В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу? Важнейшим условием обеспечения формирования социально активной личности является непрерывность образования. Особое значение приобретает преемственность между начальным и средним звеном обучения.
Преемственность – это не только подготовка к новому, но и сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
В своей статье я расскажу о том, как решаю проблему переходного периода из начальной школы в среднее звено.
Чтобы успешно решить проблему преемственности, моя подготовка к работе в 5 классе, как учителя математики, начинается задолго до 1 сентября. Заранее знакомлюсь со своим будущим классом и их учителем. Изучаю программу, результаты контрольных работы, посещаю уроки математики, наблюдаю за их организацией, требованием учителя, работой детей. Во время проведения недели математики провожу в начальных классах внеклассные мероприятия.
Кроме этого, учитель начальных классов посещает мои уроки и дает определенные рекомендации.
Считаю, что одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения.
Вместе с учителем начальных классов готовим итоговую диагностическую работу в 4-м классе и входную контрольную - в 5 классе, анализируем результаты и намечаем коррекционную работу.
Предлагаю вашему вниманию анализ качества и успеваемости по математике по итогам контрольной работы за 4 класс и диагностической работы 5 класса за последние два года.
Диаграмма 1: Качество знаний по математике по итогам контрольной работы за 4 класс и диагностической работы 5 кл.
Диаграмма 2: Успеваемость по математике по итогам контрольной работы за 4 класс и диагностической работы 5 кл.
Диаграмма 3: Результаты ВПР.
Диаграмма 4: Качество знаний по математике 4-5 класс.
Анализ итогов показывает снижение успеваемости и качества знаний входных контрольных работ за 5 класс, по сравнению с итоговой работой за 4 класс, а также снижение качества знаний учащихся в 1 четверти 5-го класса. Снижение качества знаний обусловлено стрессогенностью ситуации адаптации в 5 классе. Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
- Переутомление
- Возрастает состояние стресса
- Увеличивается количество изучаемых предметов
- Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
- Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению
Выявив психологические причины снижения качества знаний, стала анализировать умения и навыки по конкретным параметрам: приемы устного счета, устное сложение и вычитание, умножение и деление, таблица умножения, решение задач.
Таблица: устный счет 5 класс
|
сложение |
ответ |
вычитание |
ответ |
умножение |
ответ |
деление |
ответ |
1. |
47 + 58 |
|
64 – 29 |
|
79 * 2 |
|
81 : 27 |
|
2. |
57 – 36 |
|
54 + 26 |
|
35 * 3 |
|
93 : 31 |
|
3. |
25 + 89 |
|
44 – 17 |
|
16 * 6 |
|
72 : 36 |
|
4. |
81 – 25 |
|
37 + 44 |
|
17 * 5 |
|
84 : 21 |
|
5. |
28 + 19 |
|
66 – 48 |
|
24 * 4 |
|
39 : 13 |
|
6. |
91 – 18 |
|
47 + 66 |
|
40 * 30 |
|
54 : 18 |
|
7. |
53 + 77 |
|
73 - 57 |
|
51 * 11 |
|
70 : 14 |
|
8. |
92 – 69 |
|
62 + 89 |
|
23 * 30 |
|
85 : 17 |
|
9. |
73 + 48 |
|
83 – 78 |
|
15 * 15 |
|
95 : 19 |
|
10 |
85 – 37 |
|
35 + 87 |
|
35 * 20 |
|
76 : 19 |
|
|
Итого |
80% |
Итого |
78% |
Итого |
45% |
Итого |
51% |
Диаграмма 5: Результаты устных вычислений.
В своих исследованиях особое внимание уделила решению задач. Ученики 4-го класса должны уметь кратко записать условие задачи, проиллюстрировать его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в решении задачи и проверить его правильность.
Анализ решения предложенных ученикам задач показал, что только 2 ученика 5 класса справились с заданием.
Выявленные проблемы позволили мне разработать определенную систему работы с 5-ым и 6-ым классами, как на уроке, так и во внеклассной работе.
Особое внимание уделяю началу урока, оно должно быть ярким, необычным, например,
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все за парты дружно сели.
На меня все посмотрели.
Математика нас ждет
Начинаем устный счет!
Такое начало создает рабочее настроение, мобилизует внимание. Не менее яркий предлагаю устный счет. Перед заданием говорю: «Сегодня мы будем участвовать в автомобильных гонках. Какая из команд финиширует первой?»
“Старт” – задание: устно решите примеры, ответы впишите на листы:
1) 45:5+2*(13-12);
2) 28:7-3*(359-358);
3) 72:9+5*(654-652).
“Поломка” – задание: среди решенных примеров, найдите те, которые содержат ошибки-“поломки”. Ответ запишите в виде числа, цифры в котором соответствуют номерам “поломок”:
1) 9*8+3=75;
2) 6*7-2=42;
3) 5*10+5=55;
4) 66-12:3=18.
