Разработка занятия по внеурочной деятельности в рамках предпрофильной подготовки

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10


Система занятий по предпрофильной подготовке (цикл занятий для построения индивидуальной образовательной траектории ученика в рамках тьюторской деятельности)

Занятие №1

Название занятия: «Найди свой икигай».

Цель занятия – составление неограниченного списка интересов и способностей.

На входе: ничего.

На выходе (результат): неограниченный список интересов и способностей.

Количество участников: 15–30 человек (8-10 кл.).

Оснащение занятия, реквизит: информлисты (QR-code), наклейки, распечатки для детей.

Обоснование использования ИК-технологии: экономия времени, материалов, свободный режим работы учеников, возможность проанализировать материал после занятия самостоятельно.

План занятия

  1. Постановка цели. (10 минут)
  2. Распределение по группам. Информационный блок. (5 групп). (10 минут)
  3. Работа групп (вертушка). (25 минут)
  4. Знакомство с информлистом.
  5. Выбор из списка своих интересов и способностей.
  6. Заполнение распечаток.
  7. Подведение итогов. (5 минут)

Ход занятия

- Здравствуйте! Нам очень приятно вас видеть! На этом занятии мы, выполнив несколько упражнений, попробуем выяснить, что вам нравится больше всего и что лучше всего получается.

1. Постановка цели. Игра «Эпитафия»

Цель упражнения - повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы.

(Упражнение проводится в круге.)

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий рассказывает такую притчу:

Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года », или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Далее ведущий спрашивает у группы:

  • Что на Кавказе считать не умеют?
  • Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах?
  • А с каким смыслом?

Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.

Инструкция

Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время (например, в 2019 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 75 лет. Каждый должен по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими веселыми ребятами-суперменами).

В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главному герою, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему.

Ведущий называет первое событие, например: «Наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-.8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возможность назвать и второе событие.

Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.

Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно).
Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться участникам).

2. Информационный блок. Распределение по группам. (5 групп). (10 минут)

Японское понятие «икигай» довольно сложно однозначно перевести на русский язык, но примерно можно расшифровать как «то, что придает жизни смысл, то, что заставляет нас просыпаться каждое утро с радостью». Другими словами, икигай — это по-восточному изящное и компактное определение вашего главного интереса, того дела, которое приносит радость в вашу жизнь.

Для начала притча.

Однажды в маленьком японском городке умирала женщина. В какой-то момент она почувствовала, что ее душа покидает тело, возносится вверх и предстает перед духами предков.

Громкий голос спросил ее:

— Кто ты?

— Я жена мэра — ответила она.

— Я не спрашиваю, кто твой муж. Ответь мне, кто ты?

— Я мать четверых детей. Я учительница в школе.

— Разве я спросил, сколько у тебя детей или где ты работаешь?

И так продолжалось до тех пор, пока она не сказала: „Я та, кто просыпается каждый день для того, чтобы помогать своей семье и учить детей в школе". После этого она вернулась в свое тело и болезнь отступила. Она нашла свой икигай.

Послушайте высказывания тех людей, которые сумели добиться в своей жизни многого:

«Мы едва могли ждать утра, чтобы снова приступить к работе». — Уилбур Райт, изобретатель самолета.

«Делайте только то, что вы любите больше всего. Это обязательно приведет вас к успеху! Каждое утро я смотрел на себя в зеркало и спрашивал: Если бы сегодня был последний день моей жизни, хотел бы я заниматься тем, чем я занимаюсь сегодня? И если ответ в течение многих дней подряд был „нет", то мне нужно что-то менять». — Стив Джобс, руководитель Apple.

Именно интерес к жизни, желание немедленно приступить к своему делу и выполнить его самым лучшим образом дает людям ощущение собственной значимости, чувство удовлетворенности и смысл жизни. Тем людям, которые знают свой икигай, незнакомы депрессии, они сохраняют оптимистическое отношение к жизни и не подвержены деструктивным привычкам. Поэтому для каждого человека, который хочет прожить долгую и осмысленную жизнь, так важно найти для себя причину вставать по утрам.

Как найти свой икигай?

Открытие своего главного дела потребует от вас, возможно, значительного вложения времени и энергии. Вам придется принять осмысленное и важное решение, и очень жаль, что многие люди понимают его необходимость слишком поздно. Чем раньше вы начнете поиск своего икигай, тем скорее вы начнете ощущать спокойствие и удовлетворение от своей жизни. Вот некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам в поисках:

— Достижения. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь. Это может послужить хорошей отправной точкой для поиска своего икигай.

— Знания. В чем состоят ваши особые знания и навыки? В чем вы считаете себя специалистом? О чем вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?

— Ощущения. Работа в той области, в которой вы разбираетесь, является залогом карьерного успеха. Но если вы хотите обрести счастье, то надо заниматься тем, что любишь. Ваш икигай не слишком волнуют ваши деловые успехи, если они не подкреплены радостью в сердце. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь.

