Имя прилагательное. Обобщение и систематизация изученного материала

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное


Цель урока: Выявление уровня знаний по разделу «Имя прилагательное», его систематизация, формулирование обобщения знаний по предмету «Русский язык».

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Задачи:

  • Повторить морфологические признаки имен прилагательных
  • Повторить степени сравнения и разряды имен прилагательных
  • Повторить правописание «н» и «нн» в именах прилагательных
  • Развивать навыки синтаксического, морфологического, морфемного видов разбора
  • Развивать навыки устной и письменной речи
  • Воспитывать любовь к русскому языку, к Родине, природе

Результаты урока:

Личностные:

  • Осознание значимости в речи правильного использования имени прилагательного.
  • Возможность проявления любви к русскому языку, к Родине, природе.

Метапредметные:

  • Самостоятельное планирование учебной деятельности.
  • Осуществление контроля своих знаний.
  • Умение работать в паре.
  • Умение работать в группе.

Предметные:

  • Сформированность знаний об имени прилагательном как части речи, его основных признаков и синтаксической роли.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Положительный эмоциональный настрой на работу, запись числа.

II. Целеполагание и мотивация

Чтение загадки:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Учащиеся дают ответ: Имя прилагательное, обозначает признак предмета

III. Актуализация опорных знаний и умений

Синтаксическая пятиминутка: деформация текста.

Задание №1: Сконструируйте предложение из данных слов, выполните его синтаксический разбор.

В, зимы, хороши, снежные, Россия

Ответ: Хороши снежные зимы в России.

Учащиеся делают вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в тексте.

Задание № 2: Работа по вариантам:

Вариант №1: Выпишите первое прилагательное из получившегося предложения и выполните его морфологический разбор.

Вариант №2: Выпишите второе прилагательное из получившегося предложения и выполните его морфологический разбор.

Учащиеся повторяют план разбора и морфологические признаки имени прилагательного.

IV. Обобщение и систематизация

Задание № 3: Расскажите о разрядах имен прилагательных.

Ответ учащегося-эксперта:

Имя прилагательное (разряды)

Качественные
Относительные
Притяжательные

- обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени;
- имеют степеней сравнения;
- имеют краткую форму;
- сочетаются с наречием «очень».
Пример: скромный человек (скромный-скромнее, скромный – скромен, очень скромный)

- обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени;
- не имеют степеней сравнения;
- не имеют краткой формы;
- не сочетаются с наречием «очень»;
- не имеют антонимов
Обозначают:
- материал ( стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь).

- обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или животному;
- не имеют кратких форм;
- не имеют степеней сравнения.
Пример: заячий хвост

Задание №4: Прочитайте предложения, докажите, что это текст. Объясните правописание «не» с именами прилагательными. Найдите имена прилагательные, распределите их по группам: качественные, относительные, притяжательные.

В зимнем тумане встает холодное (не)яркое солнце. Я выхожу на лесную поляну. Вижу густой, но (не)старый ельник. Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть снегов.

Ответ учащихся: Предложения связаны по смыслу. «Не» пишутся слитно с именами прилагательными, так как можно подобрать синонимы.

  • качественные: холодное, неяркое, густой, нестарый, белая
  • относительные: в зимнем, лесную
  • притяжательные: заячьими, лисьими, птичьими

Игра. Найдите лишнее словосочетание и объясните

Лисий хвост, лисья нора, заячий хвост, заячья душа

Ответ: заячья душа

Лисья шапка, золотые серьги, золотые монеты, золотые руки

Ответ: золотые руки

Задание №5: Расскажите о правописании «н» и «нн» в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Ответ учащегося-эксперта:

Имя прилагательное

-н-
-нн-

в суффиксе -ин (лебединый);

в суффиксах -ан, ян (кожаный, шерстяной)

Исключения: оловянный, деревянный, стекянный

в суффиксах -онн, -енн (жизненный, революционный)

Исключение: ветреный

на стыке морфем (равнинный = равнина + н)

V. Применение знаний при решении практических задач

Задание № 6 (работа в парах): Образуйте имена прилагательные от имен существительных.

Проверка правильности ответов в пленуме

Задание №7 ( работа в группах): Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Каждая группа читает свой вариант получившегося текста. Учащиеся делают вывод о роли прилагательных в создании текстов.

VI. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия

Учащиеся получают карточки для оценки своей работы на уроке:

Нужное подчеркнуть.

  • На уроке я работал активно/ пассивно.
  • Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
  • Я знаю об имени прилагательном всё/ не всё.
  • Мое настроение стало лучше / хуже.
  • Материал урока был мне полезен/ бесполезен.

Заключительное слово учителя

Домашнее задание: Составить текст-описания 7-8 предложений, используя имена прилагательные разных разрядов.