Цель урока: Выявление уровня знаний по разделу «Имя прилагательное», его систематизация, формулирование обобщения знаний по предмету «Русский язык».
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Задачи:
- Повторить морфологические признаки имен прилагательных
- Повторить степени сравнения и разряды имен прилагательных
- Повторить правописание «н» и «нн» в именах прилагательных
- Развивать навыки синтаксического, морфологического, морфемного видов разбора
- Развивать навыки устной и письменной речи
- Воспитывать любовь к русскому языку, к Родине, природе
Результаты урока:
Личностные:
- Осознание значимости в речи правильного использования имени прилагательного.
- Возможность проявления любви к русскому языку, к Родине, природе.
Метапредметные:
- Самостоятельное планирование учебной деятельности.
- Осуществление контроля своих знаний.
- Умение работать в паре.
- Умение работать в группе.
Предметные:
- Сформированность знаний об имени прилагательном как части речи, его основных признаков и синтаксической роли.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Положительный эмоциональный настрой на работу, запись числа.
II. Целеполагание и мотивация
Чтение загадки:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Учащиеся дают ответ: Имя прилагательное, обозначает признак предмета
III. Актуализация опорных знаний и умений
Синтаксическая пятиминутка: деформация текста.
Задание №1: Сконструируйте предложение из данных слов, выполните его синтаксический разбор.
В, зимы, хороши, снежные, Россия
Ответ: Хороши снежные зимы в России.
Учащиеся делают вывод о синтаксической роли полных и кратких прилагательных в тексте.
Задание № 2: Работа по вариантам:
Вариант №1: Выпишите первое прилагательное из получившегося предложения и выполните его морфологический разбор.
Вариант №2: Выпишите второе прилагательное из получившегося предложения и выполните его морфологический разбор.
Учащиеся повторяют план разбора и морфологические признаки имени прилагательного.
IV. Обобщение и систематизация
Задание № 3: Расскажите о разрядах имен прилагательных.
Ответ учащегося-эксперта:
Имя прилагательное (разряды) |
||
- обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени; |
- обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени; |
- обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или животному; |
Задание №4: Прочитайте предложения, докажите, что это текст. Объясните правописание «не» с именами прилагательными. Найдите имена прилагательные, распределите их по группам: качественные, относительные, притяжательные.
В зимнем тумане встает холодное (не)яркое солнце. Я выхожу на лесную поляну. Вижу густой, но (не)старый ельник. Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть снегов.
Ответ учащихся: Предложения связаны по смыслу. «Не» пишутся слитно с именами прилагательными, так как можно подобрать синонимы.
- качественные: холодное, неяркое, густой, нестарый, белая
- относительные: в зимнем, лесную
- притяжательные: заячьими, лисьими, птичьими
Игра. Найдите лишнее словосочетание и объясните
Лисий хвост, лисья нора, заячий хвост, заячья душа
Ответ: заячья душа
Лисья шапка, золотые серьги, золотые монеты, золотые руки
Ответ: золотые руки
Задание №5: Расскажите о правописании «н» и «нн» в именах прилагательных, образованных от имен существительных.
Ответ учащегося-эксперта:
Имя прилагательное |
|
в суффиксе -ин (лебединый); в суффиксах -ан, ян (кожаный, шерстяной) Исключения: оловянный, деревянный, стекянный |
в суффиксах -онн, -енн (жизненный, революционный) Исключение: ветреный на стыке морфем (равнинный = равнина + н) |
V. Применение знаний при решении практических задач
Задание № 6 (работа в парах): Образуйте имена прилагательные от имен существительных.
Проверка правильности ответов в пленуме
Задание №7 ( работа в группах): Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Каждая группа читает свой вариант получившегося текста. Учащиеся делают вывод о роли прилагательных в создании текстов.
VI. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия
Учащиеся получают карточки для оценки своей работы на уроке:
Нужное подчеркнуть.
- На уроке я работал активно/ пассивно.
- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
- Я знаю об имени прилагательном всё/ не всё.
- Мое настроение стало лучше / хуже.
- Материал урока был мне полезен/ бесполезен.
Заключительное слово учителя
Домашнее задание: Составить текст-описания 7-8 предложений, используя имена прилагательные разных разрядов.