Цель разработки: распространение опыта работы над информационным проектом учащимися 5 класса и описание видов деятельности педагога и учащихся в процессе подготовки проекта.
Содержание разработки:
- Аннотация
- Введение
- Основная часть
- Роль руководителя проекта
- Функции учащихся
- Заключение
- Приложение
- Список источников
Данная методическая разработка основана на собственном опыте работы и отражает в себе педагогические условия и особенности организации проектной деятельности учащихся 5 класса гимназии с углубленным изучением иностранного языка.
Приложение содержит разработанный проект учащимися на тему «Театральные персонажи русского и французского театра в жизни школьника».
Несомненно, новый образовательный стандарт предполагает работу над проектом обязательной частью учебного процесса. Данная разработка может быть полезна и интересна педагогам, планирующим или работающим над внедрением проектной деятельности в обучении иностранному языку.
Введение
Огромное разнообразие учебной и художественной литературы по иностранному языку, а также других источников предполагают большой объем информации, вызывающий трудность учащихся в изучении дисциплины.
Учебный проект помогает учащимся быстро адаптироваться в современных условиях обучения. Работа над проектом помогает развить у учащихся следующие качества: самообразование, самоорганизация, сотрудничество с учащимися и преподавателем. При самостоятельной работе развиваются следующие общеучебные умения: умение общаться и сотрудничать, работать с источниками информации, умение решать поставленные задачи.
Метод проектов нельзя назвать абсолютно новым в мировой практике педагогической деятельности, но в современном образовании он прочно зарекомендовал себя у педагогов – практиков. Данная методическая разработка составлена на основе опыта организации проектной деятельности в урочное и внеурочное время учащихся 5 класса. Этот проект можно отнести к междисциплинарным, так как он затрагивает проблемы такой дисциплины как мировая художественная культура. Проект является групповым: над ним работали трое учащихся 5 класса, именно поэтому в процессе работы был сформирован навык сотрудничества у учащихся. Проект долгосрочный: Работа над всеми этапами велась в течение учебного года (сентябрь 2018- май 2019).
Основная часть
Следует отметить, что мы очень серьезно подошли к подготовке проекта, так как работа над проектами в начальной школе ранее не велась. Перед непосредственным созданием проекта, нам было необходимо изучить всю теоретическую базу проектной деятельности.
Мы выполняли работу поэтапно. Первым этапом работы над проектом являлось определение типа проекта по характеру деятельности: информационный, исследовательский, творческий, игровой. Основываясь на возраст учащихся (11-12 лет), нами был сделан выбор в пользу информационного проекта. Информационный проект предполагает, как правило, четко сформулированную тему проекта. Тема должна быть конкретна, это достигается соотнесением содержательного компонента и формулировки реальных проблем информационного поля, в котором создается информационный проект. Выбор нашей темы обусловили два фактора: во-первых, это актуальность нашего проекта (2019 год объявлен годом театра указом Президента Российской федерации), а во-вторых, возраст учащихся (11-12 лет).
На втором этапе работы мы тщательно подбирали учебную, художественную литературу и другие источники по теме проекта. В процессе работы мы составили мини-каталог, предполагающий библиографическое описание каждого источника. Этот этап завершился подбором необходимого нам количества книг и текстов, которые помогли создать информационный проект.
Третий этап – это планирование работы над проектом. Учащиеся составляют план-проспект, в котором четко отражают выбор темы, дают характеристику цели и задач проекта. Этот этап предполагает строгий контроль руководителя проекта, именно под его руководством составляется окончательный вариант информационного проекта. В плане - проспекте также необходимо указать методы работы и актуальность выбранной темы. На следующем этапе мы выстроили отобранный нами материал в последовательности, которая соответствует плану работы.
На основе всей проделанной работы, нами были сделаны выводы, плавно вытекающие из задач проекта и соответствующие проблематике проекта.
На защиту проекта мы подготовили мультимедийную презентацию, иллюстрирующие весь материал проекта. Защита проекта проходила перед учащимися 5 класса и приглашенными преподавателями, после представления проекта был проведен анализ и оценка результатов учащихся.
