Четыре года назад в своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом противоречий. В 2015 году основная школа готовилась к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, где основной задачей педагога стало создание условий для формирования социально активной, творческой личности, с устойчивой потребностью к саморазвитию и самореализации, способной самостоятельно решать проблемы и лично отвечать за свои действия. В 2014 году правительством России была разработана концепция развития математического образования , цель которой – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. И девизом концепции стали слова одного из создателей этого документа: «Нет неспособных к математике детей». Все бы казалось хорошо и безоблачно, только возникает одно НО. Ни для кого не секрет, что в настоящее время снижается качество знаний обучающихся и падает интерес к математике.
Сразу возникает вопрос: «Что я могу сделать, чтобы на уроках математики не только было интересно, но и качество знаний обучающихся стало выше?».
Как ни странно сами дети подсказали ответ и путь выхода из сложившейся проблемы.
Это побудило меня к активному использованию на уроках математики ИКТ.
И вот уже 3,5 года работаю над методической темой «Использование ИКТ на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
Изначально в моем учительском арсенале были экран и проектор. К урокам я создавала презентации. Параллельно с этим научила детей создавать презентации. В последствии, это умение позволило ребятам участвовать и занимать призовые мета в конкурсах детских презентаций.
Следующим этапом в моей деятельности по развитию познавательной активности обучающихся на уроках математики стало появление интерактивной доски в 2015 году.
На интерактивной доске я демонстрирую слайд-шоу, воспроизвожу анимацию и видеоролики, могу выделить главное с помощью специальных инструментов, сохранить результаты урока и в последствии вернуться к этому материалу.
Большое количество встроенных инструментов интерактивной доски можно использовать именно на уроке математики: различные математические инструменты такие как, транспортир, циркуль, линейка, специальные программы для построения графиков и проведения экспериментов.
Интерактивная доска помогает мне решать проблему концентрации внимания – дети увлеченно следят за действиями, происходящими на доске. Им очень нравится выполнять и создавать интерактивные задания. Ребята не боятся ответить неправильно. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, улучшается понимание и запоминание материала, повышается мотивация к учению.
С помощью интерактивной доски во время урока я могу осуществлять работу в таких программах, как «Живая математик», «Живая геометрия», «Геогебра» и т.д.
Еще одним важным качеством интерактивной доски является выход в Интернет. Работа с сетью Интернет развивает и у ученика и у учителя уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
В зависимости от темы урока и целей использую образовательные ресурсы сети Интернет, где дети работают в онлайн-режиме.
- http://www.matematika-na.ru
- http://easyen.ru/load/math/5_klass/interaktivnyj_trenazhjor_po_matematike_10_5_klass
- http://onlinetestpad.com/ru/tests/math/5class
- http://math-test.ru/tests.php?cl
- http://matematestonline.narod.ru/testonline5.html
Одним из доступных, эффективных, самым понравившимся ребятам сервисом является LearningApps.org.
Чем заинтересовал этот сервис? В нем много разнообразных творческих упражнений, заданий, игр. Кроме того, как учителю, так и ученикам очень легко самостоятельно составить кроссворд, викторину, задания на классификацию, заполнение пропусков в тексте, и даже составить различные познавательные игры, например, «Кто хочет стать миллионером».
Инструментарий сервиса позволяет создать внутри системы учебные классы, приглашая в них своих учеников. Задания в LearningApps я даю на уроках и в качестве домашней работы. Дети с удовольствием откликаются на выполнение таких упражнений. При этом я могу проследить процент выполнения заданий.
Кроме интерактивной доски, на уроках я использую документ-камеру, которая дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно.
Документ – камеру чаще всего применяю на следующих этапах урока: при оперативном анализе контрольной или самостоятельной работе на примерах конкретных работ учеников, при проверке домашнего задания, решение задач по готовым чертежах на уроках геометрии.
Т. о., документ-камера является удобным и функциональным устройством, работа увлекает учеников, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию обучающихся к обучению.
В целях оказания помощи при подготовке к домашним заданиям и написанию контрольных работ (облегчения изучения математики) на своем персональном сайте создала отдельную страничку для своих учеников, состоящую из рубрик «Справочники», «Памятки», «Домашний репетитор».
Одним из важнейших направлений реформирования российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Одной из форм контроля является тестирование. На данный момент существует множество готовых бумажных тестов или тестов в сети Интернет. Но я каждый раз сталкиваюсь с тем, что не все задания подходят для определенной учебной ситуации. Поэтому в практику своей работы я ввела программу MyTest. Она легка и удобна в использовании. Программа позволяет работать с десятью типами заданий: (одиночный выбор, множественный выбор, установления порядка следования, установления соответствия, указания истинности и ложности утверждений, перестановка букв, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, заполнение пропусков.) Кроме того, MyTest состоит из трех модулей: модуль тестирования, модуль редактор теста и журнал тестирования. Очень удобно проводить компьютерное тестирование в классе с локальной сетью. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Я могу их оценить и проанализировать. Много тестов в данной программе создала сама.
Программа MyTest стала одной из любимых программ. Она позволяет мне выполнять сразу три функции: диагностическую (выявление знаний, умений и навыков учащегося), обучающую (мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала) и воспитательную (периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся). Считаю компьютерное тестирование – более справедливым методом, ведь оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, исключена субъективность.
Познавательную деятельность обучающихся развиваю и во внеурочной деятельности. С недавнего времени сама увлеклась и увлекла детей Сетевыми проектами. Ученики с удовольствием откликнулись на создание сетевых проектов «Для чего мне нужна математика», «Математика в профессиях моих родителей». В данный момент мы работаем над проектом «Числа правят миром». Эти проекты пока только на уровне школы. В ближайших планах моих учеников выйти на городской уровень.
Каких же результатов я добилась, используя ИКТ на уроках математики?
На 5 % повысилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности познавательных УУД.
Повысилось качество знаний
Сформированность познавательной активности к предмету «Математика» выражается в стремлении детей участвовать в конкурсах различного уровня.
Произошло увеличение как участников, так и победителей и призеров конкурсов различных уровней.
Конкурсы |
5 класс, 2015-2016 |
6 сентябрь-январь 2016-2107 |
||
Участники (количество) |
Победители и призеры (количество человек) |
Участники (количество) |
Победители и призеры (количество человек) |
|
Школьный уровень |
43 |
15 |
48 |
16 |
Муниципальный уровень |
5 |
2 |
7 |
Итоги не подведены |
Российский уровень |
13 |
2 |
25 |
5 |
Свой пед. опыт по данной теме обобщила на различных уровнях.
На этом я решила не останавливаться и заинтересовать детей, которые ориентируются в кибер-пространстве лучше, чем в собственном городе, которые общаются online с людьми из разных уголков мира и могут добыть любую информацию, интернет технологиями: продолжить работу по сетевым проектам, создать образовательные веб-квесты и организовать дистанционные курсы по внеурочной деятельности.
Т.о., включение обучающихся в использование различных ИКТ способствует развитию познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; способствует развитию навыков информационной деятельности.