Использования метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 9

Ключевые слова: физическая культура, круговая тренировка


Круговая тренировка – это круг упражнений, которые следуют друг за другом в определенном порядке и выполняются в одном подходе, но в множестве повторов, каждое.

Ключевые особенности круговых тренировок:

  1. Базовые, многосуставные упражнения, часто повторяющие естественный функционал тела человека (подтягивания, приседания, отжимания...).
  2. Легкие веса или работа с весом своего тела. Многоповторный режим подходов. Принцип: одна мышечная группа – одно упражнение за тренировку.
  3. Значительные различия в выборе упражнений от тренировки к тренировке.

 В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

Время, планируемое на уроке для проведения «круговой тренировки», определяется из расчета всего общего времени, выделенного планом урока для проведения офп и сфп, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 мин. «Круговая тренировка» в зависимости от количества станций, укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры. Учитывая задачи урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной, так и в заключительной части урока.

Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.

Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. в них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.

Важное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода. Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. После 3–6 недель этим способом уточняем последующую дозировку. для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное – моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.  

Схема подбора упражнений:

  • 1 станция - упражнения для рук и плечевого пояса (отжимания из различных И.П, работа с отягощениями, подтягивание в висе, в висе лежа различным хватом и т.д.);
  • 2 станция - упражнения для мышц брюшного пресса (движения  прямыми и согнутыми ногами при фиксированном туловище, движение туловищем при фиксированных ногах с отягощением и без).
  • 3 станция - упражнения для мышц спины (упор-присев-упор-лежа, вращательные движения туловищем с отягощениями, упражнение в парах, подъем туловища или ног из положении на животе и т.д.;
  • 4 станция - упражнения для ног (ходьба, бег, прыжки, приседания, «многоскоки» с отягощением и без, выпрыгивания из приседа и т.д.;
  • 5 станция - упражнения общего воздействия («разножка», скакалка).

Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, в то время, как одна группа мышц получает импульс для развития, другая – активно отдыхает.

В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 - 10 групп по 3 - 5 человек.

Перед началом урока размечают станции для выполнения упражнения. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование.

Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ).

Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомив учащихся с упражнениями, по команде учителя, дети начинают выполнять на своих станциях упражнение, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз, в течении 35-40 секунд.

Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха.

После определения максимального теста (МТ) для каждого ребенка устанавливается индивидуальная нагрузка. На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30-45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение. Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).

Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения и т.д. - в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4-5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными резуьтатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги. Отработав один круг по станции, учащиеся по свистку учителя, учащиеся начинают подсчитывать пульс и Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Если пульс учащихся, после прохождению всего круга превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма.

Для различной физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

Необходимо строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переход от одной станции к другой, а также интервал между кругами при прохождении комплекса повторно.

Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде, поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.

Примерные комплексы «круговой тренировки» для 9-11 классов.

  1. Приседания.
  2.  Прыжки на скакалке.
    30/60 повторений, три подхода.
    1. Подъем ног на 90 градусов.
    2.  Подтягивания прямым хватом.
    3.  Отжиманий на перекладине.
    4.  Подтягивание нижним хватом.
      6/6/6/6 повторений, 3 подхода.
  1. Планка на прямых руках.
  2.  «Стульчик» — статическое упражнение, которое подразумевает присед с прислонением спины и шеи к стене.
  3.  Прыжки на скакалке.

Все упражнения выполняются по 20-30 сек. 3 подхода.

Уроки по методу круговой тренировки являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию учащегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры и занятиям спортом.

Список литературы

  1. Новикова А.Д.; Матвеев Л.П: Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П - М; «Физкультура и спорт» 1976г. Том 1 302 с. с ил.
  2. Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом / Титова Т. Спорт в школе - 2006. № 3.
  3. Шарманова С.Б Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / В.К.Бальсевич, Ю.В.Катуков. - М.: Советский спорт, 2004 - 117 с. - Заключ.: с. 96. - Библиогр.: с. 97-103.-Прил.: с. 104-116