Понятие «дети войны» довольно объёмное. По официальной информации Минтруда и социальной защиты России в настоящее время проживает около 10 миллионов человек, рожденных с 1927 по 1945 год. Эти люди с малолетства знакомы с тяготами холода, голода и одиночества. В первую очередь следует отметить тех, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую, прошедшие через все ужасы бесправия, унижения и страха. Людей, чьё детство выпало на военные годы, остаётся всё меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок их мужества и стойкости. Используя при этом как прямую работу с детьми войны, так и дистанционную с последующим созданием сборников, видеороликов, презентаций и т.д.
Во время Великой Отечественной войны против оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок, но в тылу трудилась такая же. Это те, кто не соприкоснулся напрямую с боевыми действиями, но посильным трудом внёс лепту в нашу общую Победу. Их детство поглотила война, юность - послевоенная разруха и голод. Они рано повзрослели. Обо всём этом говорится в воспоминаниях тастубинцев, собранных краеведами школы и хранящихся в архивах школьного музея.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 г. в Тастубе люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному. Девчонки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Никто и не подозревал, что всё это перечеркнёт война.
Мерзлякова Таисья Михайловна рассказывала: «К началу войны было ей всего 8 лет. Только-только перешла во второй класс, а тут война. Папу забрали на фронт. И вся тяжесть тыловой жизни легла на плечи женщин, стариков и детей. С другими ребятишками помогала взрослым: в полях пололи, сенокосили, сплавляли лес по реке. Делали всё, что могли».
Для Водолеевой Марии Васильевны война началась в 12 лет, в пионерские её годы. Мужчины уходили на фронт. Мы - подростки, остались единственной подмогой матерям. Работали в полях, на фермах, в колхозе, в лесу, собирали лекарственные растения. Для удобрений собирали золу. Заработанные личные средства отправляли в общий сбор для производства танков и самолётов. В свободное время вязали тёплые вещи, писали письма, отсылая в посылках на фронт. Помогали семьям фронтовиков.
Ившиной (Чернецовой) Римме Николаевне было 6 лет. В первый класс пошла в 1942 г., не было ни тетрадей (писали на старых книжках), ни чернил (разводили сажу, а красные чернила выжимали из свёклы), ни учебников (один на всех), не говоря уж о красках и цветных карандашах - их совсем не видели. Помогала маме и колхозу, чем могла.
Из воспоминаний Поповой (Чернецовой) Тамара Николаевна (преподаватель истории из Челябинска): «Мы учились, но после уроков приходилось копать картошку, рвать лен. А в минуты отдыха мы просили учительницу: «Расскажите!» И Рика Львовна рассказывала, а мы голодные, грязные, усталые были в мыслях с героями ее рассказов: болели муками Риголетто, «Аиды», героями «Травиаты», жалели Квазимодо и Трубадура. Перед нами проходила другая жизнь, чужие радости и боли. Мы становились в воображении соучастниками сказочных событий, что нам помогало выжить».
Антонида Ивановна (Кузнецова) Серебренникова рассказывала, что ей в 6 лет, пришлось взять на себя не только заботу о младших, но и тяжёлую работу по хозяйству. Жили в деревушке из 7 домом близ Карайделя очень бедно, поэтому мама уходила на заработки в Тастубу и Вознесенку. Об учёбе пришлось забыть, так как школа далеко была. Участвовала в заготовке сена, пасла овец. Зимой делали мочальные кисти, чесали мочало. Когда было совсем плохо с едой, по найму пилила дрова. Питались желудями, корой или пиканами, корнями растений, варили «болтушку» из муки. Одежду шили из портянины, которая была связана из понитки (по одной шерстяной и портяной нитке). Летом ходили босиком, зимой - в шерстяных чулках или портяных обмотках и лаптях. Но всё-таки оставалось время и на игры. Делали скакалки из простых верёвок.
Смольников Василий Константинович рассказывал: «Исполнилось мне 9 лет в 1941 г. Учился и как все работал. Помогал, где только мог. Вместе с другими школьниками и учителями пололи поля, сенокосили, убирали лён, собирали лекарственные травы…».
Многие подростки были награждены медалью «За доблестный труд в годы войны». Из них: Водолеев Василий, Липина Александра, Чулков Николай, Матвеев Виктор, Ракова Надежа, Миша Низаметдинов, Паша Никитин, Данил Романов, Саша Смольников и другие. Их воспоминания, хранящиеся в школьном музее, очень коротки. Многие ещё до войны помогали своим матерям на ферме, на полях. Рано начали трудиться. С началом войны каждый из них старался внести посильный вклад в дело Победы. Вся тяжесть тылового труда тогда легла на их ещё не окрепшие подростковые плечи. В лесу, в полях, на фермах они бились за свою Родину, как на поле боя. Однако, несмотря на все трудности, эти дети учились наперекор всему и отличались честностью, трудолюбием, коллективностью, милосердием, человечностью. Было трудно, но все равно играли, веселились, пели и вместе с родителями горевали. Они были все сплочены единой целью - Победой. Этим и выстояли.
Вот такое военное детство увидели мы с краеведами глазами тастубинцев через их воспоминания. Оно всё же отличалось, несмотря на все тяготы, тем, что они не видели ужасов войны.
Будем помнить о подвигах военного детства всегда и предавать потомкам в назидании того, что дети и война - понятия не совместимые!
Материалы воспоминаний взяты из школьного музея