Лицей – многопрофильная образовательная организация: все 10 и 11 классы - профильные, где реализуются учебные планы по шести направлениям. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Совершенствование системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах обеспечивает углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам. Профильное обучение помимо углубленного изучения предметов, должно способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельного овладения знаниями. По естественнонаучному направлению решение названных задач активно реализуется при проведении практикумов по электрохимии в рамках летней (август) предпрофильной практики на этапе вхождения в профильное обучение.
В практической части учебных занятий данных практик обучающиеся обобщают и углубляют знания по вопросам:
- Электрический ток.
- Источники электрического тока.
- Электрическая цепь и ее составные части.
- Направление и действия электрического тока.
- Носители электрических зарядов в металлах.
- Сила тока.
- Электрическое напряжение.
- Электрическое сопротивление проводников.
- Единицы сопротивления.
- Зависимость силы тока от напряжения.
- Реостаты.
- Последовательное соединение проводников.
- Параллельное соединение проводников.
- Теория электролитической диссоциации.
- Реакции ионного обмена.
- Свойства важнейших классов неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации.
- ОВР.
- Электролиз.
Пример практического занятия по теме: « Получение меди»
Часть 1. (под руководством учителя химии)
Задание 1. Соберите установку в соответствии с инструкцией по проведению работы для проверки электропроводности раствора сульфата меди.
Задание 2. Замкните электрическую цепь. Что происходит? Запишите уравнение, объясняющее результаты опыта
Задание 3. Используя раствор сульфата меди и необходимые реактивы, получите медь в результате двух химических реакций. Рассмотрите данные реакции с точки зрения ТЭД и ОВР, запишите соответствующие уравнения реакций и сделайте выводы по проведённому эксперименту.
Часть 2.( под руководством учителя физики)
Оборудование: Емкости с растворами NaCl и медного купороса, комплект по электролизу, источник постоянного тока, включатель, реостат, соединительные провода, амперметр, стеклянная колба.
Задание 1. Соберите установку в соответствии с инструкцией по проведению работы, используя в качестве электролита раствор сульфата меди.
Задание 2. Замкните электрическую цепь и меняя ток (с помощью реостата) опишите, что происходит с раствором при разных значениях тока.
Задание 3. Ответьте на следующие вопросы.
- Запишите все химические реакции, протекающие в данном процессе на электродах.
- Поясните, как зависит масса получившейся меди от величины тока. Проведите не только качественный, но и количественный анализ.
- Объясните наличие осадка
Занятие завершается общими выводами по содержанию практикума с точки зрения химии, физики и практической значимости рассмотренных вопросов. Практические интегрированные занятия проводятся также по темам: «Водород», «Галогены».
Преимущества интегрированных практикумов :
- Формируют целостную картину мира.
- Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных явлениях.
- Побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей.
- Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
- Развивают потенциал обучающихся, образное мышление.
- Снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
- Способствуют формированию умений обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Использование различных видов работ, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне.
- Способствуют повышению мотивации учения.
Интегрированный практико-ориентированный подход формирует профессиональную направленность, предпрофессиональную компетентность выпускника старшей школы, способствует осознанному самоопределению и обеспечивает ему жизненно-необходимую социальную зрелость.