В концепции модернизации педагогического образования отмечено, что «ведущая роль в содействии развитию личности по-прежнему принадлежит педагогу. Именно он, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в мир культуры, социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации. Он принимает непосредственное участие в процессе формирования у молодого человека «Я-концепции», образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, природе и обществу, бытию в целом». Необходимо отметить, что формирование педагогом у ребенка системы ценностей возможно через систему ценностей самого педагога, через сформированные ценности профессиональной педагогической деятельности. Изучение ценностей педагогической деятельности в настоящее время является актуальным еще и потому, что ценностные ориентиры деятельности педагога выражаются в образовательных результатах деятельности учащихся.
На сегодняшний момент, нет ни одной из гуманитарных отраслей знания, которая бы не оперировала понятием ценности или близкими к нему по смыслу категориями — цели, оценки, значение, значимости. Понятие «ценность» прочно вошло в философскую лексику во второй половине XIX века, способствуя все более возрастающему интересу к данной дефиниции и появлению самостоятельной отрасли философского знания — аксиологии. Центральная категория аксиологии — ценность — стала полисемантическим феноменом, вобравшим в себя возможности понимания основных человеческих качеств и добродетелей, феноменов интерсубьективного (идеальной формы бытия коллективного человеческого опыта), явлений субъективного психического мира, объективных социально-институциональных структур и т. п. Из аксиологии понятие «ценность» очень быстро вошло в обращение в публицистику, политику, стало легкодоступным в обыденном сознании. [7]
Изучением педагогических ценностей занимались такие ученые как: А.А.Коростылева, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Дж.Хазард, Е.Н.Шиянов, И.Ф.Исаев, Н.Ю.Гузева, С.Г.Вершловский.
Ценность – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества [8].
В.А.Сластенин и Г.И.Чижакова исходят из того, что педагогические ценности являются образцами ориентации сознания и поведения личности и выделяют доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие ценности. Стоит отметить, что во многом этот подход нашел свое отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков).
И.Ф.Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей педагога:
− ценности-цели – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности педагога;
− ценности-средства – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности;
− ценности-отношения – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности;
− ценности-знания – ценности, раскрывающие значение и смысл психологопедагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности;
− ценности-качества – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способности к творчеству, способности проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия [4].
Заметный шаг в разработке проблемы ценностей педагогической деятельности сделан Е.Н.Шияновым. Под ценностями педагогической деятельности он подразумевает средства, которые позволяют педагогу удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии педагога, он выявил следующие виды ценностей: ценности, связанные с утверждением личности в обществе, ближайшей социальной среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением, и утилитарно-прагматические ценности [5].
С точки зрения А.А.Коростылевой, личностный потенциал педагога можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: свобода выбора и действий в рамках педагогической сообразности; профессиональная ответственность и смысловой потенциал как совокупность личных и профессиональных ценностей и смыслов. Здесь сделан акцент на педагога как носителя определенных смысловых конструктов и субъекта их развития [2].
Н.Ю.Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:
1) ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности:
- «свобода» в педагогическом процессе;
- постоянное общение с людьми;
- подробно расписанный трудовой процесс;
- гуманистический характер профессии;
- постоянное самосовершенствование;
- знание своего предмета;
- уважение и благодарность людей;
- творческий характер труда;
2) ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя:
- наличие перспективы профессионального роста;
- продолжение семейных традиций;
- соответствие профессии склонностям, интересам;
- желание быть в центре внимания людей;
3) ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности:
- возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их;
- любовь – взаимоотношение учителя и ученика;
- возможность передать свое мастерство, знания [3].
С.Г.Вершловский и Дж.Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:
1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;
2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;
3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.
Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей [6].
Таким образом, можно сказать, что под ценностями педагогической деятельности подразумевают ценности самого педагога, педагогического коллектива, a также общепринятых ценностей человека, выступающих ориентирами в профессиональной деятельности. Можно сделать вывод что, педагог – ключевая фигура образовательного процесса, и от него зависят ценностные ориентации детей. В настоящее время очень важно, чтобы педагог правильно выделил систему педагогических ценностей, потому что они играют важную роль в формировании личности педагога, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают интересы и поведение присуще ему установки и мотивацию в сфере педагогической деятельности.
Список литературы
- Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 257-259.
- Винокурова А.Л., Коростылева Л.А. Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008. №2.
- Гузеева Н.Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях колледжа Дис.канд. пед. наук Оренбург, 1998. с.166.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
- Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. №2.
- Катричева Т.Ю. Проблема классификации педагогических ценностей // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 119-120.
- Рыкова Л.Х. Интерпретации ценности в современной философии // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 521-524.
- Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова. – М.: ИЦ «Академия, 2003. – 192 с.