Тип образовательной деятельности: интегрированное занятие.
Вид образовательной деятельности: познавательное развитие; речевое, социально-коммуникативное и эстетическое развитие.
Интеграция образовательной деятельности: развитие речи; экологическое, музыкальное развитие, продуктивная деятельность.
Организация образовательной деятельности: групповая.
Задачи образовательной деятельности:
- Обучающая задача. Речевая задача. Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, учить отвечать на вопросы полными ответами, описывать явления неживой природы. Расширять пассивный словарь детей. Активизировать в речи детей (глаголы и прилагательные) слова: ранняя весна; тающие сосульки; сосулька: прозрачная, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая; звонкая капель, проталины, снег: тает, ручьи: бегут. Закрепить представления детей о смене времен года; об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Продолжать учить составлять коллективную композицию.
- Развивающая задача. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, память, внимание, воображение, логическое мышление. Способствовать развитию творческих музыкальных способностей.
- Воспитательная задача. Закладывать основы бережного отношения к природе. Создавать атмосферу радости и добра, вызывать у детей положительные эмоции.
- Воспитывать интерес к природе, желание больше узнать о ней; любовь к живой природе; учить проявлять заботу о насекомых, формировать дружеские взаимоотношения в играх и коллективной деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений о природе, насекомых, рассматривание книг и иллюстраций о них, беседа о весне, чтение стихотворений, загадывание загадок о насекомых, рисование на тему «Волшебница-весна».
- Дидактические игры с детьми на экологическую тему.
Материал: фонограммы с записью музыки П.И. Чайковского; волшебная палочка, салфетки, синельная (пушистая) проволока. Иллюстрации насекомых, животных.
Ход занятия
Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель». Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Организационный момент
Воспитатель читает стих.
- Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла… (весна)
Воспитатель: Да, правильно. Весна.
Ребята, а давайте отправимся, в лес и посмотрим, как наступает весна в лесу.
Звучит фонограмма музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель».
Раз, два, три, четыре, пять - шагают
Мы идем весну встречать.
Веснашкрасна, иди скорей хлопают в ладоши
Землю солнцем обогрей.
Пусть тает снег, исчезнет лед, волнообразные движения
А птичка песенку поет, машут крылышками
Пусть скорей набухнут почки кулачки поднять вверх
И вырастут из них листочки. разжать кулачки
Воспитатель: Вот мы и пришли на лесную полянку, но посмотрите, она еще вся под снегом – значит, это еще какая полянка… (зимняя).
Воспитатель: Когда светит яркое солнце, что происходит со снегом? (тает) и появляются,что? (проталины)
- Дети, а хотите стать волшебниками? Вот у меня есть волшебная палочка, к кому она прикоснется, тот станет волшебным солнечным лучиком. И мы сможем вместе превратить зимнюю полянку в весеннюю. (говоря эти слова, воспитатель прикасается палочкой к детям).
Давайте поможем снегу растаять.
- Весной солнце припекает
Снег все тает, тает, тает.
Тает, тает всюду снег,
Ручейки пустились в бег.
(говоря эти слова, воспитатель прикасается палочкой к детям).
Дети убирают искусственный снег с полянки под музыку «Весна пришла».
Воспитатель: Вот и растаял снег. Дети, какая у нас была поляна? (зимняя), а стала (весенняя), значит мы настоящие волшебники.
Дети садятся.
Воспитатель: Волшебство продолжается. Я вам сейчас загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то в гости к вам придет отгадка.
Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.
(Божья коровка)
- Правильно.
Под музыку появляется девочка в костюме божьей коровки.
Божья коровка: Здравствуйте ребята! Я тут мимо пролетала, и услышала песенку о весне. А, что такое весна? Мама рассказывала мне, что весна очень красивая, а я весну встречаю первый раз, ведь я совсем еще маленькая.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем божьей коровке, как мы понимаем, что наступила весна?
Дети: Солнце пригревает, тает снег, появляются проталины, набухают почки на деревьях, появляются первые цветы (первоцветы), прилетают перелётные птицы, просыпаются насекомые, просыпаются дикие животные, которые зимой спали, увеличивается световой день (день становится длиннее, а ночь короче) и т.д.
