
|
другая вниз – кулачком) |
А под листьями шуршат: |
(потирать ладонь об ладонь) |
Шурш, Шуршиха и Шуршонок, |
(«Пальчики здороваются» на правой руке) |
Папа, мама и ребенок. |
(«Пальчики здороваются» на левой руке) |
- Так, кто же шуршал под листьями? Какой звук в словах вам помог услышать шуршание? (Звук Ш)
3. Муз. руководитель: - В осенней тишине можно услышать не только шуршание мышат, а что ещё? (ответы детей)
- Да, это шум листьев, капельки дождя, и ветерок. Давайте возьмём листочки и попробуем изобразить осенние звуки, а музыка нам в этом поможет.
Бумажный оркестр (Муз. В.Селиванова «Шуточка»)
(детям раздаются листики пергаментной бумаги)
В заключении - упр. на дыхание: - покажите, как дует ветерок на листочки.
4. Муз. руководитель: - Ребята, а в музыке есть тишина? (ответы). Конечно, тишина в музыке - это пауза - знак молчания.
Я предлагаю поиграть в Музыкальную игру «Замри» (дети танцуют под музыку (по выбору муз. руководителя) и «замирают», когда музыка останавливается)
5. Логопед: - Молодцы, вы хорошо научились определять тишину в музыке. А как вы думаете, в доме живёт тишина?
Когда дома бывает тихо? (ночью, ….)
Что можно услышать в домашней тишине? (ответы - скрип двери, тиканье часов, как работает холодильник или стиральная машина….)
- У нас есть разные предметы, которые помогут озвучить песенку «В доме моём тишина», выберите себе любой и разделитесь на группы.
«В доме моём тишина» (Авт. Т. Боровик)
В доме моём тишина (хором)
В доме моём я одна (хором)
Только где-то шуршунчики шуршат (щетки)
Только где-то стукунчики стучат (стаканы пластиковые)
Только где-то пискунчики пищат (игрушки резиновые)
Только где-то грохунчики гремят (ключики)
6. Логопед
Как вы думаете, всё время находится в тишине интересно, почему? (скучно, грустно, спать захочется). Тогда давайте нарушим тишину и немножко пошумим. Предлагаю взять по 2 стаканчика.
Ритмическая игра со стаканами (Муз. А.Жилинского «Детская полька»)
Тук -тук-тук,
Бим – Бам– Бом!
7. Муз. руководитель
Чтобы в доме стало шумно
Будем весело играть
Прыгать, бегать и мяукать
И коровками мычать.
Музыкально-ритмическая игра со ЗЖ «КУ-ку, ку-чи-чи»
Элементарное музыцирование Т.Э.Тютюнниковой (семинар)
1 ч. - дети имитируют образы зайца, лисы, козлят, лошадок…
2 ч. - придумывают движения со ЗЖ (звучащие жесты) на слова «Ку-ку, ку-чи-чи»
8. Логопед: - Ребята, слышите?
Звучит фонограмма «Тиканье часов»
- Да, это тикают часики. Они говорят нам о том, что скоро наше занятие закончится. Но сначала, скажите, какие бывают часы?
(настенные, настольные, напольные, ручные, башенные, будильник).
Представьте, что ваши язычки – это маятник часов, покажите, как он работает? (артикуляционное упр. «Часы»), а теперь сами превращайтесь скорее в часики:
Ритмо-речевая игра «Часы»
На стене часы висели |
(покачивание туловищем) |
Тик – так, тик – так. |
(попеременное движение руками вверх-вниз) |
Тараканы стрелки съели |
(покачивание туловищем) |
Тик – так, тик – так. |
|
Мыши гири оторвали |
(покачивание туловищем) |
Тик – так, тик – так. |
(попеременное движение руками вверх-вниз) |
И часы ходить не стали: |
(покачивание туловищем) |
Тик –так, тррррр |
(круговые движения руками перед собой) |
III. Заключительная часть
Логопед: - А ещё бывают часы сказочные музыкальные.
Музыкально-ритмическое упражнение «Часики»
(Муз. Г.Васильева «Фиксики» - песня «Часики»)
Дети под музыку покидают зал.