Цель:
1. развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детской игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);
Обучающие задачи:
1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. знакомить с различными свойствами веществ (тяжесть, прозрачность, сыпучесть, и т. д.);
3. расширять представление детей о некоторых факторах среды : свет, вода , воздух; почва .
Развивающие задачи:
5. развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
6. развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Воспитательные задачи:
7. воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
8. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Организационный этап:
Воспитатель приглашает детей в школьную библиотеку.
Дети заходят, здороваются с гостями и, рассаживаются на стульчики.
Наталья Сергеевна - обращаясь к детям: Ребята, я приготовила для вас выставку писателя Н. Носова про Незнайку и его друзей («Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»).
Наталья Сергеевна коротко рассказывает эпизод про аварию на воздушном шаре, показывает иллюстрации, спрашивает детей почему произошла авария. В разговоре подводит к тому, что во время полета весь песок закончился, при падении воздушный шар лопнул, воздух весь вышел…
Наталья Сергеевна - Ребята я получила сообщение от Незнайки и его друзей. Им необходима ваша помощь. Незнайка просит найти 5 элементов для путешествия на воздушном шаре.
Уточнить:
- Воздух (надуть воздушный шар)
- Песок (для того, что бы шар приземлился)
- Вода (если шар полетит выше облаков)
- Свет (что бы был виден путь полета)
Наталья Сергеевна - Ребята, сегодня мы с вами поучаствуем в игре. Нам нужно пройти все задания и помочь Незнайке и его друзьям. Для этого нужно быть внимательным и собранным, дружно принимать решения и помогать друг другу! Вы готовы отправиться на поиски (ДА) Тогда в путь! Сейчас ребята вы отправитесь на поиски. Правильный путь вам укажут зеленые стрелки. На пути поиска вы увидите конверты с заданиями зеленого цвета и постараетесь правильно их выполнить. Вот вам корзинка для элементов и маршрут по которому вы отправляетесь на поиски этих элементов.
- Ну что ж, маршрут выбран правила известны, можно отправляться в путь! Желаю всем удачи! До встречи на этом же месте!
Наталья Сергеевна вручает детям корзинку и лист маршрута.
Дети выходят из библиотеки по направлениям зеленых стрелок на стене коридора и заходят в актовый зал.
Дети находят путь по стрелкам, выполняют все задания в конвертах, экспериментируют в лабораториях и берут по одному элементу в корзину для Незнайки.
Лаборатория «СВЕТА» (Зеленый конверт с заданиями лежит на первом столе)
Воспитатель: Ребята! Приветствую вас в лаборатории света. Кто из вас хочет стать исследователем? Возьмитесь дружно за руки и «Мы тихонько покружимся и в исследователей превратимся». Дети одевают жилетки , на голову шапочки. Здесь мы проведем опыты со светом. Вы готовы к экспериментам? (ДА).
Напомнить правила безопасности в лаборатории(обращаться с предметами аккуратно, не проливать, не разбивать и т.д.)
Эксперимент 1. «Свет повсюду»
объяснить, что источники света могут быть :
природные - солнце, луна, костер,
искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Воспитатель предлагает детям определить, сейчас темно или светло на улице (какое время суток), объяснить свой ответ. Работаем одной группой. Разложить на доске части суток -утро, день, вечер, ночь. Что сейчас светит? (Солнце.) потому что день. Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)
Игра «Свет бывает разный» — воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы:
Работают тройками одни выбирают природные источники света, другая тройка детей - искусственные
природный свет (солнце, луна, костер) Что светит ярче?
и искусственный свет - изготовленный людьми.
Что светит ярче - свеча, фонарик, настольная лампа?
Сравнить картинки разложить на доске в такой же последовательности с изображением этих предметов. Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Сделать фонарем тень на стене или доске , а дети руками показывают различные фигуры. Тень получается ,когда свет закрывает какой-либо предмет.
Вывод: Природный источник света солнце самый яркий, а из искусственного источника света - настольная лампа.
Какой элемент мы возьмем из лаборатории? Конечно – солнце. Таня в маршрутном листе рисует солнце. В путь, ребята. Куда показывают стрелки?
Лаборатория «ВОЗДУХА» (Зеленый конверт с заданиями лежит на втором столе)
Ребята, это лаборатория воздуха. Здесь мы проведем опыты с воздухом! Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. "Поиск воздуха"
Загадка
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
(Воздух)
- Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух»
Дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.
Пузырьки из бутылки
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Хикмет, возьми пустую прозрачную бутылку опусти в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
- Предложить детям доказать с помощью предметов , что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы трубочки для коктейля, пакеты, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; встряхивают пустым пакетом и тот заполняется воздухом.
- Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Чем мы заполняем пакеты?
Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Эксперимент 2. «Воздух работает»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар?
Вывод: Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• Столы;
• Листы бумаги;
• Тазы с водой;
• Пластиковая бутылочка;
• Трубочки, воздушные шарики, пакеты;
Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания в лаборатории «Воздух» Какой элемент из лаборатории мы возьмем для Незнайки? Правильно, воздух! (Взять с собой воздушный шарик для Незнайки).