Роль руководителя проекта
Руководитель проекта осуществляет различного рода поддержку учащихся на всех этапах работы. Мотивационная поддержка руководителя заключается, прежде всего, в стимулировании интереса учащихся, демонстрации уверенности в успехе работы над проектом на всех этапах работы. Информационная поддержка актуальна на втором этапе работы, когда среди огромного количества книг и текстов, необходимо выбрать те, которые станут первоисточником в дальнейшей работе над проектом. Организационная поддержка учащихся заключается в оптимальном распределении времени при работе над тем или иным этапом работы.
При работе над проектом учащиеся выполняют следующие функции:
- определение проблемы, выбор темы проекта;
- постановка цели и на ее основе задач проектной деятельности;
- выбор путей решения поставленных задач;
- планирование работы;
- практическое применение новых знаний;
- презентация проекта;
- оценка результатов проектной деятельности.
Применение метода проектов предполагает формирование следующих УУД: исследовательских, информационных и коммуникативных.
Заключение
Совместная работа педагога и учащихся обогащает всех участников процесса. Во-первых, подготовка и реализация проекта позволила углубить знания в различных сферах. Во-вторых, усовершенствовались организаторские способности, как преподавателя, так и учащихся. И наконец, проектная деятельность позволила почувствовать партнерство педагога и учащихся.
Приложение 1.
Театральные персонажи русского и французского театра в жизни школьника
Цель: знакомство с культурой России и Франции, посредством сопоставления театральных персонажей французского и русского кукольных театров.
Задачи:
- Дать определение понятия «театр»;
- Познакомить с историей возникновения кукольного театра как вида искусства в России и во Франции;
- Сопоставить персонажей русского и французского кукольных театров.
Методы:
- Анализ;
- Обобщение;
- Сравнение.
Актуальность: Несомненно, театр является неотъемлемой частью нашей жизни. Для одних- это смысл жизни, их призвание, для других-один из способов провождения культурного досуга. Каждый человек хотя бы один раз в жизни посещал театр и наблюдал это невообразимое действие на театральной сцене. Не удивительно, что 2019 год стал годом театра в России.
Что такое «театр»?
Театр прочно вошел в нашу жизнь. И даже если мы не говорить о варианте развлечения или времяпровождения, то наверняка многие слышали шекспировское "вся жизнь-театр...". Что же значит театр для людей, и что люди делают в театре и как актеры, и как зрители? Театр - слово греческое и в буквальном переводе означает "зрелище, смотрю". Наиболее общее определение могло бы звучать так: театр - вид искусства, в котором соединены различные направления, например, литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и другие.
Слово театр можно рассматривать с нескольких сторон:
- Театр - это зрелище, для обозначения постановки или пьесы.
- Театр - это сцена или арена (часто используется для обозначения переносного значения, например, "театр военных действий и т. п.).
- Театр как мир идей и творческих образов самого автора постановки (например, "театр Чехова").
- Театр как здание.
- Театр как учреждение, юридически зарегистрированное (например, Театр на Таганке или Театр на Малой Бронной).
Мы видим, что театр развивается сообразно его родителю - обществу, обрастая новыми значениями.
Существует несколько типов театра, каждый из которых имеет свой язык, свою систему изобразительно-выразительных средств: драматический, оперный и балетный с промежуточными формами (театр музыкальной комедии, пантомимы, кукольный театр и т.д.).
Наибольший интерес среди различных видов театра был нами проявлен к кукольному театру.
История кукольного театра в России
Театр кукол (театр анимации) — вид искусства, основным выразительным средством которого является оживающая неживая материя (в том числе кукла). Сюда же относятся искусство анимации и кукольные художественные программы телевидения.
В спектаклях театра кукол и в иных представлениях того же рода участвуют объёмные, полу объёмные и плоские куклы, а в некоторых случаях куклы-актёры вместе с актёрами-людьми. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими устройствами.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои виды кукол и типы представлений. Первая запись о возникновении кукольного театра в России появилась в 1636 году. Запись была сделана немецким путешественником Адамом Олеарием.
