Формирование ключевых математических компетенций у младших школьников

Разделы: Математика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: компетенции


Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного образования.

Готовясь к очередному уроку, каждый из нас задает вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимыми ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?

Нужно убедиться, что разработанный урок в полной мере отражает компетентностный подход, т.е. то, что дети делают значимое для них, востребовано ли в современном обществе. Где и в чем выражается применение их опыта?

Компетенция - это набор знакомых ЗУНов, способ деятельности, по определенному кругу предметов. (Слайд)

Компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. (Слайд)

Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширить границы своих знаний и совершенствовать их. (Слайд)

Это человек умеет извлекать пользу из опыта работы, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением.

В формировании компетенций на уроках математики (ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социальная и др.) огромную задачу решают ключевые слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. (Слайд)

Что значит искать: опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию. (Слайд)

Думать: устанавливать взаимосвязь м/д прошлым и настоящим, уметь противостоять неуверенности и сложности, вырабатывать своё собственное мнение.

Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, выполнять взятые на себя обязанности.

Приниматься за дело: включаться в работу, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу.

Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

В настоящее время мы не можем добиваться результата сводимого к простой комбинации сведений и навыков. Необходимо учить добыванию и применению знаний в условиях реальной деятельности, решению « жизненных» задач.

Так как «жизненная» задача – это сложная составная модель, то одним из важнейших умений является владение ключевыми компетенциями.

Задачи формирования компетенций. (Слайд)

  • учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению
  • учить добывать нужную информацию (учебники, словари, СМИ), передавать её
  • совершенствовать навыки работы в команде (учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение)
  • прививать навыки самостоятельной (творческой) работы
  • учить грамотно использовать в речи математические термины.
  • учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях
  • прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

К какому результату мы придём, если будем из урока в урок развивать ключевые математические компетенции?

Результативность. (Слайд)

  • дети используют знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • дети усваивают коммуникативный, аналитический, практический, творческий типы деятельности;
  • ученики овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности;
  • у детей формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться;
  • измениться поведение детей в коллективе, они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают своё собственное;

Всё это связано с ситуацией успеха. Наша обязанность создать на уроках такую ситуацию. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремить к нему. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенных в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способным к высказыванию собственного мнения. А если у ребёнка нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность, уважение к чужому мнению. С такими детьми интересно и хочется работать.

В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций:

  1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
  3. Учите детей учиться.
  4. Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно.
  5. Учите детей думать и действовать самостоятельно.
  6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами.
  7. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  8. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
  9. Учите так, чтобы ученик понял, что знания для него являются жизненной необходимостью

Презентация