Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного образования.
Готовясь к очередному уроку, каждый из нас задает вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимыми ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Нужно убедиться, что разработанный урок в полной мере отражает компетентностный подход, т.е. то, что дети делают значимое для них, востребовано ли в современном обществе. Где и в чем выражается применение их опыта?
Компетенция - это набор знакомых ЗУНов, способ деятельности, по определенному кругу предметов. (Слайд)
Компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. (Слайд)
Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширить границы своих знаний и совершенствовать их. (Слайд)
Это человек умеет извлекать пользу из опыта работы, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением.
В формировании компетенций на уроках математики (ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социальная и др.) огромную задачу решают ключевые слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. (Слайд)
Что значит искать: опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию. (Слайд)
Думать: устанавливать взаимосвязь м/д прошлым и настоящим, уметь противостоять неуверенности и сложности, вырабатывать своё собственное мнение.
Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, выполнять взятые на себя обязанности.
Приниматься за дело: включаться в работу, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу.
Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
В настоящее время мы не можем добиваться результата сводимого к простой комбинации сведений и навыков. Необходимо учить добыванию и применению знаний в условиях реальной деятельности, решению « жизненных» задач.
Так как «жизненная» задача – это сложная составная модель, то одним из важнейших умений является владение ключевыми компетенциями.
Задачи формирования компетенций. (Слайд)
- учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению
- учить добывать нужную информацию (учебники, словари, СМИ), передавать её
- совершенствовать навыки работы в команде (учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение)
- прививать навыки самостоятельной (творческой) работы
- учить грамотно использовать в речи математические термины.
- учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях
- прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
К какому результату мы придём, если будем из урока в урок развивать ключевые математические компетенции?
Результативность. (Слайд)
- дети используют знания, умения и навыки в практической деятельности;
- дети усваивают коммуникативный, аналитический, практический, творческий типы деятельности;
- ученики овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности;
- у детей формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться;
- измениться поведение детей в коллективе, они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают своё собственное;
Всё это связано с ситуацией успеха. Наша обязанность создать на уроках такую ситуацию. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремить к нему. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенных в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способным к высказыванию собственного мнения. А если у ребёнка нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность, уважение к чужому мнению. С такими детьми интересно и хочется работать.
В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций:
- Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
- Учите детей учиться.
- Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно.
- Учите детей думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
- Учите так, чтобы ученик понял, что знания для него являются жизненной необходимостью