Воспитатель: Да, вы назвали очень много признаков наступления весны. А теперь, мы посмотрим на них выложив картинки на магнитной доске.(на столах разложены картинки)
Дети находят картинки (яркого солнца, проталин, набухших почек, первоцветов) и прикрепляют их на магнитную доску.
Божья коровка: Ребята, а вот вы сказали, что прилетают птицы, а какие птицы прилетают из теплых краев?
Дети: Перелётные.
Дети называют птиц, ищут их картинки на столе, показывают, прикрепляют их на магнитную доску.
Воспитатель: Да, весной не только птицы прилетают, но и насекомые просыпаются.
Божья коровка: Вот и я проснулась потому, что стало тепло, и пришла весна.
Ребята, а расскажите, какие еще насекомые просыпаются весной, кроме меня?
Дети: (бабочки, стрекозы, жучки…). Дети называют насекомых, ищут их картинки на столе, показывают, прикрепляют их на магнитную доску.
Божья коровка: Ой, какие вы молодцы, ребята. Все-то вы знаете!
Воспитатель: Да, весной можно сказать, вся природа просыпается!
- Ой, ребята, что-то наша гостья - божья коровка вдруг заскучала. Как же нам ее развеселить?
А давайте, позагадываем загадки о ее друзьях насекомых.
Дети загадывают загадки, находят картинки, на которых эти насекомые изображены и выставляют на магнитную доску.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
(стрекоза)
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы …
(муравьи)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(пчела)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …
(кузнечик)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами говорили уже и о ярком тёплом солнце,о проталинах, первоцветах, насекомых, перелётных птицах. А давайте, вспомним, какие дикие животные зимой спят, а весной просыпаются.
Дети называют животных, находят их картинки на столе и вывешивают на магнитную доску.
- Ребята, а посмотрите, в нашем лесу звери ещё спят, давайте их разбудим. Они спят вот под той ёлочкой. (дети подходят к ёлочке). Животное нужно погладить и назвать, тогда оно проснется).
Божья коровка: Ах, какие вы все молодцы, и про животных вы всё знаете и даже помогли проснуться от зимней спячки.
- Воспитатель: Да, ребята молодцы! Ребята, а расскажите божьей коровке, когда только начинает таять снег, что украшает крыши домов весной? А я вам немного помогу… Отгадайте, что это?
-Ледяная Бахрома
Разукрасила дома.
(Сосульки)
Воспитатель: Дети, а сосулька, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая, прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)
Какая она по форме? На что она похожа? (На треугольник, на морковку).
- Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Значит, она какая? (Хрупкая).
Вопрос к детям:
- Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает).
Когда на улице тает сразу много сосулек – получается звонкая капель.
Божья коровка: Как интересно!
- Воспитатель: Ребята,а давайте немножко разомнёмся.
(звучит легкая, приятная музыка)
Физминутка «Капель»
Капля раз, капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом Развести руки в стороны.
Все бегом, бегом, бегом. Сомкнуть руки над головой полукругом
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, давайте спросим у божьей коровки: «Понравился ли ей наш рассказ о весне?»
Божья коровка: У вас так весело, что и улетать не хочется. Но мне пора к маме. Я расскажу ей все, что вы мне рассказали и показали.
Воспитатель: Подожди, не улетай, Божья коровка. Скажи-ка нам, пожалуйста, все ли ты запомнила? Ребята, давайте еще раз вместе с божьей коровкой вспомним признаки весны.
Просмотр презентации о весне.
Божья коровка: Мне у вас очень понравилось. Вы такие дружные. Давайте на прощанье станцуем все вместе.
Музыкальная пауза. Танец «Божья коровка». (Дети танцуют с божьими коровками).
Божья коровка: Спасибо вам, ребята. Я много узнала, и играть, и танцевать мне с вами очень понравилось. И я даже сочинила стишок о весне.
- Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Воспитатель: Ребята, давайте, скажем божьей коровке, до свидания, и пожелаем ей счастливого пути!
Дети: До свидания!