Конспект урока по ОРКСЭ "Счастье и смысл жизни". Модуль "Светская этика"

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: смысл жизни, светская этика


Цели:

  • Объяснить, что такое счастье и смысл жизни.
  • Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).
  • Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Формирование  познавательных УУД:

  • Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).
  • Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Понимать информацию, представленную в неявном виде.
  • Интерпретировать и обобщать информацию.

Формирование  регулятиных  УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формирование  коммуникативных УУД:

  • Слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Личностные  результаты:

  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле  своих и чужих поступков.
  • Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Оборудование: фотографии детей класса и их близких в счастливые моменты жизни.    

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

- У вас было домашнее задание: узнать существует ли в мире памятник доброте?

(Заслушиваются выступления детей, просматриваются фотографии памятника, найденные ребятами)

(Слайд №1)

2. Актуализация знаний

- Соедините  линиями каждое понятие с его определением

Мораль

Нравственность

Культура

Этика

Счастье

Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.

Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми.

Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой.

(Слайд №2)

– Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением.

– Какое понятие осталось без определения? (Счастье.)

– Можете ли вы дать ему своё определение?

(Выслушиваются ответы  и размышления учащихся, но не оцениваются.)

3. Создание проблемной ситуации, формулирование  проблемы

А) Работа с текстом до чтения.

(Слайд №3)

- Рассмотрите иллюстрацию на с.30. Какие чувства испытывает мальчик?

(Радость, восторг, счастье)

- А почему? Какой момент изобразил художник?

(Победу мальчика в соревнованиях по бегу)

- Просмотрите текст на с.30 и приготовьтесь прочитать его по ролям.

Б) Работа с текстом после чтения.

- О чем спорили дети? (Для чего люди занимаются разными делами.)

- Почему Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и  пошла читать книжку?

(Мальчики играли для удовольствия, а Анюта читала, потому что так было нужно, из чувства долга.)

- Что бы вы ответили Рустаму на его слова: « Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»?

- Над каким вопросом задумались ребята?

(Слайд №4)

- Давайте сравним ваш вопрос с авторским. (с.75)

4. Решение проблемы, открытие новых знаний

- Давайте посмотрим на наши фотографии. Вспомните эти счастливые минуты, свои чувства и переживания в те моменты и расскажите нам о них.

(Слайд № 5-12)

Работа с текстом «Счастье – это когда…» до чтения

- Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье - это когда у тебя в руках любимая книга»?

(Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли  над этим).

- Давайте посмотрим, что об этом сказано в тексте.

Идет комментированное чтение текста.

Работа с текстом «Счастье – это когда…» после  чтения. (Слайд № 13)

- Как вы думаете, счастье- это краткий момент или длительное состояние?

- Можете еще раз обратиться к тексту, в нем есть подсказка.

(В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)

- Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

 (Слайд №14)

- А как  это объясняется в тексте?

- Почему человек очень радуется, если добился того, о чем мечтал?

(Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

- Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

- Как вы думаете, с какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других?

5. Выражение решения проблемы

(Слайд № 15)

- Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живет? А спрашивали ли вы об этом своих родителей, друзей?

- Рассмотрите рисунки. Можно ли по ним объяснить смысл жизни этих персонажей?

(Слайд № 16)

- Прочитав текст «Ради чего живет человек» мы узнаем еще одну точку зрения на этот вопрос.

(чтение текста на с.32)

- Как вы понимаете значение выражения « смысл жизни»?

- Давайте вспомним основной вопрос урока.

(Слайд №17)

(Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

- Какой вывод можно сделать?

(Человек живет, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты.)

- Давайте сравним свой вывод с авторским.

6. Выполнение продуктивных заданий по теме

Работа с высказываниями. (Слайд № 18)

- Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребенок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А.Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастливая, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

Работа со стихами.

- Давайте прочитаем стихи и подумаем, какие обстоятельства привели героев к состоянию счастья.

(Слайд №19-20)

Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем!
(С.Михалков)

(Дружба, позитивное общение)

Он весел и счастлив
От пят до макушки
Ему  удалось убежать от лягушки.
(Л.Квитко «Веселый жук».)

(Счастье от осознания спасения своей жизни)

Работа в парах.

- Расскажите друг другу в парах, что вы думаете о смысле жизни, можете привести примеры литературных героев, чьи мечты и стремления вам наиболее близки.

8. Итог урока. Рефлексия

Блиц-опрос, обобщение.

- Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания.

(Слайд № 21-22)

  • «Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)
  • «Девочка хочет получить пятерку за урок. Это какая цель?» (Близкая)
  • «Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далекая)
  • «Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)
  • «Ученый работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)
  • «Главная цель, ради которой человек готов действовать. Развиваться, улучшать самого себя?»  (Смысл жизни.)

Рефлексия.

(Слайд №23)

- «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», - писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об  этом?

- Какие выводы вы сделали в ходе урока?

- Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы сегодня читали? Заставляют ли они о чем-то задуматься?

9. Домашнее задание

- Выберите один из вариантов домашнего задания на с.33 или составьте свое по теме урока.

(Слайд №24)