В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников. Одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра, из числа итальянских комедиантов.
По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада, из Европы. Принесённое ими искусство переплеталось с народным творчеством и становилось своим. Всё это происходило в народном кукольном театре. Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С.В.Образцова.
В кукольном мире известен феномен «уральской зоны». Еще в конце прошлого века отсюда распространилась мода на смешение видов искусств. Куклам в собственном теле стало тесно, на сцену вышел актер в реальном обличии, правда, в маске.
История кукольного театра во Франции
Из Италии кукольные представления проникли во Францию. До прихода итальянских кукольников во Франции были свои представления, которые истоки несли из религиозных постановок. Из последних особенной славой пользовались те, которые давались при церкви св. Якова в Дьепе, запрещенные лишь при Людовике XIV в 1647 г. Во Франции свершилось обычное — по изгнании из церкви куклы перешли на церковную паперть, а оттуда на площадь, сохраняя первое время свое исконное церковное содержание. Еще до запрещения кукольных мистериальных постановок в 1630 г. впервые перед парижанами предстал итальянский Пульчинелло, получивший здесь имя Полишинель. Он быстро акклиматизировался и уловил наиболее комичные галльские черты: развязность, бойкость и хвастовство. Он перенял все характерные черты национального французского шута и гармонично воссоединил их с характером итальянского Пульчинелло. Кукольные представления получили огромное распространение по всей Франции и, не находя, благодаря своей грубости и народности, расположения среди придворной пудреной знати, обосновались, начиная с XVII в., на ярмарках, базарах и улицах.
Ныне кукольный театр уходит с ярмарки и площади в салоны и пользуется огромным успехом у высших слоев общества — новой буржуазии. Единичные кукольные театры имеются во Франции и поныне. Содержание их пьес и выводимые типы опять-таки характерны для современной французской буржуазии.
Персонажи русского и французского театров
Яркими представителями театральных персонажей являются: в России - Петрушка, во Франции - Полишинель. Рассмотрим образы этих персонажей более подробно.
Петрушка один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка это кукла перчатка. Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей. Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа. Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. На его лице изображалась даже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал.
Полишинель – персонаж кукольного тетра Франции. Старшим родственником этого героя считается Пульчинелла. Рождение многих персонажей кукольного театра неизвестно, а вот Полишинель появился в 1649 году. Придумал его известный кукольник из Италии Жан Бриоше, который был основателем кукольного театра в Париже. Бриоше точно почувствовал характер, настроение и вкусы жителей Парижа и на базе этих знаний создал Полишинеля.Сперва, Полишинель был куклой-марионеткой, которая требовала значительного мастерства в управлении ею. После долгих лет существования этот персонаж стал верховой куклой. Все сцены с участием этого героя были пропитаны скандалом. Именно он был его создателем. Полишинель смеялся над прислужниками короля, над духовными лицами, судей, сцены театра короля и многое другое. Благодаря своему невыносимому характеру, у этого героя было большое количество врагов в лице людей власти. Именно они придумывали различные запреты, которые ограничивали выступления Полишинеля. Однако он ухитрялся их обходить. Эта кукла имела настоящий характер француза, который не принимал власти над своей личностью. Как-то он высмеял новую власть при Французской революции и был казнен прилюдно, ему отрезали голову. Но, несмотря на это, Полишинель продолжал существовать и вызывать смех у многих людей.
Вывод: Театр, как вид искусства и по сей день остается интернациональным понятием. История его становления переплеталась между многими странами и оставляла на нем свой отпечаток. Кукольные персонажи различных стран имели одного общего прародителя, что отразилось в их внешнем облике, но характер каждого был обусловлен общенациональным колоритом и России, и Франции.
Список источников информации
- К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников » Просвещение М., 2008 г.
- М.Б. Романовская «Метод проектов в учебном процессе» Центр «Педагогический поиск» М., 2006г.
- letopis.info
- fb.ru
- biofile.ru