Таня в маршрутном листе рисует воздушный шар.
Куда ведут зеленые стрелки? Идем дальше и будьте внимательны! Удачи!
Лаборатория «ВОДЫ»
- Это лаборатория «ВОДЫ». Здесь мы проведем опыты с водой. Начнем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Воспитатель предлагает детям заполнить 2 бутылки водой (с помощью воронок(. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. (чашка, кружка красные мерные стаканчики(Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льете. Какой слышим звук? (выводы детей).
Когда бутылки заполнены водой, детям предлагается поиграть в игру
«Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какого цвета вода?
Выводы: вода прозрачная.
На столе 2 прозрачные бутылки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем бутылки : одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Спросить как нужно нюхать незнакомую жидкость у Тани? (помахать руками над бутылкой, низко не наклоняться)
Выводы: вода без запаха, вода имеет вес.
Эксперимент 2. «Вода принимает форму»
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Воспитатель спрашивает у детей «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? (ответы детей).Примеры из жизни –в бассейне, в ванне, в стакане и т.д.
- Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.)
Дети наливают во все сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Предложить заполнить водой резиновую перчатку.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который налита.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• 1 бутылка заполнена водой 1пустая бутылка
• маленькие ковшики, красные мерные стаканы, черные с ручками
• таз с водой, поднос, воронки,
• предметные картинки
• узкий высокий стакан, широкая миска, кастрюля детская
• резиновая перчатка,
Воспитатель - Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания возьмите из лаборатории бутылочку с водой. Ставят ее в корзину. Таня рисует в маршрутном листе стакан с водой. Идем дальше по нашему маршруту. Будьте внимательны! Удачи!
Лаборатория «ПЕСКА» (Зеленый конверт лежит на третьем столе)
Это лаборатория «ПЕСКА». Здесь мы исследуем свойства песка. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Песочные рисунки »
Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? Предложить пальчиками нарисовать на сухом песке.
Выводы: песок сыпучий.
Эксперимент 2. «Песочные часы»
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода» - сравнить!
- Предложить детям самим собрать песочные часы из подручных материалов, (детали заготовить заранее: маленькие бутылочки из под мин. воды, крышки – заранее склеенные и с пробитой дырочкой, сухой песочек). Дети собирают часы, добавляют песок и с помощью воспитателя отмеряют песок по времени- 1 мин.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Таз с песком
- 6штук луп
- 6 крышек с крупным песком
- 6 пробирок с мелким песком, 6мерных стаканчика, 6 воронок
- 12 пластиковых бутылочек с готовыми крышками.
- 2 песочных часов на каждый стол
Воспитатель: Молодцы Ребята!
Вы выполнили все задания, возьмите необходимый элемент из лаборатории для Незнайки и его друзей. Взять с собой пробирку с песком в штаб. Таня в маршрутном листе рисует пробирку с песком.
Следуем строго по маршруту. Куда ведут зеленые стрелки? Ребята, будьте внимательны. Стрелка из лаборатории песка ведет в лабораторию «Света».
По ходу движения дети останавливаются в лаборатории «Света» встают в круг и превращаются из исследователей в ребят снимают шапочки и жилетки.
- Ребята из лаборатории «Песка» проходят до штаба по стрелкам.
В библиотеке отдают корзину Наталье Сергеевне, говорят, что они принесли воздух, воду, песок и свет.
Воспитатель: Ребята , мне нравится, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?( Ответы детей ( Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? (ответы детей( Что вызвало затруднение? (ответы детей( Чтобы бы вам хотелось в следующий раз исследовать? (ответы детей( Что очень важно вы сегодня были дружны и я благодарна вам за ваше настроение.
Наталья Сергеевна : Ребята, вы собрали четыре элемента, Вам не хватает «ПЯТОГО ЭЛЕМЕНТА» - самого главного!
- Что же это за элемент? Может быть , кто из ребят знает?
Предлагает детям игру
-Будем крепко мы дружить?
Да-да-да.
Нашей дружбой дорожить?
Да-да-да.
Мы научимся играть?
Да-да-да.
Друг другу будем помогать?
Да-да-да.
Друга нужно разозлить?
Нет-нет-нет.
А улыбку подарить?
Да-да-да.
Друга стоит обижать?
Нет-нет-нет.
Чай с друзьями будем пить?
Да-да-да.
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да.
Ребята рассказывают стихи о дружбе.
Таня - Дружат птицы в вышине
Хикмет - Дружат рыбы в глубине
Иван - Дружит с небом океан
Настя Б - Дружат дети разных стран
Даша - Дружат солнце и весна
Таня - Дружат звезды и луна
Ваня - Дружат в море корабли
Все - Дружат дети всей Земли.
Наталья Сергеевна: Пятый элемент – это ДРУЖБА!
Ваша игра закончилась и я хочу предложить вам книгу «Незнайка на Луне» из которой вы узнаете о новых приключениях Незнайки и его друзей. А еще подарю вам раскраски с вашим любимым героем Незнайкой. Молодцы, ребята!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.