“Финиш” – задание: чтобы пересечь финишную прямую необходимо быстро решить задачу:
Галя прочитала 30 страниц, а ее младшая сестра в 6 раз меньше. Сколько страниц прочитала сестра?
Итак, каков ответ этой задачи? 5! Отлично. Я вам желаю, чтобы ваши знания всегда оценивались таким баллом!
В 5 классе особая роль отводится отработке вычислительных навыков, в частности навыкам устных вычислений. Любой учитель хорошо знает: как только дети начинают достаточно свободно считать, они сразу же с большей охотой работают на уроках, значительно лучше начинают решать задачи. Поэтому формирование вычислительных навыков - одна из основных задач учителя.
Но, от того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут бытьзадания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания.
Например:
1. «Надо смекнуть»: Установите закономерность нахождения чисел, помещенных в «голове» первых двух фигурок. (Заполните свободный кружок третьей фигурки.)
2. Сколько лет человечку? (Сложи все найденные цифры).
3. Создатели первого русского паровоза
240 |
20 |
2 |
20 |
70 |
700 |
30 |
3 |
310 |
111 |
- Ч 60 ∙ 4
- П 560 : 8
- А 140 ∙ 5
- В 930 : 3
- Р 74 : 37
- Ы 999 : 9
- О 120 : 40
- Н 180 : 6
- Е 2400 : 120
4. Найти, сколько животных изображено на рисунке?
5. Внимательно посмотрите на квадрат, в клетках которого, нарисованы фигуры. Воспроизведите по памяти такую же таблицу.
6. Тема «Отрезок. Луч. Прямая».
Реши анаграмму, исключи лишнее слово: мапряя, чул, резоток, рипетрем.
7. Тема “Делимость натуральных чисел”.
Исключите лишнее число: 6, 12, 14, 18.
8. Тема “Треугольник”.
Проводя 2 прямые, разделите треугольник на: а) два треугольника и один четырёхугольник; б) два треугольника, один четырёхугольник и один пятиугольник.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики в 5 классе заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес не только к устным вычислениям, но и к изучаемому материалу и их активности на протяжении всего урока. Среди различных активных методов обучения выделяю игру.
Считаю, что использование на уроках игры делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, помогает преодолевать трудности. Я использую их на разных этапах урока. Так при изучении новой темы предлагаю игру «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – игру «Найди ошибку».
Очень нравятся детям работать в группе! Это позволяет мне, как учителю, увидеть особенность каждого ребенка, раскрыть его индивидуальность. Так, заключительный урок – «Обыкновенные дроби», провожу в виде КВНа «Звездный час дроби».
Работа в парах хороша при проверке практической работы, обобщении пройденного материала и при изучении нового. Учащиеся очень любят оценивать работу друг друга. Осуществление индивидуального подхода обеспечивают разноуровневые задания. Они облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому дается посильное. Особое место на уроке уделяется самостоятельной работе. У меня, как учителя, в течение урока появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся особенно актуальна сейчас. Она позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность познания. Проблемные ситуации использую на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Так, например, на каждом уроке стараюсь привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Но, к сожалению, в сельской местности на уроках мы не можем использовать ИКТ в полном объеме.
В своей работе использую энциклопедические программы из серии: “Открытая математика”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”, распечатываю дидактический материал, пользуюсь уроками РЭШ.
Принцип преемственности осуществляю и во внеклассной деятельности по предмету. Изучаю кружки, которые вел учитель в начальной школе, и продолжаю работать по введению новых элементов, расширяю или ввожу новые, формирующие те же мыслительные и творческие процессы, но уже на более высоком уровне. Так, например, популярностью у пятиклассников пользуется математический кружок «Решение логических задач», и шахматный.
Разработанная мною система работы дала положительные результаты:
1. Сохранилось количество ударников 5 класса в 1 четверти (4 кл. - 36%, 5 кл.- 36%);
2. Повысилось количество ударников 6 класса в 1 четверти (4 кл. - 43%, 5 кл. - 36%, 6 кл. - 50%);
3. Мои шестиклассники занимают призовые места на школьных олимпиадах, активно участвуют в научно-практических конференциях не только по математике, но и по другим предметам.
Таким образом, соблюдение преемственности в обучении обеспечивает высокий уровень учебных достижений учащихся и подготавливает школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развивает и реализовывает способности и склонности каждого учащегося.
Литература
- Письмо Министерства образования РФ. О переходе в 5-6 классы.
- Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой. // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - М., 1998. - №30. - с.21-30.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебникам Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда. – М.: “Азбуковник”, 2001.
- Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики. - М.: Просвещение, 1980. - 368с.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет). - М.: Росткнига, 2009. - 220 с.
Интернет-источники
- Заикина Е.И. Состояние преемственности и взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников // Учительский журнал on-line. - http://teacherjournal.com.ua/index.php)