Урок физики по теме "Колебательное движение". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9

Ключевые слова: колебательное движение


Тема урока

Колебательное движение

Цели обучения

9.2.5.1 – приводить примеры свободных и вынужденных колебаний;
9.2.5.2 – экспериментально находить амплитуду, период, частоту;
9.2.5.3 – рассчитывать период, циклическую частоту, фазу по формуле

Цели урока

Все учащиеся смогут:

  • приводить примеры свободных и вынужденных колебаний;
  • экспериментально находить амплитуду, период, частоту;
  • рассчитывать по формуле период, частоту, фазу колебаний.

Большинство учащихся будут уметь:

  • решать задачи с помощью графиков колебательного движения.

Некоторые учащиеся смогут:

  • строить график колебательного движения

Критерии оценивания

  • приводят примеры свободных и вынужденных колебаний;
  • экспериментально находят амплитуду, период, частоту;
  • рассчитывают по формуле период, частоту, фазу колебаний;
  • решают задачи с помощью графиков колебательного движения;
  • строят график колебательного движения.

Языковые цели

Ключевые слова и фразы:

Вынужденные колебания, свободные колебания, пружинный и математический маятники, амплитуда, период, частота, циклическая частота, фаза.

Полезные выражения для диалогов и письма:

  • Я думаю, что...
  • На мой взгляд (По моему мнению) …
  • Я знаю, что ...
  • Я уверен, что ...

Привитие ценностей

  • Развивать ответственность и самостоятельность в обучениипосредством умения организовать свою работу;
  • Развивать сотрудничество через стремление к согласованной работе с людьми для достижения общих целей.

Межпредметные связи

  • Математика – нахождение неизвестной величины, нахождение значения тригонометрической функции.

Предварительные знания

Механическое движение – физика 7 класс.
Время движения, единицы измерения времени – математика 4 класс.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

I. Оргмомент.
(2 мин)

Приветствие. Психологический настрой. Для создания психологической атмосферы проводится игра «Комплимент»

 

II. Этап актуализации знаний
(3 мин)

Проблемная ситуация.

Проводится физминутка:

1 движение - наклоны корпусом вправо-влево

2 движение - наклоны корпусом вперед-назад

3 движение -движение руками вверх-вниз.

Ребята, что общего в выполненных вами движениях?

Ученики помогают учителю сформулировать  тему урока.

ФО: Устная поддержка учителя

Музыкальное сопровождение

III. Этап усвоения новых знаний
(15 мин)

Мозаика «ДжигСо»

Класс делится на группы, вытягивая карточку определенного цвета с номерами от 1 до 7.

Каждой команде дается текст по теории колебательного движения. (Приложение 1)

Задание 1.

В течение 5 минут команды разбирают и готовят к объяснению другим командам свой материал. Затем по одному человеку из каждой команды объединяются в новые команды. И обмениваются полученной информацией.

Задание 2

Составляют кластер «Фоторобот колебательного движения» и представляют у доски

ФО: «Две звезды и одно пожелание»

Листы с теорией
Кластеры
Маркеры
Тело на нити
Штатив
Часы

IV. Этап закрепления новой темы. Решение задач
(15 мин)

Команды получают листы с разноуровневыми задачами. (Приложение 2)

Учащиеся совместно решают задачи, а затем сравнивают с правильным решение со слайда для самооценивания.

Задача 1. Шарик на нити совершил 90 колебаний за 3 мин. Определите период и частоту колебаний шарика.

Задача 2. Частота колебаний крыльев воробья в полете в среднем 5 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает воробей за 50 с.

Задача 3. Экспериментальная задача. С помощью тела на нити (шарик), закрепленного на штативе, рассчитывают амплитуду, период, частоту.

Задача 4. На рисунке изображен график зависимости координаты от времени колеблющегося тела. По графику определите:

  1. амплитуду колебаний тела;
  2. период колебаний тела;
  3. частоту колебаний.

Дескрипторы:

  • Записывают величину и единицы измерения в системе СИ
  • Используют формулу для расчета периода колебаний.
  • Используют формулу для расчета частоты колебаний.
  • Экспериментально находят амплитуду, период, частоту
  • Использует график зависимости координаты от времени для решения задачи.

ФО: самооценивание

Карточки с задачами
Тело на нити
Штатив
Часы
Слайды с правильными решениями
Листы самооценивания

V. Итог урока.
(3 мин)

Рефлексия.

Стратегия «Телеграмма».  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по команде и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

ФО: «Три лица»

Стикеры
Смайлики
Бланк телеграммы

VI. Домашнее задание
(2 мин)

Учитель объясняет особенности выполнения домашней работы - из предложенных уровней сложности задач А, В, С решить задачи не менее одного уровня. (Приложение 3)

Учащиеся записывают домашнее задание.

Листы с задачами

 


Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

  1. Дифференциация по целям.
  2. Группирование (по цветным карточкам)
  3. Диалог и поддержка.
  4. Темп работы группы.
  5. Разноуровневые задания.
  6. Оценивание согласно критериям
  • ФО: устная поддержка учителя
  • ФО: «Две звезды и одно пожелание»
  • ФО: самооценивание
  • ФО: «Три лица»

Использование активных видов деятельности
Физминутка

Приложения