Интегрированный урок по теме "История создания Вооружённых Сил РФ"

Разделы: История и обществознание, ОБЖ, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 10

Ключевые слова: вооруженные силы России


Развитие компетенций:

личностных:

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

метапредметных:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

предметных:

  • получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

Цель:

  • образовательная - получение и освоение знаний военной безопасности страны;
  • развивающая - способствовать развитию умений анализировать, структурировать факты, работать с документами, с картой.
  • воспитательная - готовность к служению Отечеству, его защите.

Конспекта урока: 45 минут.

Оборудование: презентация.

Кузьмина И.Г.

Актуализация

Мы живём и работаем в городе Мурманске на Кольском полуострове, который является частью большого государства – Россия. Наша страна занимает I место в мире по размеру территории.

Открытость границ России сделала её территорию местом постоянных миграций. Географическое положение страны, постоянная опасность нападений и с востока, и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось традиционно милитаризированным.

Кроме того, необъятные просторы с богатыми недрами всегда привлекали завоевателей, заслон которым могут поставить только Вооружённые Силы.

В настоящее время в России существуют Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот.

  1. Но всегда ли Вооружённые Силы России были таковыми, по каким причинам они реформировались?
  2. Каким же образом Вооружённые Силы России формировались и крепли вместе с нашим государством?
  3. И как вы уже догадались, тема нашего урока?

Тема урока: «История создания Вооружённых Сил России от Дмитрия Донского 1380 г. до создания РККА 1918г.»

Кузьмина И.Г.

Записали в Рабочие листы.

Теперь нам надо сформулировать цель. Обратимся к Рабочим листам.

Затем  воспользуйтесь подсказкой, расставив цифры в правильной последовательности.

Цель урока: «Как формировались Вооружённые Силы России в соответствии с задачами государства, которые необходимо было решать в конкретный исторический период».

Озвучьте цель.

Прокопенко С.В. На обломках первого русского государства – Древней Руси родилось и окрепло централизованное русское государство (Московия). Многие факторы обусловили ведущую роль Москвы в объединение русских земель в единое государство. И одна из них – борьба против ига монголо-татар, которая была невозможна без вооружённой рати.

Самым ярким примером в истории Москвы стала борьба с Ордой на Куликовом поле в 1380 году.

Прочитайте документ и определите, что изменилось в русском войске к 1380 году и помогло одержать победу? Найти не менее 3-х примеров.

Выполняем задание №1 в Рабочих листах.

Успех внушил уверенность в то, что сплотившись можно победить врага и защитить своё государство.

Вооружение стало более разнообразным и состояло из луков со стрелами, самострелов (арбалетов), сабель, мечей, копий, боевых топоров, рогатин, кистеней, шестопёров, булав, кинжалов и др.

В 1382 на Руси впервые отмечается в летописи появлении огнестрельного оружия, а с конца XIV в. артиллерия («наряд») становится частью вооружённых сил.

Прокопенко С.В. Что у вас получилось?

Во второй половине ХV в. наступил решающий этап борьбы за освобождение от монголо-татарского ига. Именно в это время Ахмат решил сломить Русь и восстановить полное господство Орды над русскими землями.

Докажите, что военные силы, созданные в к. XV в., способствовали независимости и целостности российского государства  (не менее 3-х примеров)

Выполняем Задание 2.

Татаро-монголы предприняли несколько попыток переправиться через Угру, но были отбиты, в том числе с помощью пушек.

25 сентября (8 октября по старому стилю) началось знаменитое стояние на реке Угре.

Избавление от 240-летнего ига имело огромные последствия политического характера: Иван III с полным правом стал именовать себя «господарем всея Руси», увеличилась территория Русского государства со столицей в Москве (в состав вошли  Тверское, Воротынское, Одоевское, Беляевское княжества, а Рязань и Псков руководились Москвой)                   

Примерные ответы:

  • обретение независимости государства, избавление от ига;
  • Иван III становится «господарем всея Руси»;
  • рост территории  Русского государства

Кузьмина И.Г. К середине XVI века Российское государство заметно окрепло. Страна протянула свои границы от Белого и  Баренцева морей до Чернигова и рязанских пределов, от Финского залива и Смоленска до Северного Урала и нижегородских земель, включая, помимо русских людей, нерусские народы Севера и Сибири. Население выросло до 3 млн. человек.

На первом в истории Земском соборе Иван Васильевич призывал всех к совместной работе, объявил о необходимости реформ и начал с военной реформы.

Задание № 3.

Опрос

  • Вспомним, содержание Документа «Учреждение стрелецкого войска в 1550 г.» (Из летописи).
  • Какова их численность, чем отличаются от ополчения, какие виды жалования получают, чем вооружены?

Примерные ответы:

  • Войско стрельцов 3 тыс., служили постоянно, хлебное и денежное довольство, 4 рубля в год, вооружены пищалями.

Обратимся к карте-схеме. (Задание № 4 в рабочих листах)

  • Каковы были внешнеполитические угрозы, от кого они исходили?  Ответим на вопрос, поместив таблички на правильные места.
  • Кто пойдёт к ноутбуку?
  • Мы с вами знаем, какие решены? А какие нет?

Примерные ответы:

  • Ликвидированы угрозы Астраханского, Крымского, Казанского ханств, присоединены земли Сибирского ханства.
  • В Ливонской войне проиграли.

Обратимся к  ГЛОССАРИЮ.

Иван IV осуществлял военную реформу с целью обеспечения военной безопасности страны.