— Самооценка. Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, ученый, книгоиздатель, фермер? Возможно, именно ваша оценка своего будущего может стать той линзой, которая поможет сфокусировать все ваши усилия.

— Личность. На свете нет одинаковых людей, и разным личностям подходят совершенно разные виды работ. Зная свой тип личности, вы поймете, почему некоторые занятия приносят вам огромное удовольствие, а другие не трогают ни единой струны вашей души.

Можно воспользоваться для поиска икигай и специальной картой, которая показывает, что ваше главное дело расположено на пересечении того, что вам больше всего хочется и того, что лучше получается.

Финальное напутствие

«Ты должен найти то, что любишь. И найти свою любимую работу так же необходимо, как и своего любимого человека. Работа будет занимать очень большую часть твоей жизни и единственный способ получать настоящее удовлетворение от работы — это делать ее превосходно, осознавая это. А единственный способ делать свою работу превосходно — это любить ее. Если ты еще не нашел свое любимое дело, продолжай искать. Не прекращай поиски, пока не найдешь. Как и во всем остальном, к чему лежит сердце, ты сразу поймешь, что нашел то, что искал. И как в любых прекрасных взаимоотношениях, твоя увлеченность работой будет со временем только увеличиваться. Так что, ищи и не успокаивайся, пока не найдешь». ©Стив Джобс

3. Работа групп (вертушка). (25 минут)

Прочитайте содержание информлистов (QR-code). Выберите высказывания и распределите их по столбикам «Пробовал, получается» и «Хотел бы попробовать».

Содержание информлистов

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, геодезист, генетик, метеоролог, океанолог, фармацевт, провизор, биолог-исследователь, зооинженер, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, инженер-химик-технолог по переработке нефти и газа);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, почвовед, зоотехник, кинолог, флорист, инженер паркового хозяйства, мелиоратор);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы, эколог).

Профессии будущего: системный биотехнолог, архитектор живых систем, урбанист-эколог, биофармаколог, ГМО-агроном, сити-фермер, портовый эколог, космобиолог, космогеолог, экоаудитор, рециклинг-технолог, экопроповедник, парковый эколог, специалист по преодолению системных экологических катастроф.

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек- техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);
  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность.

Примеры профессий: слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, механик, монтажник, контролер, технолог.

Профессии будущего: оператор медицинских роботов, разработчик систем микрогенерации, специалист по локальным системам энергосбережения, наладчик-контролер энергосетей, оператор автоматизированных транспортных систем, инженер по безопасности, техник интермодальной транспортных узлов, проектировщик в разных областях, технолог рециклинга аппаратов, инженер- космодорожник, инженер роботизированных систем.

III. «Человек-знаковая система». Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы, формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Профессии будущего: ИТ-медик, клинический биоинформатик, оператор медицинских роботов, менеджер по модернизации систем энергогенерации, разработчик систем микрогенерации, системный инженер интеллектуальных энергосетей, оператор кросслогистики, системный инженер морской инфраструктуры, аналитик эксплуатационных данных, разработчик интеллектуальных систем управления, цифровой лингвист, экоаналитик, проектировщик робототехники.

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ». Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, фотограф, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Профессии будущего: архитектор живых систем, медоборудования, дизайнер интерфейсов, архитектор «энергонулевых» домов, архитектор трансмедийных продуктов.

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек». Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер, администратор);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Профессии будущего: биоэтик, клинический и генетический консультант, молекулярный диетолог, специалист по киберпротезированию, эксперт персонифицированной медицины, консультант по здоровой старости, сетевой врач, менеджер космотуризма, сетевой юрист, организатор интернет-сообществ, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, тайм-брокер, виртуальный адвокат, корпоративный антрополог, персональный бренд-менеджер, менеджер по кросс-культурной коммуникации, модератор различных платформ, ментор стартапов, игромастер, эксперт по «образу будущего» ребенка.

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Список интересов и способностей детей

«Человек-природа»

  1. Узнавать новое о растительном или животном мире.
  2. Наблюдать за животными.
  3. Рассматривать растения.
  4. Проводить эксперименты.
  5. Узнавать новое об охране природной среды, леса, животных.
  6. Изучать условия жизни растений.
  7. Изучать условия жизни животных.
  8. Следить за состоянием, развитием растений.
  9. Следить за состоянием животных.
  10. Выращивать растения.
  11. Ухаживать за животными.
  12. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
  13. Лечить животных.
  14. Выводить новые сорта растений.
  15. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  16. Делать лабораторные анализы в больнице.
  17. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
  18. Узнавать новое о заболеваниях растений или животных.
  19. Проводить профилактику заболеваний растений или животных.
  20. Наблюдать за изменением природных факторов.
  21. Могу работать в трудных погодных условиях.
  22. У меня хорошая зрительная память.
  23. Я наблюдательный.
  24. Я терпеливый и настойчивый.
  25. Могу работать вне коллектива.

