Цели:
- Объяснить, что такое счастье и смысл жизни.
- Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).
- Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.
Формирование познавательных УУД:
- Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).
- Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
- Строить речевое высказывание в устной форме.
- Понимать информацию, представленную в неявном виде.
- Интерпретировать и обобщать информацию.
Формирование регулятиных УУД:
- Определять цель деятельности на уроке.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формирование коммуникативных УУД:
- Слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Личностные результаты:
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
- Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
Оборудование: фотографии детей класса и их близких в счастливые моменты жизни.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
- У вас было домашнее задание: узнать существует ли в мире памятник доброте?
(Заслушиваются выступления детей, просматриваются фотографии памятника, найденные ребятами)
(Слайд №1)
2. Актуализация знаний
- Соедините линиями каждое понятие с его определением
Мораль Нравственность Культура Этика Счастье |
Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении. Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми. Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой. (Слайд №2) |
– Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением.
– Какое понятие осталось без определения? (Счастье.)
– Можете ли вы дать ему своё определение?
(Выслушиваются ответы и размышления учащихся, но не оцениваются.)
3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
А) Работа с текстом до чтения.
(Слайд №3)
- Рассмотрите иллюстрацию на с.30. Какие чувства испытывает мальчик?
(Радость, восторг, счастье)
- А почему? Какой момент изобразил художник?
(Победу мальчика в соревнованиях по бегу)
- Просмотрите текст на с.30 и приготовьтесь прочитать его по ролям.
Б) Работа с текстом после чтения.
- О чем спорили дети? (Для чего люди занимаются разными делами.)
- Почему Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку?
(Мальчики играли для удовольствия, а Анюта читала, потому что так было нужно, из чувства долга.)
- Что бы вы ответили Рустаму на его слова: « Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»?
- Над каким вопросом задумались ребята?
(Слайд №4)
- Давайте сравним ваш вопрос с авторским. (с.75)
4. Решение проблемы, открытие новых знаний
- Давайте посмотрим на наши фотографии. Вспомните эти счастливые минуты, свои чувства и переживания в те моменты и расскажите нам о них.
(Слайд № 5-12)
Работа с текстом «Счастье – это когда…» до чтения
- Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье - это когда у тебя в руках любимая книга»?
(Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли над этим).
- Давайте посмотрим, что об этом сказано в тексте.
Идет комментированное чтение текста.
Работа с текстом «Счастье – это когда…» после чтения. (Слайд № 13)
- Как вы думаете, счастье- это краткий момент или длительное состояние?
- Можете еще раз обратиться к тексту, в нем есть подсказка.
(В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)
- Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.
(Слайд №14)
- А как это объясняется в тексте?
- Почему человек очень радуется, если добился того, о чем мечтал?
(Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)
- Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.
- Как вы думаете, с какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других?
5. Выражение решения проблемы
(Слайд № 15)
- Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живет? А спрашивали ли вы об этом своих родителей, друзей?
- Рассмотрите рисунки. Можно ли по ним объяснить смысл жизни этих персонажей?
(Слайд № 16)
- Прочитав текст «Ради чего живет человек» мы узнаем еще одну точку зрения на этот вопрос.
(чтение текста на с.32)
- Как вы понимаете значение выражения « смысл жизни»?
- Давайте вспомним основной вопрос урока.
(Слайд №17)
(Ради чего человек совершает те или иные поступки?)
- Какой вывод можно сделать?
(Человек живет, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты.)
- Давайте сравним свой вывод с авторским.
6. Выполнение продуктивных заданий по теме
Работа с высказываниями. (Слайд № 18)
- Скажите, кто бы мог произнести такие слова:
«Для меня счастье, когда ребенок здоров!» (Мама, детский доктор.)
«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)
«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А.Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)
«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)
«Я счастливая, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)
Работа со стихами.
- Давайте прочитаем стихи и подумаем, какие обстоятельства привели героев к состоянию счастья.
(Слайд №19-20)
Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем!
(С.Михалков)
(Дружба, позитивное общение)
Он весел и счастлив
От пят до макушки
Ему удалось убежать от лягушки.
(Л.Квитко «Веселый жук».)
(Счастье от осознания спасения своей жизни)
Работа в парах.
- Расскажите друг другу в парах, что вы думаете о смысле жизни, можете привести примеры литературных героев, чьи мечты и стремления вам наиболее близки.
8. Итог урока. Рефлексия
Блиц-опрос, обобщение.
- Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания.
(Слайд № 21-22)
- «Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)
- «Девочка хочет получить пятерку за урок. Это какая цель?» (Близкая)
- «Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далекая)
- «Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)
- «Ученый работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)
- «Главная цель, ради которой человек готов действовать. Развиваться, улучшать самого себя?» (Смысл жизни.)
Рефлексия.
(Слайд №23)
- «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», - писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об этом?
- Какие выводы вы сделали в ходе урока?
- Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы сегодня читали? Заставляют ли они о чем-то задуматься?
9. Домашнее задание
- Выберите один из вариантов домашнего задания на с.33 или составьте свое по теме урока.
(Слайд №24)