Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности, в котором закладываются основы личностной культуры. Основная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания в экологическом воспитании это необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Формы и методы работы с детьми в данной тематики весьма разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными на участке, ведение различных календарей, занятия( простые и комплексные) , целевые прогулки и экскурсии по территории , игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Указанные формы и методы эффективны как для младшего, так и для старшего дошкольного возраста, однако работа с детьми каждой возрастной группы имеет свою специфику.
Дети средней группы очень сензитивны к разным видам предметной деятельности, особенно к игровой. В этом возрасте дети становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире.
Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому как к части природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителей экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывать потребность в созидании, творчестве.
Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет хочет еще много играть, поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок.
В воспитание экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.
В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощенными способами создают к ним иллюстрации. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е.И.Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная, изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.
Немаловажная роль отводится и сказкам. У 4-5летних детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире.
Последовательная реализация экологического воспитания дошкольников требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения к учебным материалам с учетом уровня развития детей, а также природных особенностей своей местности; занятия должны быть занимательными, которые позволят детям среднего возраста легко усвоить изучаемый материал.
Список использованной литературы
1. Николаева С.Н., юный эколог. Система работы в младшей и средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-80с.
2. Николаева С.Н., методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей дет.сада. -3-е изд.- М.: Просвещение. 2001. – 2-8 с.,ил.