«Человек-техника»

  1. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
  2. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
  3. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством.
  4. Ремонтировать вещи.
  5. Ремонтировать одежду.
  6. Ремонтировать технику.
  7. Ремонтировать жилище.
  8. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины,  дома и т.п.).
  9. Заниматься дизайном одежды.
  10. Создавать новые продукты питания.
  11. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
  12. Осуществлять монтаж зданий.
  13. Осуществлять сборку машин, приборов.
  14. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины).
  15. Строить здания.
  16. Мастерить предметы.
  17. Чинить предметы.
  18. Узнавать новое об устройствах механизмов, машин, приборов.
  19. Разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов.
  20. Монтаж и сборка технических устройств - из отдельных узлов, деталей.
  21. Собирать машины, механизмы, приборы.
  22. Проектировать, конструировать технические системы, устройства.
  23. Разрабатывать процессов изготовления технические объекты (машины, механизмы).
  24. Работать на станках.
  25. Управлять транспортом, автоматическими системами.
  26. Ремонтировать технические устройства (выявлять, распознавать неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтировать, регулировать, налаживать их).
  27. Умею быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
  28. Умею концентрировать внимание на деталях, звуках.

«Человек-художественный образ»

  1. Играть на сцене.
  2. принимать участие в концертах.
  3. Красить или расписывать помещение.
  4. украшать поверхность изделий.
  5. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).
  6. Оформлять выставки, витрины .
  7. Участвовать в подготовке пьес.
  8. Копировать рисунки, изображения.
  9. Настраивать музыкальные инструменты.
  10. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты).
  11. Рассматривать книжные иллюстрации, плакаты, художественные открытки.
  12. Рисовать картины.
  13. Сочинять музыку.
  14. Создавать художественные произведения (текст).
  15. Создавать одежду.
  16. Проектировать здания.
  17. Проектировать скульптуры.
  18. Придумывать танец.
  19. Изготавливать различные изделия по образцу.
  20. Радовать людей своим творчеством.
  21. Замечать необычное в природных явлениях, в людях.
  22. Хорошая зрительная память.

«Человек-человек»

  1. Легко знакомиться с новыми людьми.
  2. Заниматься с детьми, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то.
  3. Убеждать людей.
  4. Помогать незнакомым людям.
  5. Улаживать разногласия между людьми.
  6. Анализировать поведение окружающих и свое собственное.
  7. Понимать намерения и настроение других людей.
  8. Разбираться во взаимоотношениях людей.
  9. Организовывать взаимодействие людей .
  10. Мысленно ставить себя на место другого человека.
  11. Слушать, учитывать мнение другого человека.
  12. Владеть яркой, эмоциональной речью, мимикой, жестами.
  13. Находить общий язык с разными людьми.
  14. Быть аккуратным, пунктуальным, собранным.
  15. Знать основы психологии людей.
  16. Организовать праздники.
  17. Организовать туристические походы.
  18. Организовать экскурсии.
  19. Работать с нормативными документами, цифровыми носителями.
  20. Работать с мультимедийным оборудованием.
  21. Понимать людей с ограниченными возможностями здоровья и иметь желание им помочь и поддержать.
  22. Толерантно относиться к людям разных вероисповедований, рассовых принадлежностей.
  23. Терпимо относиться к людям с разной социальной ответственностью.
  24. Ставить интересы других людей выше своих.
  25. Уступить в конфликтной ситуации.
  26. Работать с ненормированным графиком.
  27. Взять ответственность на себя в трудной ситуации.
  28. Обладать стрессоустойчивостью.

«Человек-знаковая система»

  1. Выполнять рассчеты с основными арифметическими действиями.
  2. Решать задачи («время, скорость, расстояние»).
  3. Чертить на плоскости основные фигуры.
  4. Решать логические задачи.
  5. Составлять таблицу истинности.
  6. Читать схемы, графики, чертежи.
  7. Оформлять данные в виде таблицы.
  8. Выполнять анализ таблиц.
  9. Использовать формулы для рассчетов.
  10. Читать топографическую карту местности.
  11. Владеть приемами смыслового чтения.
  12. Устанавливать причинно-следственные связи.
  13. Объяснить причины того или иного явления.
  14. Составить простейшую классификацию.
  15. Составить иерархию задач.
  16. Способен к программированию.
  17. Использую компьютерную технику для решения задач.
  18. Активный пользователь интернета.
  19. Умею осуществлять поисковые запросы к определенному заданию.
  20. Составлять сложные документы.
  21. Составлять деловую презентацию.
  22. Владеть элементами кодирования и декодирования информации.
  23. Уверенный пользователь ПК (знаю особенности любой прикладной программы).
  24. Решать олимпиадные задания.
  25. Вызывают интерес новые знания в предмете.
  26. Выполнять задания кропотливо, идя до конца в решении задач.
  27. Делать мало ошибок в письменных работах.
  28. Разгадывать легко головоломки, ребусы.
  29. Подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме.
  30. Быстро усваивать ранее незнакомые или иностранные слова.
  31. Различать звуковые сигналы.
  32. Хорошая оперативная и механическая память.

4. Подведение итогов