Качество образования – главный показатель работы образовательного учреждения. Он напрямую зависит от состояния здоровья ребенка, которое, в последнее время все больше, вызывает тревогу у родителей, врачей и учителей. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности разрознена, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников.
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здорового образа жизни.
Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении здоровья.
Образовательные учреждения изыскивают различные возможности для создания условий сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разрабатываются и внедряются программы (реализуемые по инициативе отдельных энтузиастов), в основу которых положены здоровьесберегающие технологии, и которые пока не стали массовыми. Однако работа по здоровьесбережению осложняется из-за отсутствия в школе специалиста – координатора по здоровью. Каждая школа, заинтересованная в разработке и внедрении инновационной здоровьесберегающей программы, должна назначить ответственного специалиста по координации деятельности. Как правило, стратегические проекты в инновационных школах возглавляет директор, поэтому здесь речь идет о том, чтобы у руководителя был помощник, наделенный знаниями, полномочиями, компетенцией и авторитетом. Назрела необходимость появления такого специалиста. Данный специалист должен знать: теоретические основы анатомии, физиологии, психологии, педагогики, здоровья и здорового образа жизни; уметь: организовать в образовательном учреждении команду и систематическую работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, оценить здоровьесберегающий потенциал ОУ, разработать программу работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию (с учетом условий, возможностей и особенностей ОУ), осуществлять взаимодействие со школьной медицинской службой и детской поликлиникой, поддерживать тесные связи с родительским комитетом, попечительским советом, родителями.
Нам представляется, что школьным координатором по здоровью может быть, прежде всего, учитель физической культуры (т.к. его базовое образование включает в себя обязательное изучение курса анатомии, физиологии, гигиены, основ лечебной физической культуры, массажа), а так же учителя биологии, психологии, соцпедагог, медицинская сестра с высшим образованием. Опыт показывает, что это чаще всего энтузиасты, которые не ждут указаний сверху, а видят проблему изнутри и пытаются что-либо изменить. Но чаще всего им не хватает знаний и поддержки администрации, коллег.
К сожалению, штатное расписание (хочется надеяться, что это временно) не предусматривает такую единицу, как школьный координатор по здоровью, поэтому было бы не плохо администрации образовательного учреждения изыскать возможность материального поощрения данного работника.
Цель: организация системной работы в образовательном учреждении по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников (или организация деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников).
Задачи:
- оценить здоровьесберегающий потенциал ОУ;
- разработать и внедрить общешкольную программу сохранения и укрепления здоровья обучающихся и сотрудников;
- скоординировать работу всего педагогического коллектива для реализации программы;
- организовать взаимодействие ОУ с методистами и преподавателями учебных учреждений города, школьной медицинской службой, городских и районных детских поликлиник, с работниками физкультурного диспансера.
Компетенции (функциональные возможности) координатора по здоровью:
- консультировать сотрудников школы и других участников проекта при планировании на различные временные периоды (месяц, полугодие, год);
- формировать единое информационное поле в школе, содействовать соблюдению преемственности программы по вертикали - от класса к классу;
- организовывать заседания школьного совета по охране здоровья с привлечением учителей, учеников, родителей;
- помогать учителям в учебно-тематическом планировании, в интеграции проблем здоровья в контексты учебных предметов;
- развивать и внедрять неаудиторные технологии обучения здоровью, искать ресурсы за пределами школы для этих целей;
- организовывать социологические опросы среди участников проекта, учителей, учеников, родителей;
- анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по ее корректировке, изменениям;
- организовывать работу по оптимизации школьной среды, ее санитарно-гигиенических, эстетических и психологических особенностей;
- осуществлять взаимодействие со школьной медицинской службой, детской поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам (прививки, флюорография, диспансеризация, профилактика травматизма и т.д.);
- организовывать массовые акции в целях привлечения внимания к проблеме, такие, например, как «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и т.д.