Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у учащихся – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения.
Проблемы патриотического воспитания молодого поколения неразрывно связано с понятием патриотизма. Термин патриотизм происходит от лат. patria (Родина, Отечество). Из всех определений, которые встречались в литературе, следует выделить следующие характеристики патриотизма: любовь к Родине, гордость за её прошлое и настоящее, глубоко личностное, заинтересованное отношение к Отечеству и Родине; осознание долга перед Родиной; преданность и любовь к своему народу; стремление своими действиями служить интересам Родины и народа; любовь к своей культурной среде; уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через ряд этапов на пути своей зрелости, поднимаются до общегосударственного и патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Патриотизм - одно из средств формирования и воспитания личности, нельзя родиться патриотом - это чувство воспитывается в семье, стране, социуме в котором живет человек.
Рассматриваемая проблема продиктована признанием общественностью и значимостью в современной жизни, это подтверждается актуализацией аксиологической образовательной парадигмы, в рамках которой осуществляется поиск современного идеала национального воспитания.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами задачи направленные на реализацию развития личности обучающихся, одним из таких направлений является социально-коммуникативное, именно в нем реализуется приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «Современный национальный идеал -высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России понимающий судьбу Отечества как свою личную. И сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»
Процесс представления духовных ценностей через нравственные обозначения представлены в научных работах ученых Н.И.Лапина, Л.А.Микешиной. Накопленный наукой большой фактический материал позволил обратить взгляд на культурные традиции в обществе, рассмотреть значимость патриотического воспитания, которые приобретают черты устойчивости как исторически сложившиеся, традиционные. В этой связи важным является рассмотрение теории культурной традиции, предложенной Э.С. Маркаряном. В его интерпретации культурная традиция предстает как информационная характеристика культуры, которая отражает все сферы общественной жизни в той мере, в какой они несут в себе социально направленный опыт .Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования Л.В.Бурмистрова, В.К.Журавлева, С.Ф.Иванова, А.О.Сергеева, Т.В.Склярова, О.К.Ященко.
Чтобы человек чтил память предков, уважал Отчизну, чувствовал ответственность за свою Родину, семью, его надо таким воспитывать. Одними призывами любить свой город, свою Родину ничего не сделать, необходимы действия, а именно участие в проектах, которые направлены на духовно-нравственное воспитание, формируют у ребенка чувство любви к тому месту, где он живет, учится.
Ежегодно принимаются инициативные обязательства, направленные на социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны. Предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, включающие в себя решение материальных проблем (жилищные условия, социальные льготы и т.д.) и проблем в сфере здравоохранения. В настоящее время участники и инвалиды Великой Отечественной войны становятся символами гражданственности и патриотизма, на их примере воспитывают подрастающее поколение, их чествуют и оказывают поддержку. Необходимо поддерживать ветеранов не только ко дню Победы, но и каждый день, проявляя заботу и уважение к нашим героям. Необходимо наладить процесс общения ветеранов с подрастающим поколением, которое в данный момент ограничивается отдельно взятыми кратковременными акциями в образовательных учреждениях.Приходит поколение ребят, которое, к огромному сожалению, станет последним, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут года, и все больше людей станет забывать своих героев, подвиг каждого человека, которого коснулось страшное горе под названием война. Младшее поколение все чаще представляет себе события той ужасающей катастрофы целого народа, опираясь на современные художественные фильмы, где герой – крепкий и мужественный военный, не знающий поражений и страха. Но война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека,рассказать о мужественном подвиге ветеранов, о нелегкой участи, которая постигла их, значит отдать должное памяти своих героев. Развитие национального и патриотического самосознания нового поколения граждан страны необходимо в наше время. Если этот аспект будет учтен, то решение проблемы социокультурной поддержки ветеранов будет более эффективным и действенным. На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания чувства долга и уважения среди современных детей. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Поэтому необходимо наладить тесную связь между поколениями, как для передачи детям героического опыта ветеранов, так и для оказания морально-психологической поддержки героев нашей страны.
Выявленная проблема социально-культурного положения ветеранов войны в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне требует принятия органами государственной власти города решения о введении дополнительных мер поддержки ветеранов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общго образования.
3. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания/ И.З.Гликман// Народное образование. – 2010 -№5 -с.259-263.
4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.М.:Педагогика, 1991, с.158-160.
5. Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография. Екатеринбург, 2008.
6.Логинова.А.Нравственное воспитание подростков в художественно-эстетической деятельности: Программа //Искусство в школе-2009-№3, с 70-73.
7. Каменщикова Л.М Духовно-нравственные ценности русской семьи/Каменщикова Л.М. //Дополнительное образование и воспитание -2011-№3-с.56-58.
8. Лапин Н.И. Динамика ценностей реформируемой России М., 1996. 224.
9. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.:Мысль, 1983. 284.