Технологическая карта урока английского языка в 5-м классе по теме «Present continuous tense»

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык, ФГОС, технологическая карта, Present Continuous


Методические рекомендации по планированию урока с метапредметным подходом

По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Отталкиваясь от этой идеи, мы и составляем технологическую карту урока.

Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность, где под учебной деятельностью понимается специфический вид деятельности, отличный от других, учебная деятельность должна завершаться сформированным умением, навыком или способностью.

Введение в учебную деятельность предполагает:

а) создание у обучаемых учебной мотивации (“мотив” - побудитель к действию, “мотивация” - процесс побуждения, стимулирования мотивов);

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Советы по мотивации обучаемых:

  • учитывать опыт обучаемых;
  • использовать «жизненные» проблемные ситуации;
  • объяснять, как полученные знания могут применяться в жизни;
  • поощрять обучаемых, но помнить, что поощрение только тогда усиливает мотивацию к учению, когда сам учащийся воспринимает свое решение как интересное и потребовавшее от него значительных усилий;
  • быть заинтересованным самим;
  • дать возможность учащимся общаться;
  • дать возможность самим обучаемым активно действовать, а не «тянуть одеяло на себя».

Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Вторая функция, которую важно предусмотреть, создавая технологическую карту - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

Для создания учебной ситуации педагогу нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.

Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности.

Целесообразно подбирать или составлять задачи:

  • с полным набором существенных условий;
  • с недостатком некоторых условий;
  • с наличием всех необходимых, но с добавлением избыточных, лишних условий;
  • с недостатком некоторых необходимых условий, с одной стороны, и с избытком несущественных данных - с другой.

Задачи могут носить как мыслительный характер и решаться на уроках теоретического обучения, так и практический характер.

Но к ним должно быть предъявлено важное требование, они непременно должны вызвать затруднения у учащихся при их решении или практическом исполнении.

Третья функция, которую необходимо спроектировать, создавая технологическую карту урока - обеспечение учебной рефлексии.

Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

  • “Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
  • “Что у тебя не получается?” (вопрос нацелен на поиск учащимся “места” затруднения, ошибки);
  • “Какова причина твоего затруднения или ошибки?”(критический вопрос);
  • “Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то появляется место для “солирования” учителя. Либо еще раз повторяется демонстрация, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо читается лекция (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема “отсутствия интереса у обучаемых к учебе”. Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее “поместить в своей голове” (потому часто теряют интерес), а “под потребность” - намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.

Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого учащегося контроль за правильность выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, необходимо усвоить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
  • понимание метапредметности в трактовке Ю.В.Громыко и А.В.Хуторского;
  • компоненты метапредметного содержания в обучении;
  • смысл терминов «фундаментальные образовательные объекты» и «универсальные способы действий»;
  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
уметь:

  • выбирать способ деятельности, которому вы будете учить школьников;
  • передавать универсальный способ работы, выходя за рамки своего предмета в другие области знаний;
  • ясно представлять, какую базовую способность необходимо формировать у школьников во время учебного занятия;
  • диагностировать базовую способность в ходе обучения школьников;
  • импровизировать, опираясь на сценарий, а не на план урока;
  • показывать знание своего предмета, т.к. метапредметное движение должно усиливать и углублять продвижение вместе с учащимися в слое предметного материала.

Таким образом, создание сценария учебного занятия (технологической карты) предполагает учет особенностей обучаемых. Проектируя замысел современного учебного занятия, необходимо продумать, каков он будет:

  • вводить обучаемого в позицию “ученик”, т.е. стимулировать его учебные мотивы (без них нет учения), делать учение осознанным, т.е. помогать ученику осознать свою учебную цель и принять ее (захотеть достигать);
  • организовывать учебную деятельность и управлять ею;
  • обеспечивать рефлексию учебной деятельности;
  • организовывать контроль за ходом и результатами деятельности обучаемого.

Технологическая карта урока