Прокопенко С.В. Наше государство в XVII веке переживает Смутное время. В результате Русско-шведской войны 1610—1617 гг. теряет земли: к Польше отошёл Смоленск и многие другие земли, к Швеции – всё побережье Балтики.

В конце XVII века на российский престол вступает Пётр I и начинает реформистскую деятельность, затрагивающую все сферы государства. 

Прокопенко С.В. Обратимся к видео. Вспомним, некоторые причины преобразований.

Задание 5.

Устно. Ваши ответы?

Примерные ответы:

1) вернуть утраченные земли в результате русско-шведской войны 1610—1617 гг.

2) отсталость России, не допустить второстепенную роль России

Прокопенко С.В. Из видеосюжета мы с вами поняли, какое решающее значение имеет Геостратегическое (географическая стратегия) положение страны.

Обратимся к Глоссарию:

Каким образом Пётр Великий достигает геополитических целей России, мы узнаем, выслушав стендовою защиту учебного проекта «Военные реформы Петра Великого».

Задание 6.

Михаил – 3 мин.

Задание № 6.1. Сделайте вывод.

Для достижения геополитических целей России была реализована военная реформа Петра Великого, в результате которой:

Примерные ответы: армия, флот, рекрутская повинность, образование, вооружение, форма, уставы

Кузьмина И.Г. Продолжательницей дела Петрова была императрица Екатерина, современниками которой, была целая плеяда русских полководцев в лице А.В.Суворова, П.А.Румянцева, Ф.Ф.Ушакова.

При подготовке к уроку обучающийся Сергей проявил желание рассказать о своём любимом полководце А.В.Суворове.

Задание 7. «Наука побеждать» Александр Васильевич Суворов

Сергей (1 мин)

Прокопенко С.В. Реформы в области военного строительства принесли России немало побед и в отдельных сражениях, и в целых кампаниях, но были и поражения, среди которых самое значительное – в Крымской войне (1853-1856 гг.), напряжённая международная обстановка, быстрый рост вооружений главных держав мира делали военные реформы безотлагательными.

В 1858 году термин «вооружённые силы» вошёл в употребление в Российской империи.

Обратимся к ГЛОССАРИЮ.

Какие факторы оказывают решающее влияние на Вооружённые силы?

Осенью 1861 г. на должность военного министра был утверждён генерал Дмитрий Алексеевич Милютин.

Прокопенко С.В. Какие реформы осуществил Дмитрий Алексеевич, мы узнаем, выслушав стендовую защиту учебного проекта «Военные реформы Д.А.Милютина»

Задание 8.

Ксения (2 мин)

Проверим, как мы усвоили реформы Дмитрия Алексеевича.

Кто войдёт к ноутбуку?

http://fcior.edu.ru/catalog/srednee_obshee?discipline_oo=7&class=10&learning_character=&accessibility_restriction=&moduletypes%5B%5D=2

Кузьмина И.Г. В результате проведённых мероприятий были созданы массовые вооружённые силы, значительно повысилась их боеспособность.

В 1911 г. была введена допризывная подготовка.  Закон  о воинской повинности  1912 г. расширил  льготы по образованию для военнослужащих, сроки службы в пехоте и артиллерии были сокращены до трёх лет.                                                                             

О рождении Рабоче-Крестьянской Красной Армии нам расскажет Николай и Илья. (2 мин.)

Внимательно слушаем и одновременно выполняем Задание № 9 в рабочих листах.

1.  Назовите меру пролетарского поощрения________________

2. Ян Фабрициус, командир и комиссар Красной Армии во время Гражданской войны  __________раза был награждён Орденом  Красного знамени.

3.   ______________были награждены Орденом Красного знамени       советские военачальники - Герои Гражданской войны Василий Блюхер, Климент Ворошилов, Альберт Лапин, Иван Федько.

4. Основатель 1-й конной армии был Семён Михайлович______________

Прокопенко С.В. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) задачи, которые могут быть структурированы по четырём основным направлениям.

А какие это направления, Вы узнаете при работе с сайтом Министерства Обороны и заполнением таблицы.

Первую колонку «Задачи  Вооруженных Сил РФ в XXI в. и их выполнение» заполняем в кабинете

Обратимся к сайту Министерства Обороны РФ https://structure.mil.ru/mission/tasks.htm

Задачи  Вооруженных Сил Российской Федерации

Примеры из социальной действительности XXI века

1) сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или___________________

 

2) защита _________ и ________РФ;

 

3) обеспечение ____________ и ___________ интересов РФ;

 

4) возможность __________ Силовых операций ВС РФ в мирное время и применение военной  силы напрямую __________страны.

 

Что у вас получилось?

Ответы:

1) сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы российской федерации;

2) защита экономических и политических интересов РФ;

3) обеспечение экономических и политических интересов РФ;

4) возможность применения Силовых операций ВС РФ в мирное время и применение военной силы напрямую для обеспечения безопасности страны

Кузьмина И.Г. На уроке, мы с вами изучали_________ (Давайте сделаем обобщающий вывод) какой сложный путь прошли Вооружённые Силы РФ в своём становлении. Этот процесс в XXI веке продолжается.

Приближаются важные даты - 3 декабря - День Неизвестного Солдата и 9 декабря - День Героев Отечества неразрывно связаны с ВС, становление которых продолжается по настоящее время.

Д/З будет выполнить к 10 декабря.

Все молодцы! Ребятам, подготовившим стендовые проекты по «5».

За работу на уроке отметки________