Из опыта работы по проведению обобщающего практикума по электрохимии в рамках предпрофильной практики

Разделы: Физика, Химия

Классы: 9, 10

Ключевые слова: электрохимия


Лицей – многопрофильная образовательная организация: все 10 и 11 классы - профильные, где реализуются учебные планы по шести направлениям. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Совершенствование системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах обеспечивает углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам. Профильное обучение помимо углубленного изучения предметов, должно способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельного овладения знаниями. По естественнонаучному направлению решение названных задач активно реализуется при проведении практикумов по электрохимии в рамках летней (август) предпрофильной практики на этапе вхождения в профильное обучение.

В практической части учебных занятий данных практик обучающиеся обобщают и углубляют знания по вопросам:

  • Электрический ток.
  • Источники электрического тока.
  • Электрическая цепь и ее составные части.
  • Направление и действия электрического тока.
  • Носители электрических зарядов в металлах.
  • Сила тока.
  • Электрическое напряжение.
  • Электрическое сопротивление проводников.
  • Единицы сопротивления.
  • Зависимость силы тока от напряжения.
  • Реостаты.
  • Последовательное соединение проводников.
  • Параллельное соединение проводников.
  • Теория электролитической диссоциации.
  • Реакции ионного обмена.
  • Свойства важнейших классов неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации.
  • ОВР.
  • Электролиз.

Пример практического занятия по теме: « Получение меди»

Часть 1. (под руководством учителя химии)

Задание 1. Соберите установку в соответствии с инструкцией по проведению работы для проверки электропроводности раствора сульфата меди.

Задание 2. Замкните электрическую цепь. Что происходит? Запишите уравнение, объясняющее результаты опыта

Задание 3. Используя раствор сульфата меди и необходимые реактивы, получите медь в результате двух химических реакций. Рассмотрите данные реакции с точки зрения ТЭД и ОВР, запишите соответствующие уравнения реакций и сделайте выводы по проведённому эксперименту.

Часть 2.( под руководством учителя физики)

Оборудование: Емкости с растворами NaCl и медного купороса, комплект по электролизу, источник постоянного тока, включатель, реостат, соединительные провода, амперметр, стеклянная колба.

Задание 1. Соберите установку в соответствии с инструкцией по проведению работы, используя в качестве электролита раствор сульфата меди.

Задание 2. Замкните электрическую цепь и меняя ток (с помощью реостата) опишите, что происходит с раствором при разных значениях тока.

Задание 3. Ответьте на следующие вопросы.

  1. Запишите все химические реакции, протекающие в данном процессе на электродах.
  2. Поясните, как зависит масса получившейся меди от величины тока. Проведите не только качественный, но и количественный анализ.
  3. Объясните наличие осадка

Занятие завершается общими выводами по содержанию практикума с точки зрения химии, физики и практической значимости рассмотренных вопросов. Практические интегрированные занятия проводятся также по темам: «Водород», «Галогены».

Преимущества интегрированных практикумов :

  1. Формируют целостную картину мира.
  2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных явлениях.
  3. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей.
  4. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
  5. Развивают потенциал обучающихся, образное мышление.
  6. Снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
  7. Способствуют формированию умений обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
  8. Использование различных видов работ, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне.
  9. Способствуют повышению мотивации учения.

Интегрированный практико-ориентированный подход формирует профессиональную направленность, предпрофессиональную компетентность выпускника старшей школы, способствует осознанному самоопределению и обеспечивает ему жизненно-необходимую социальную зрелость.