Задачи:
- Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.
- Учить рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни. Рисовать всей кистью – полосы, ватными палочками кольца, точки.
- Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.
- Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству.
- Создать интерес к дымковской игрушке.
- Активизировать в речи слова и выражения: ярмака,барышня, дымковский узор, тычок, расписывать, обжигать, температура.
Оборудование:
- Для педагога: Дымковские игрушки, магнитофон с аудиозаписью, образцы барышень с различным узором на юбках, отдельно изображенные элементы дымковской росписи, краски гуашь, кисти, ватные палочки, банка с водой, лист бумаги с изображением дымковской барышни.
- Для детей: Краски гуашь (разных цветов), лист с изображением дымковской барышни, у которой юбка без узора, кисти, ватные палочки, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением. Беседа о технике изготовления дымковских игрушек.
Рассматривание красивых юбок с различными узорами.
Ход занятия
I часть. Организационный момент
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом!
«Доброе утро»
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Ребята, вы любите путешествовать?
- На чем можно путешествовать?
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолёте в необычное село Дымково. Хотите? Тогда отправляемся. Садимся в самолёт, заводим мотор, как он работает? (р-р-р) и взлетаем. Как гудит наш самолёт? (у-у-у).
- Вот мы прилетели и оказались в селе Дымково.
Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.
II часть. Рассматривание иллюстраций
Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. (иллюстрация с. Дымково)
Жили в том селе люди, люди веселые, смекалистые, творческие. Раньше было такого количества игрушек, как сейчас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. И вот, набрали они на берегу глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и расписывали красками.
(Иллюстрации) Разные фигурки делали (уточку, лошадку, барышню, оленя) а потом продавали их в разных городах и селах на ярмарках.
- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (нет)
Ярмарка - это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить.
Засиделись мы с вами, давайте-ка на ярмарку отправимся и сами там всё увидим. Много всякого товару на ярмарке.
Под музыку отправляемся к столу с различными игрушками.
(ширма, кукла в народном костюме, дымковские игрушки)
- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.
Я - Варварушка. Всех приглашаю на праздник наш! Заходите и, как полагается, товар наш посмотрите.
Рассматривание игрушек.
Самая известная дымковская игрушка – Барышня. У неё яркая расписная юбка. Посмотрите, какие бывают юбки (показать образцы).
– Какие элементы используются при росписи юбок Барышень? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)
Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы росписи на игрушках? (нет)
- Круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода.
– Ребята, хотите и вы побывать мастерами? У нас есть Барышни, у которых юбки не расписаны. Хотите их расписать, как настоящие мастера? (ответы детей).
Тогда нам надо превратиться в мастеров:
Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров
– Проходите за столы.
Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьмем кисточку и нарисуем прямые горизонтальные линии и вертикальные линии желтой краской. Получилась сеточка. Затем берем ватную палочку, обмакиваем в воде, набираем красную краску и рисуем кружочки, не закрашиваем их. После этого берем другую ватную палочку и проставляем точки в этих кружочках. Вот такая юбка у нашей Барышни получилась.
Как мы берём кисточку?
Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю, набираем цвет. Затем ватными палочками рисуем узоры.
Воспитатель: А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски. Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.
Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Ребята рисуют аккуратно кистью, ватными палочками и красками.
Заключительная часть
Воспитатель: Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки. Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился хоровод барышень.
- У всех барышень наряды красивые и у всех разные.
- Какие цвета вы использовали? (ответы детей)
- Какие узоры рисовали? (ответы детей)
- Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы, ребята!
Но наше время работы в мастерской подходит к концу. Спасибо вам за ваш труд.