Логоритмическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Где живет тишина"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: логоритмика, ТНР – тяжелое нарешение речи


Цель: Преодоление речевых нарушений у детей с ТНР путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Образовательные – обогащать кругозор детей; формировать двигательные навыки и умения детей, развивать чувство ритма и координацию движений; развивать музыкальный и фонематический слух, грамматический строй речи; автоматизировать шипящие звуки в свободной речевой деятельности и в музыкально-речевых играх.
  • Развивающие – развивать голос разной силы, мелодико- интонационные и просодические компоненты, совершенствовать основные психомоторные качества (общую и мелкую моторику, статическую и динамическую координацию, переключаемость движений, мышечный тонус), дыхательные и артикуляционные упражнения.
  • Воспитательные – формировать эмоционально-положительное отношение к логоритмическим упражнениям, проявлять свои творческие способности, личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.

Оборудование – картинный материал для галереи, пергаментная бумага 20/20 см. по кол-ву детей, пластиковые стаканы по 2 шт. на каждого ребенка,
бытовые предметы: щетки, стаканы, резиновые пищащие игрушки, связки ключей; музыкальные фонограммы.

Ход занятия

I. Подготовительная, организационная часть

1. Дети входят в зал на носочках, декламируя потихоньку текст.

Тихо, тихо, очень тихо,
Мы идем сегодня в зал.
И не слышно даже слова,
Чтобы кто-нибудь сказал.
Наша группа в коридоре
Совершенно не слышна,
Потому что мы решили
Будет всюду ТИШИНА.

II. Основная часть

1. Логопед: - Давайте тихонько присядем на ковёр (дети в удобной для себя позе усаживаются на ковер).

- Когда вы заходили, то сказали такие слова «Будет всюду тишина», посидите тихо и послушайте тишину…

- Вы что-нибудь слышите? (ответы детей).

Да, тишина может о многом нам рассказать.

- Посмотрите, перед вами разные картины, давайте попробуем определить по картинкам, где живет тишина? (ответы детей)

Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. В осенней тишине можно услышать много интересных звуков.

2. Речевая игра «Листопад» (автор В.Голяховский)

Под ногами в листопад

(перекрестные удары ладонью о колено)

Листья желтые лежат,

 

Листья желтые лежат,

(одновременное поворачивание ладоней,

 

при этом она ладонь смотрит вверх,

 

другая вниз – кулачком)

А под листьями шуршат:

(потирать ладонь об ладонь)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок,

(«Пальчики здороваются» на правой руке)

Папа, мама и ребенок.

(«Пальчики здороваются» на левой руке)

- Так, кто же шуршал под листьями? Какой звук в словах вам помог услышать шуршание? (Звук Ш)

3. Муз. руководитель: - В осенней тишине можно услышать не только шуршание мышат, а что ещё? (ответы детей)

- Да, это шум листьев, капельки дождя, и ветерок. Давайте возьмём листочки и попробуем изобразить осенние звуки, а музыка нам в этом поможет.

Бумажный оркестр (Муз. В.Селиванова «Шуточка»)

(детям раздаются листики пергаментной бумаги)

В заключении - упр. на дыхание: - покажите, как дует ветерок на листочки.

4. Муз. руководитель: - Ребята, а в музыке есть тишина? (ответы). Конечно, тишина в музыке - это пауза - знак молчания.

Я предлагаю поиграть в Музыкальную игру «Замри» (дети танцуют под музыку (по выбору муз. руководителя) и «замирают», когда музыка останавливается)

5. Логопед: - Молодцы, вы хорошо научились определять тишину в музыке. А как вы думаете, в доме живёт тишина?

Когда дома бывает тихо? (ночью, ….)

Что можно услышать в домашней тишине? (ответы - скрип двери, тиканье часов, как работает холодильник или стиральная машина….)

- У нас есть разные предметы, которые помогут озвучить песенку «В доме моём тишина», выберите себе любой и разделитесь на группы.

«В доме моём тишина» (Авт. Т. Боровик)

В доме моём тишина (хором)
В доме моём я одна (хором)
Только где-то шуршунчики шуршат (щетки)
Только где-то стукунчики стучат (стаканы пластиковые)
Только где-то пискунчики пищат (игрушки резиновые)
Только где-то грохунчики гремят (ключики)

6. Логопед

Как вы думаете, всё время находится в тишине интересно, почему? (скучно, грустно, спать захочется). Тогда давайте нарушим тишину и немножко пошумим. Предлагаю взять по 2 стаканчика.

Ритмическая игра со стаканами (Муз. А.Жилинского «Детская полька»)

Тук -тук-тук,
Бим – Бам– Бом!

7. Муз. руководитель

Чтобы в доме стало шумно
Будем весело играть
Прыгать, бегать и мяукать
И коровками мычать.

Музыкально-ритмическая игра со ЗЖ «КУ-ку, ку-чи-чи»

Элементарное музыцирование Т.Э.Тютюнниковой (семинар)

1 ч. - дети имитируют образы зайца, лисы, козлят, лошадок…

2 ч. - придумывают движения со ЗЖ (звучащие жесты) на слова «Ку-ку, ку-чи-чи»

8. Логопед: - Ребята, слышите?

Звучит фонограмма «Тиканье часов»

- Да, это тикают часики. Они говорят нам о том, что скоро наше занятие закончится. Но сначала, скажите, какие бывают часы?

(настенные, настольные, напольные, ручные, башенные, будильник).

Представьте, что ваши язычки – это маятник часов, покажите, как он работает? (артикуляционное упр. «Часы»), а теперь сами превращайтесь скорее в часики:

Ритмо-речевая игра «Часы»

На стене часы висели

(покачивание туловищем)

Тик – так, тик – так.

(попеременное движение руками вверх-вниз)

Тараканы стрелки съели

(покачивание туловищем)

Тик – так, тик – так.

 

Мыши гири оторвали

(покачивание туловищем)

Тик – так, тик – так.

(попеременное движение руками вверх-вниз)

И часы ходить не стали:

(покачивание туловищем)

Тик –так, тррррр

(круговые движения руками перед собой)

III. Заключительная часть

Логопед: - А ещё бывают часы сказочные музыкальные.

Музыкально-ритмическое упражнение «Часики»

(Муз. Г.Васильева «Фиксики» - песня «Часики»)

Дети под музыку покидают зал.