Конспект НОД в средней группе рисование нетрадиционной техникой "Украсим юбку дымковской барышне"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, нетрадиционные техники рисования, средняя группа, дымковская игрушка


Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.
  • Учить рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни. Рисовать всей кистью – полосы, ватными палочками кольца, точки.
  • Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.
  • Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству.
  • Создать интерес к дымковской игрушке.
  • Активизировать в речи слова и выражения: ярмака,барышня, дымковский узор, тычок, расписывать, обжигать, температура.

Оборудование:

  • Для педагога: Дымковские игрушки, магнитофон с аудиозаписью, образцы барышень с различным узором на юбках, отдельно изображенные элементы дымковской росписи, краски гуашь, кисти, ватные палочки, банка с водой, лист бумаги с изображением дымковской барышни.
  • Для детей: Краски гуашь (разных цветов), лист с изображением дымковской барышни, у которой юбка без узора, кисти, ватные палочки, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Предварительная работа:

Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением.  Беседа о технике изготовления дымковских игрушек.

Рассматривание красивых юбок с различными узорами.

Ход занятия

I часть. Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом!

«Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!

- Ребята, вы любите путешествовать?

- На чем можно путешествовать?

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолёте в необычное село Дымково. Хотите? Тогда отправляемся. Садимся в самолёт, заводим мотор, как он работает? (р-р-р) и взлетаем. Как гудит наш самолёт? (у-у-у).

- Вот мы  прилетели и оказались в селе Дымково.

Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание иллюстраций

Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. (иллюстрация с. Дымково)

Жили в том селе люди, люди веселые, смекалистые, творческие. Раньше было такого количества игрушек, как сейчас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. И вот, набрали они на берегу глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и расписывали красками.

(Иллюстрации) Разные фигурки делали (уточку, лошадку, барышню, оленя) а потом продавали их в разных городах и селах на ярмарках.

- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (нет)

Ярмарка - это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить.

Засиделись мы с вами, давайте-ка на ярмарку отправимся и сами там всё увидим. Много всякого товару на ярмарке.

Под музыку отправляемся к столу с различными игрушками.

(ширма, кукла в народном костюме, дымковские игрушки)

- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.

Я - Варварушка. Всех приглашаю на праздник наш! Заходите и, как полагается, товар наш посмотрите.

Рассматривание игрушек.

 Самая известная дымковская игрушка – Барышня. У неё яркая расписная юбка. Посмотрите, какие бывают юбки (показать образцы).

– Какие элементы используются при росписи юбок Барышень? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)

Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы росписи на игрушках? (нет)

- Круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода.

– Ребята, хотите и вы побывать мастерами? У нас есть Барышни, у которых юбки не расписаны. Хотите их расписать, как настоящие мастера? (ответы детей).

Тогда нам надо превратиться в мастеров:

Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров

– Проходите за столы.

Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьмем кисточку и нарисуем прямые горизонтальные линии и вертикальные линии желтой краской. Получилась сеточка. Затем берем ватную палочку, обмакиваем в воде, набираем красную краску и рисуем кружочки, не закрашиваем их. После этого берем другую ватную палочку и проставляем точки в этих кружочках.  Вот такая юбка у нашей Барышни получилась.

Как мы берём кисточку?

Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю, набираем цвет. Затем ватными палочками рисуем узоры.

Воспитатель: А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски. Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.

Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Ребята рисуют аккуратно кистью, ватными палочками и красками.

Заключительная часть

Воспитатель: Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки. Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился хоровод барышень.

- У всех барышень наряды красивые и у всех разные.

- Какие цвета вы использовали? (ответы детей)

- Какие узоры рисовали? (ответы детей)

- Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы, ребята!

Но наше время работы в мастерской подходит к концу. Спасибо вам за ваш труд.